Репин В.Г. Основные этапы создания ракетно-космической обороны. Часть 5

Mar 24, 2017 18:37

Оригинал взят у valuh в Репин В.Г. Основные этапы создания ракетно-космической обороны. Часть 5
Впервые опубликовано в книге "Корпорация "Вымпел". Системы ракетно-космической обороны" (М., 2005, стр. 50-72)

Реализация программы в 70-х - начале 80-х годов. Новые проектные предложения.

Основным практическим итогом 70-х - начала 80-х годов стало создание комплексной системы ПРН, модернизация системы А-35 и реальное воплощение концепции единой РКО.

Первой, не очень заметной по затрате ресурсов, но важной демонстрацией этой концепции стала реализация в 1973 г. информационного сопряжения КП комплекса РО с Главным командно-вычислительным центром головного комплекса системы А-35. На КП обоих комплексов были разработаны новые алгоритмы взаимного обмена данными и их функционального использования, осуществлено техническое сопряжение КП и проведены первые в истории РКО межсистемные испытания, которые показали заметное приращение характеристик обеих систем и убедительно подтвердили плодотворность концепции единства РКО.

К 1975 г. были созданы, автономно испытаны и приняты на вооружение все, предусмотренные проектом комплексной системы ПРН, РЛС «Днепр» на узлах ОС-1 (Иркутск), ОС-2 (Балхаш) и РО-2 (Рига), которые вместе с ранее введенными в строй РЛС этих узлов и узлом РО-1 (Мурманск) сформировали основу подсистемы НГРЛ СПРН. Одновременно с этим было завершено создание КП СПРН. На нем созданы и автономно испытаны новый высокопроизводительный вычислительный комплекс в составе трех ЭВМ М-10, аппаратура передачи данных для информационного обмена со средствами системы ПРН и взаимодействующими системами, аппаратура отображения информации и управления. Введено в строй головное направление комплекса «Крокус» доведения информации предупреждения о ракетном нападении до пунктов управления высшего руководства. Наконец, созданы мозги системы - комплексный боевой алгоритм (КБА) и комплексная боевая программа КП системы ПРН, в которых реализованы внутрисистемная идеология СПРН и идеология взаимодействия с системой ПРО и ККП. На этой основе тщательно отработано и проверено информационное и функциональное взаимодействие КП СПРН с надгоризонтными РЛС системы и взаимодействующими системами ПРО А-35 и ЦККП. Алгоритмическое и программное обеспечение последнего в этот же период также подверглось кардинальной модернизации и совершенствованию. Первая очередь комплексной системы ПРН вместе с взаимодействующими системами была подготовлена к испытаниям.

Эти испытания, включавшие в себя громадный объем имитационных и натурных проверок, закончились успешно и в октябре 1976 г. система ПРН в составе КП, четырех радиолокационных узлов РО-1, РО-2, ОС-1, ОС-2, головных направлений комплекса «Крокус» при информационном взаимодействии с ЦККП и системой А-35 поставлена на боевое дежурство.

Одновременно с этим отдельные дивизии ПРН и ККП были объединены в 3-ю отдельную армию СПРН, командующим которой стал В.К. Стрельников, а начальником штаба - Н.Г. Завалий.

С этого момента начался процесс дальнейшего наращивания, развития и совершенствования СПРН, который включал в себя создание предусмотренных проектом информационных средств системы, их автономные испытания, техническое и информационное сопряжение с КП СПРН, трудный процесс отработки и проверки функционального взаимодействия и проведение новых циклов комплексных испытаний системы ПРН с расширением состава средств.

Эта задача решена без снятия с боевого дежурства СПРН путем создания испытательного дубля несущей боевое дежурство системы, который включал в себя выделение для испытаний резервных вычислительных средств и другой аппаратуры КП и информационных средств системы с жестким разграничением потоков боевой и испытательной информации, и создания специального Научно-исследовательского центра СПРН Министерства обороны СССР (главный конструктор - Б.А. Головкин). На нем были продублированы вычислительный комплекс КБП КП СПРН, его информационные связи и созданы комплексные испытательно-моделирующие стенды, воспроизводящие информационные средства СПРН.

В 1978 г. успешно завершились работы по созданию ВПП «Даугава», стыковке ее в единый комплекс с РЛС «Днепр» и превращению Мурманского объекта в двухпозиционный радиолокационный узел. В новом качестве этот узел вошел в состав СПРН.

В это же время завершены автономная отработка и проверка космической системы УС-К обнаружения стартов баллистических ракет с ракетных баз на территории США. В январе 1979 г. она принята на вооружение и начата отработка ее функционирования в составе системы ПРН. В ходе этого процесса программно-алгоритмическое обеспечение системы УС-К пришлось подвергнуть кардинальным доработкам.

Одновременно с этим завершилось создание радиолокационных узлов РО-4 (Севастополь) и РО-5 (Мукачево), что обеспечило возможность контроля ракетной и космической обстановки на южном и западном направлениях. Введен в действие головной радиолокационный узел загоризонтного обнаружения стартов ракет с территории США «Дуга-2» в районе г. Чернобыля. Второй такой узел «Дуга-2» в районе Комсомольска-на-Амуре был предъявлен на автономные испытания.

Завершающим итогом этих работ стали испытания комплексной системы ПРН в составе оптических космических, загоризонтных и надгоризонтных радиолокационных средств обнаружения баллистических ракет. В 1980 г. эти испытания завершились и система ПРН в новом составе и с новыми, более высокими характеристиками была поставлена на боевое дежурство.

К началу «перестройки» система ПРН достигла пика своего развития. В 1984 г. принятием на вооружение завершилось создание головного образца РЛС «Дарьял» на радиолокационном узле РО-30 (Печора), а в 1985 г. -второго образца этой РЛС на узле РО-7 (Мингечаур). После очередного цикла комплексных испытаний эти узлы ввели в состав системы, в результате чего она приобрела уникальные возможности по контролю ракетной и космической обстановки на северном и южном направлениях.

Одновременно с этим создан запасной командный пункт СПРН, ввод которого обеспечил 100-процентную гарантию надежности функционирования системы и двукратное повышение живучести ее центрального узла. Система резервирования командных пунктов СПРН была спроектирована и реализована так, что ни источники, ни потребители данных СПРН без специального уведомления даже не могли ощутить выхода из строя одного из них, не говоря уже о каких-либо потерях информации.

По направлению ПРО в этот период завершенной работой стала модернизированная система А-35М. В ее составе было закончено создание центрального радиолокационного поля в составе двух РЛС «Дунай-3» и двух РЛС «Дунай-ЗУ» с общим сектором ответственности по азимуту 180°, восьми стрельбовых комплексов «Алдан» и «Енисей» с противоракетами А-350 и прочей инфраструктуры системы и нового программно-алгоритмического обеспечения. Наряду с возможностями поражения баллистических ракет без средств преодоления, эта система приобрела возможность поражения СБЦ. В 1978 г. после успешного завершения испытаний система была поставлена на боевое дежурство. За выдающиеся достижения главному конструктору системы А-35М И.Д. Омельченко было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Это событие означало, что все четыре компонента РКО - СПРН, СККП, ПРО и ПКО успешно прошли стадии проектирования и создания, интегрированы между собой в рамках единой концепции и поставлены на оборону страны. С этого времени новый род войск ракетно-космической обороны стал реальностью.

Произошли и очередные реорганизации. В 1976 г. ОКБ «Вымпел», ставшему с момента образования ЦНПО «Вымпел» отраслевым институтом, возвращен статус головного системного института по ПРО, для чего в него были переведены из НТЦ ЦНПО «Вымпел» СКБ-2 и СКБ-3. Новое предприятие в составе ЦНПО «Вымпел» получило наименование Научно-исследовательский институт радиоприборостроения (НИИРП). Его генеральным конструктором стал начальник СКБ-2 А.Г. Басистов, директором - Н.В. Михайлов, сменивший впоследствии на посту генерального директора ЦНПО «Вымпел» Ю.Н. Аксенова, который стал генеральным директором ЦНПО «Вымпел» после В.И. Маркова. Сейчас трудно на фоне резко - в 80-х, и катастрофически - в 90-х годах снизившихся темпов выполнения оборонных программ, судить о том, способствовала ли эта реорганизация интенсификации работ по ПРО или наоборот, но, во всяком случае, процесс создания системы А-135 растянулся (от первого проекта РЛС «Дон-2Н») почти на 30 лет.

По направлению СККП в 1981 г. была успешно завершена коренная модернизация алгоритмического и программного обеспечения ЦККП. Его функции значительно расширены, а качество решения всех задач значительно улучшено. Начаты работы по строительству объектов комплексов «Крона» и «Окно», разработке и изготовлению аппаратуры для них, а также по строительству дополнительного здания ЦККП и оснащения его высокопроизводительным вычислительным комплексом на базе ЭВМ «Эльбрус».

В 1976 - 1977 гг. кооперация промышленных и военных организаций под руководством НТЦ ЦНПО «Вымпел» разработала проект развития и совершенствования СПРН. Этот проект по сравнению с проектом 1972 г. учитывал новые реальности, а именно, вооружение стран НАТО БР морского базирования «Трайдент-1», перевооружение Франции более совершенными баллистическими ракетами, разработку и неизбежное перевооружение морских ракетных сил США ракетами «Трайдент-2» со сверхбольшой дальностью стрельбы, появление БР дальнего действия в Китае и т.д.

Все это предъявляло повышенные требования к СПРН и требовало адекватных мер по ее развитию и совершенствованию. Техническая основа для этого имелась.

Практический опыт по созданию системы УС-К для контроля ракетных баз на территории США доказал возможность создания глобальной системы обнаружения стартов ракет с территорий других стран и акваторий морей и океанов. Проект такой системы под шифром УСК-МО разработал ЦНИИ «Комета» (главный конструктор системы В.Г. Хлибко). Столь же ценный практический опыт разработки РЛС «Дарьял» и создания ВПП «Даугава» позволили коллективу РТИ под руководством Ю.В. Поляка инициировать проект переоснащения узлов РО и ОС новыми радиолокационными станциями «Дарьял-У». Проект последней отличался от РЛС «Дарьял» уменьшенным энергетическим потенциалом, но значительно большими возможностями по управлению им и помехозащищенности. Он базировался на освоенной технологии и хорошо налаженном производстве. Коллектив НИИДАР. разработавший под руководством А.Н. Мусатова РЛС «Дунай-У», выступил с предложением о создании РЛС «Волга» с использованием технологии твердотельных передающих модулей, что при высоких тактико-технических характеристиках РЛС предполагало заметное снижение затрат на капитальное строительство и позволяло, в то же время, создать в отечественной промышленности новое высокотехнологическое направление.

Эти возможности всесторонне рассмотрены и увязаны в системном проекте. В итоге были определены направления развития и совершенствования СПРН. Они включали создание глобальной космической системы обнаружения старта БР с использованием высокоэллиптических и геостационарных космических аппаратов с двойным контролем наиболее вероятных районов базирования ракет, создание двухпозиционного периферийного радиолокационного поля с требуемыми в новой обстановке развития ракетной техники характеристиками путем замены на существующих узлах РО и ОС РЛС «Днепр» на РЛС «Дарьял-У» и создания на базе той же РЛС нового радиолокационного узла для контроля северо-восточного направления. Предусматривалось поэтапное создание в промежутках между существующими узлами новых узлов, оснащенных РЛС «Волга» дециметрового диапазона волн.

Проект был рассмотрен, одобрен и принят к реализации. Директивным решением задавались создание системы УСК-МО, пяти РЛС «Дарьял-У» на узлах ОС-1 (Иркутск), ОС-2 (Балхаш), РО-2 (Рига), РО-5 (Мукачево) и новом радиолокационном узле на северо-восточном направлении, а также разработка РЛС «Волга» с дислокацией головного образца в районе г. Барановичи.

ПРО

Previous post Next post
Up