19:22 16.07.2012
Лепель 2012
В этом году я ездила в устно-историческую экспедицию по Беларуси, в Лепельский район. Основная цель экспедиции - собирать биографические интервью у бабушек и дедушек (обычно в возрасте 80+) для Белорусского архива устной истории (
www.nashapamiac.org). Идея простая и важная - записать на аудио и видео истории жизни разных людей. Я слушала истории про репрессии, про войну, про расстрел евреев, про остербайтеров, слушала песни и частушки, видела деревни, в которых можно снимать кино про 30-е годы - вот они домики, стоят такие же, только людей нет, видела деревенские хаты с иконами в красном куте, видела старинные кладбища с поваленными большими каменными крестами. И озера-озера-озера, и леса с черникой и земляникой. И вспоминала бабушкин дом, где прошло мое детство. Оказывается, я по всему этому очень соскучилась.
А еще мне делали куклы из тряпочек- четыре бабушки, показывали, как крутить ляльки - так, как в детстве они крутили.
И надо бы про это написать. Потому что теперь я считаю, что тему репрессий 30х годов нужно обязательно включить в школьные учебники, что тема Второй мировой войны так … хм… еще более неоднозначная, чем я думала… Эх, в общем, гаротныя беларусы, но что поделаешь - такая история моей страны.
Для затравки - 5 выражений, которые я слышала от бабушек. Хочу сказать, что на Лепельщине старые люди очень красиво говорят по-белорусски. Вот нашла в Википедии, что “
люди старшего поколения (от 80 лет и старше) ещё пользуются белорусским народно-диалектным языком” (а не трасянкой) - я как раз их слышала!
Итак, кто догадается, про что это?
- «Мой хазяiн» - это про кого?
- «Капаць гопiки» - что это значит?
- «Робiць за палачку» - это как?
- «Геркаць» - это что делать?
- «Пастроiць саламяначку» - что построить?
read more at
Пряники для души rss2lj