С наступлением холодов заставить себя выйти из уютного, теплого дома непросто. Но в эту субботу удалось - когда стало темнеть уговорила сама себя.
В 6 вечера в Москве уже совершенная ночь. Это время любоваться замечательной подсветкой зданий. Ночная Москва совершенно иная, удивительная, волшебная.
Сажусь на троллейбус и еду куда глаза глядят в центр. По дороге вспоминается песня Булата Окуджавы "Полночный троллейбус" : "Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на бегу, последний, случайный...." (цитата по памяти, специально не перепроверяла). Рада, что у меня сейчас совсем не такой момент, а вовсе даже наооборот. Да и троллейбусы нынче в Москве ходят всю ночь - и мой 15 и тот, что идет по Садовому кольцу - К.... Хотя отчаянье никуда не делось и лишь притаилось за углом... А ну-ка, кышь!
Выходу у сада "Эрмитаж". Люблю этот парк. Совсем небольшой, но в нем - целая вселенная. Три театра, кафе, ресторан, детская площадка, концертная сцена, эстрада, Чайковский, Гюго, памятник Любви, беседки, голубятня.... Все ли я перечислила? А зимой еще и каток!
С любопытством гляжу на театралов, уверенно спешащих в ярко освещенный театр "Новая опера".[Юлия-Джулия.]Там у меня даже есть знакомая - когда -то вместе с ней мы организовывали покупку духового оркестра для детского дома.Много замечательных опер послушала я в этих стенах. Но сегодня в моих планах прогулка по вечерней Москве. Поэтому иду вглубь "Эрмитажа" мимо величественных беседок.
В саду - ужасный грохот. Москва строится. Чайковский нахмурился - но делать нечего. Приходится терпеть.
Сад "Эрмитаж". Чайковский и подъемный кран. Дальше аллеей к памятнику влюбленным. Памятник представляет собой железное сердце, скрученное из трубок. На него неутомимые молодожены навесили свои замочки. Теперь в трубочки не позвенеть - да и сами трубочки уже пооборваны. Это сердце уже не звенит нежным, на нем - замок. И музыку заперли на ключ. Символично.
Перед памятником - фонтан. Новый? Или просто не запомнился?
Сад "Эрмитаж". Лавочки и фонари. Иду дальше - внимательно изучаю афишу театра "Сфера" - много интересных спектаклей, надо как-нибудь пойти. И вновь вперед - мимо населенной веселыми детьми детской площадки- тут всегда многолюдно.
Выхожу через боковой выход в Успенский переулок. Здесь наконец закончился ремонт.
Отреставрированное здание в Успенском переулке.
Сразу за этим старинным зданием светится огоньками современное, высотное.
Иду переулком вверх, по направлению к Пушкинской площади. Когда проходила мимо храма, громко зазвонили колокола. Решила зайти.
Атмосфера на службе - самая теплая, семейная какая-то. Большинство людей, по-видимому, хорошо знакомы друг с другом - храм совсем небольшой.
Из проповеди узнала о болгарском святом преподобном Иоанне Рыльском - служил пастухом, потерял корову, был отруган, пошел искать, нашел, тут потоп, по воле Бога необычайное спасение коровы и подростка на глазах у работодателя. Тот, испугавшись явленного чуда, поспешил от греха подальше отпустить от себя Иоанна. Затем многие годы одинокого жительства на горе и молитвы Богу окончались необычайной духовной силой Иоанна Рыльского, полученной от Бога. Всюду, где он жил, основывались монастыри.
В этот день целовали крест, а потом всех нас помазали елеем и поздравили с праздником Иоанна Рыльского со словами: "С праздником. Преподобный Иоанне моли Бога о нас..."
Храм прекрасно отреставрирован. Он расписан весь -сверху до низа - и стены, и низкий потолок. Внутреннюю роспись выполнили живописцы Третьяковской галереи (?).
Главный престол посвящён, как следует из названия храма, Успению Пресвятой Богородицы. На стене - роспись.
Тело Богородицы лежит на высоком помосте. Это тело окружают апостолы и ангелы. Слева от гроба ангел с поломанным (или коротким) мечом. Ангел опирается на тросточку. Он только что отрубил руки человеку, который ухватился за помост, на котором лежит тело Богородицы. Кисти рук - на помосте, они отрублены и отдельно от этого человека.. Никто на это не обращает внимания. Все смотрят на тело Богородицы. А сама Дева маленькая, вся в белом с головы до ног, сидит уже на руках у своего сына - человека и Бога - Иисуса Христа.
Во время службы я имела возможность внимательно все разглядеть.
В левом пределе на ковре играли дети. В основном объеме храма густо понавешана была верхняя одежда - на специальных вешалках
В советское время в помещении храма размещалась мастерская известного кутюрье Вячеслава Зайцева, что спасло храм от сноса. Храм был восстановлен с помощью Господа, усердием отца Глеба, его матушки Людмилы, прихожан и поддержкой бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.
Затем началась исповедь (два священника) и стало уже совсем душно. Оставаться до конца службы я не стала. Выхожу и иду на Малую Дмитровку. Вдоль бара "Камчатка" и театра "Ленком", мимо церкви, мимо бывшего кинотеатра "Пушкинский".
На Малой Дмитровке.
У бывшего здания газеты "Известия" вижу огромную очередь на вход в концертный зал "Извести Hall". Стало любопытно, что тут за концерт. Достаю свой телефон, открываю поисковик и через несколько секунд - вуаля - узнаю - сегодня здесь концерт известного рэпера Ногано - типа лучшего в России. Слава высоким технологиям. Хотя можно было просто спросить людей, что стояли в очереди.
Очередь на вход в "Известия Hall". Концерт рэпера Ногано.
Затем в подземный переход - внимательно изучаю содержание ларьков. И на Тверской бульвар.
Фотовыставку на бульваре, посвященную Москве я уже видела, поэтому перехожу с бульвара на тротуар - погазеть на публику в на окнах "Пушкина", "Бублика", других рестранов и магазинов.
Там белые скатерти, свечи, вкусно и многим весело.
Взглянув на фотографии спектаклей МХАТа под руководством Дорониной, вспоминаю, что у меня в телефоне есть программа "Узнай Москву".
Начинаю слушать разные истории о домах и людях, что в них жили. Это замедляет передвижение - каждый фрагмент длится лишь несколько минут, потом надо остановиться, достать телефон, нажимать на кнопки и переходить к следующему рассказу.
Короткими перебежками подхожу к зданию ТАСС. А тут еще одна интересная выставка - фотографии русских и советских писателей и поэтов.
Маяковский. Выставка фотографий перед здание ТАСС на Никитских воротах.
Выставка фотографий перед здание ТАСС на Никитских воротах. А дальше уже иду по Большой Никитской. Тут непривычно мало людей...
На Манеж проецируется видеоинсталяция. Не знала об этом. Что-то про освоение космоса и олимпиаду. Видимо, напоминают советские и российские успехи.
На университете объявление - Пропал человек. Такой молодой и симпатичный. Скорее найдись....
Иду к Националю. Ресторан полон - ни одного свободного столика. Наверное, после снижения курса доллара иностранцам там стало все недорого. Хотя гуляла там и русская свадьба....
В ларьке в подземном переходе - всюду Путин. Кто-то все это покупает. На выходе вижу женщину с белыми крыльями.... Никто даже не обернулся. Это Москва, дружок....
В подземном переходе. Ларек.
Гостиница "Советская"
Государственная Дума.
Теперь поворачиваю в сторону дома. На большой Дмитровке много людей в костюмах праздника Хэллуин - в крови, в виде страшного клоуна и другие... Зашла в кафе, перекусила и поспешила дальше.
Сворачиваю в Петровский переулок к Театру Наций.
Дом Трубецкой-Бове. Арх. О.И. Бове. 1883 год. Тут как раз закончился спектакль. И москвичи расходятся, а больше разъезжаются, образуя пробку....
Разъезд у Театра Наций.
Теперь осталось уже совсем немного - мимо музея современного исскуства Церетелли и Высоко-Петровского монастыря спешу к площади Петровских ворот.
Ожидаю целую минуту перехода через улицу (длинный светофор) и любуюсь на всадников в Москве. В этом месте я встречаю их не в первый раз. Что их привлекает? Неизвестно.
Петровским бульваром возвращаюсь к Трубной площади и сажусь на свой непоследний троллейбус. Москва, спасибо за чудесный вечер. Ты так насыщена сокровищами - не ленись, ходи, любуйся, наслаждайся....
Дома муж сообщает мне об крушении лайнера, летевшего из Египта в Санкт-Петербург. Очень жалко погибших и их родных. Но ужаса и страха нет. После взрыва домов на ул. Гурьянова в Москве был перейден какой-то психологический порог, за которым - пустота. А после смерти папы все остальные смерти других людей не так волнуют. Бессчувственность и бессердечность? Где-то так.