"Холстомер". Опера композитора Владимира Кобекина в театре им. Покровского. 4 сентября 2014 г.

Sep 08, 2014 17:57

4 сентября 2014 г. по любезному приглашению "Сообщества московских блогеров" мы с моей подругой Наташей Ш. послушали оперу "Холстомер".

[Коротко.]Нам очень понравилось.

В этот раз администрация предоставила нам прекрасные билеты на 1 ряд. Поднимаемся по лестнице на второй этаж, где расположен театральный зал и буфет.



Читаем программку. Тут, слава Богу, все без нововведений - раздел "Действующие лица и исполнители" присутствует.

Нам предстоит знакомство с оперой современного композитора Владимира Кобекина - он написал и музыку и либретто.
Литературная основа - повесть Льва Николаевича Толстого "Холстомер".
В ней рассказывается о судьбе пегого рысистого мерина и о жизни его хозяина - знатного барина и гусара князя Серпуховского.
"Лошадь у Толстого - это метафора человека, позволяющая посмотреть на мир немного другими глазами," - считает композитор. И с этим трудно не согласиться.

Мировая премьера оперы состоялась 1 октября 2012 г. С тех пор прошло два года. Что же нас ждет? Понравится ли нам это произведение, ведь современных опер пока слушать не доводилось? Волнуемся.

Тут  звучит колокол и мы заходим в зал.



Фото с сайта театра. Фотографии спектакля  с другим составом исполнителей.

Вся сцена и стены зала - черные. Сцена - пустая. Кресла зрителей расположены немного под углом к сцене. Из оркестровой ямы раздаются звуки музыки...
Между оркестром и зрительным залом - тоненькая полоска сцены.



Фото annasmarttotrip.

И вот все стихло. Прожектор освещает старика в мешковатой одежде в правом дальнем углу сцены. Это Холстомер, старый мерин (баритон Роман Бобров). Вид его внушает жалость.

Под звуки музыки  на сцену с топотом и ржанием выбегают из зрительного зала артисты театра - это табун лошадей. Все певцы распределяются на небольшом возвышении вдоль всего зрительного зала.

Девушки - в коротких юбочках, все как на подбор с длинными волосами, убранными в "лошадиный хвост".  Мужчины - в штанах цвета хаки, некоторые  и обнаженными торсами. Смотрится очень симпатично.



Фото с сайта театра. Фотографии спектакля  с другим составом исполнителей.

Молодые актеры  рассказывают нам, зрителям, что старость бывает разной - и величественной, и жалкой. А Холстомер, по их понятиям, жалок и заслуживает смерти. Особенно выделялся голос актера, у которого на груди был кошелек...

Затем звучит хор "Убить, убить, он чужой". Это страшно.
Сразу пришла на ум Украина, где люди обозвали своих недавних соседей и друзей "колорадами" и "ватниками", чтобы легче было друг-друга убивать. Трагедия на Украине присутствует в нашей жизни сейчас все время, внося диссонанс железа по стеклу в гладкую мелодию нашей мирной жизни. Все так хрупко..

После хора начинается ария Холстомера, в которой он рассказывает табуну свою жизнь: " Меня прозвали Холстомером за длинный  и размашистый ход, равного которому не было в России» (цитата не точная).  Вот это "в России" почему то прозвучало для меня диссонансом. Для меня лично просилось "на Руси"." .

В процессе рассказа-арии на сцене появляется Холстомер в юности (баритон Азамат Цалити). Жеребенок прыгает и резвиться на сцене - все это выглядит очень привлекательно в исполнении нежного  и хрупкого певца. Заставила улыбнуться и вспомнить детство ромашка на облегающем трико. В памяти остались выразительный профиль и горящие глаза артиста.
К сожалению, на момент написания этого отзыва, на сайте театра не было фотографий Азамата Цалити.



Азамат Цалити (юный Холстомер) и Роман Бобров (Холстомер в старости). Фото annasmarttotrip. Поклоны.

Нет возможности, да и вряд ли надо, описывать все перепетии сюжета - две жизни и две смерти пегого мерина (первая смерть - оскопление жеребенка, а вторая смерть - от рук коновала; первая жизнь - в табуне с молодыми жеребятами, вторая - в Москве, у князя Серпуховского).

Напишу о музыке и либретто спектакля.
Все так написано, что мы ни одной минуты не скучаем.
Владимир Кобекин мастерски  переводит нас от одной эмоции - к другой -  от жалости к радости, от ужаса к любви, от удальства и веселья -  к печали, от восторгов юности к мудрости и печали старости.  Ярки и разнообразны музыкальные тему спектакля.

Отдельно отмечу прекрасную дикцию всех певцов - было понятно каждое слово. А ведь четкой дикцией могут похвастаться далеко не все певцы даже Большого театра.
Правда, следует отметить, что мы сидели на первом ряду. Не знаю, было бы так же из последнего ряда.

Кроме уже упомянутых Романа Боброва (Холстомер в старости) и Азамата Цалити (Холстомер в юности) отмечу блестящую работу Борислава Молчанова в роли Тараса - веселого, жуликоватого, в меру пьющего,  умеющего потрудиться, но и  любящего шутку и забавы русского мужика. Очень убедительный и живой образ.

Не оставил меня равнодушной и Захар Ковалев в роли князя Серпуховского. Особенно запомнился его первый выход с арией "Я Петербурга не люблю... И, так сказать, немножко пью...". Внешне привлекательный актер с приятным голосом.

Удивительно нежно и лирично прозвучала любовная ария юного Холстомера и его возлюбленной молодой кобылки в исполнении Александры Мартыновой. Эта песня без слов, на одном только распевании "А-аааа" пробудило в душе воспоминания о первой любви.
Потом фигурка актрисы в белом коротком платье будет постоянно присутствовать на сцене, как присутствовала она в мыслях юного мерина. Так и мы все нашу первую любовь  вспоминаем всю жизнь.

На мой взгляд, все певцы блестяще справились со своими партиями.

За одним маленьким исключением - мне не понравилась ни игра, ни пение Анны Костылевой в роли любовницы князя Серпуховского, хозяина Холстомера.
Не исключаю лишь возможности того, что таковой была режиссерская задумка - чтобы порок не выглядел привлекательно. Ведь во многих музыкальных произведениях их авторы создают для своих порочных героинь самые выигрышные музыкальные номера, благодаря чему грех и падение выглядят в них черезвычайно соблазнительно. В этом спектакле не так - Матье стараниями Анны Костылевой ничего, кроме брезгливости и недоумения, у меня не вызвала. Но было ли так задумано, или просто Анна Костылева не справляется со своей ролью?

Что еще написать?
Поздравляю режиссера-постановщика и хореографа Михаила Кислярова с безусловной победой - созданием интересного, динамичного спектакля.
Благодарю Владимира Кобекина за столь интересную и живую оперу.
Благодарю всех артистов за полученное удовольствие от спектакля.

Другие ссылки по теме:
В отзыве использованы фотографии annasmarttotrip и с сайта театра.
Я не фотографировала, так как об этом просили.

Не мои фото, Москва, Веселая и Культура

Previous post Next post
Up