Ремарк. Ночь в Лиссабоне

Feb 14, 2024 13:29

После Рэнд ячитала Ремарка, "Ночь в Лиссабоне". Какое же счастье с первых строк от настоящей литературы.
И какая современная книга. О том, как война врывается в жизнь частного человека, разрушает ее и в конце концов отнимает, и ничего нельзя с этим сделать, только стараться сохранить себя внутри себя, только любить, кого любишь, и бороться за них, только не участвовать во зле... И о вынужденных скитаниях, и о том, что укрыться некуда...

Немножко цитат:

Передовые газет были ужасны - лживые, кровожадные, заносчивые. Весь мир за пределами Германии изображался дегенеративным, глупым, коварным. Выходило, что миру ничего другого не остается, как быть завоеванным Германией. Обе газеты, что я купил, были когда-то уважаемыми изданиями с хорошей репутацией. Теперь изменилось не только содержание. Изменился и стиль. Он стал совершенно невозможным…

Начитавшись газет, я упал духом: много ли надо, чтобы поверить во все это, если читаешь одно и то же каждый день! А сравнивать было не с чем: иностранные газеты в Германии были под строгой цензурой...

Я смотрел в окно поезда. Людей попадалось мало, а военных совсем не было видно. Вечер медленно затоплял окрестные холмы. В крошечных садиках путевых обходчиков цвели розы, лилии и георгины. Они были такими же, как всегда, - чума не уничтожила их. Они выглядывали из-за деревянных заборчиков так же, как во Франции. На лугах паслись коровы - так же, как они пасутся на швейцарских лугах, - черные, белые, без знака свастики, с такими же кроткими глазами, как всегда. Я увидел аиста на крыше крестьянского домика, он деловито щелкал клювом. И ласточки летали вокруг, как они летают везде. Только люди стали другими, я знал это.

Они все боялись ее [войны], но в то время как в других странах знали, что воины хочет Германия, здесь говорили о том, что войну навязывают Германии другие.

Я все понимал. В тысячелетнем третьем рейхе нельзя было доверять даже родным. Спасителями Германии доносы давно уже были возведены в национальную добродетель.

…На небольшом постаменте я увидел черный громкоговоритель.
Резко освещенный прожекторами, холодный, бездушный автомат стоял перед толпой и орал о праве на завоевание всех немецких земель, о великой Германии, о мщении, о том, что мир на земле может быть сохранен только в том случае, если остальные страны выполнят требования Германии и что именно это и есть справедливость.

Посмотрела "Мастера и Маргариту" Юрия Кары. В 4 приема, поэтому о целостном впечатлении говорить не могу. Да, наивно по средствам, но вообще я считаю, что техника не главное в искусстве. Может, это больше театральная работа, много отличных актеров, которые создали отличные образы. Михаил Ульянов в роли Пилата мне очень понравился; впрочем, и Лавров у Бортко был хорош, но все-таки стар и слаб.
Бурляев-Христос мне никак, слишком иконописный.
Понравился Бездомный-Гармаш, вообще там много прекрасно сыгранных ролей, большинство, не стоит перечислять.
Беда не в технике (хотя бал совсем провальный - и еще у меня то и дело менялись цвет и звук и я думала, что это: прием или все-таки дефект пленки?).
Беда в том, что там нет Мастера и Маргариты, их нет даже как главных героев, не говоря об образах. Есть ли люди, которым понравилась в фильме Вертинская? Мне ее ужасно жалко, я даже немного простила ее полное несовпадение с ролью за слезы в последних сценах.
Вывод у меня один: роман прекрасен, надо перечитать.
А фильм Локшина посмотреть еще раз. Там-то уж точно есть и Мастер, и Маргарита.

книги, кино

Previous post Next post
Up