Швейцер

Feb 01, 2022 23:33

Ну, вот и февраль, и Тигр.
Отпраздновали. Посмотрели 5-го "Поттера".


И тигренка сладкого съели.


А сегодня убрали елки и всё новогоднее. И я перешла на здоровое питание. Хотела продержаться 4 недели, а не продержалась и дня - вечером все же съела кусок пиццы. Ну ничего. Главное - направление.
У меня еще долги по постам, вот, например, про книги. В 2021 году я прочитала меньше предыдущих лет - всего 41 книгу, 13000 страниц. В 2020-м я усиленно чистила библиотеку и получилось 146 и 29000.
Не рассказала я в прошлом году про последнюю книгу, которую не читала, а перечитывала.
"Письма из Ламбарене" Альберта Швейцера.
Прежних впечатлений я не помню, кроме восторга перед этим человеком. Ну и сейчас меня вновь впечатлила цельность личности автора, не изменившего однажды принятому решению в течение всей жизни. Да, его волновала судьба африканских негров и он считал своим долгом, долгом белого человека им помочь. Он мог поехать в Африку миссионером, но считал, что нужнее там врач. А он не был врачом, он любил Гете и Баха и был специалистом именно в музыке, литературе, теологии. И он специально изучил медицину - это уже подвиг. Он приехал на пустое место и создал в конце концов в Габоне образцовую многопрофильную больницу. Он лечил всех и всё - и в то же время забивал сваи, тысячи свай, каждую сам, потому что это дело нельзя было доверить неграм.
Две вещи меня поразили. Первая - ведь он приехал в Африку с женой, которая была готова разделить его миссию. Но ее здоровье не позволило этого. Он как-то приспособился к тяжелому, нездоровому климату тропиков, а она нет. И всю жизнь они прожили раздельно, встречаясь раз в несколько лет на короткое время. Она приезжала, заболевала, уезжала. А он продолжал работу. И дочка жила далеко.
И вторая - негры, которых он так жалел, были далеки от идеала, с ними было очень трудно, и в книге много о пациентах нелицеприятного - и лень, и невежество, и воровство, и недержание слова, - но это не имело никакого значения. Ничто не имело значения - он шел по избранному паз навсегда пути. Причем умудряясь продолжать заниматься и литературой, и философией, и музыкой и так владея в тяжелейших обстоятельствах собой и своей жизнью, что это кажется чудом.
Он помогал всем - и прокаженным, и буйно помешанным, и людям-леопардам, лечил повальную дезинтерию и сонную болезнь, считавшуюся неизлечимой. Он сделал свою больницу таким местом, куда врачи и сиделки стремились, где завещали себя похоронить, даже если умирали в Европе.
И еще удивительное - он прожил 90 лет. Он был великий человек. И идея его - благоговение перед жизнью - велика и неоспорима.
И по традиции цитаты. Некоторые для советского человека звучат как бы не очень хорошо, но Швейцер имел полное право говорить всё, что думал, он это всё пережил. Его местные считали святым и были правы.
"Как мне вести себя с негром? Должен ли я относиться к нему как к равному или как стоящему ниже меня? Я должен показать негру, что в каждом человеке уважаю его человеческое достоинство. Но главное, чтобы между ним и мной было духовное братство".
"Я твой брат, но твой старший брат".
"Остаться человеком порядочным, ничем не погрешить против совести, и вместе с тем продолжать быть носителем цивилизации - вот что безмерно трудно и трагично во взаимоотношениях белых и негров в Экваториальной Африке".
"Несмотря на всю мою усталость и малокровие, мне каким-то чудом удается сохранить почти полную душевную свежесть... После ужина я провожу 2 часа за работой, посвященной роли этики и культуры в истории человеческой мысли... Время между вторым завтраком и возобновлением работы в больнице посвящено музыке, как и воскресные дневные часы.... Для того, чтобы не потерять мужества в Африке, надо заниматься умственной работой".
"Когда я смотрю на избавление от страданий больных в этом далеком краю как на задачу всей моей жизни, я исхожу из чувства милосердия, к которому призывает Иисус Христос и религия вообще. Но вместе с тем я взываю и к разуму человека. На то, что нам следует совершить во имя облегчения участи негров, нельзя смотреть как на простое "доброе дело". Это наш неотъемлемый долг перед ними...Это искупление того зла, которое мы же им причинили".
"В 1944 году мы сами уже понимаем, до какой степени мы устали. Причина этой усталости - как слишком длительное пребывание в жарком влажном африканском климате, так и постоянное переутомление, вызванное непомерной нагрузкой. Приходится напрягать последние силы, чтобы справиться с работой, которой ежедневно требует от нас наше дело. Только бы не захворать... Ни одного из нас еще долго никто не сменит. И мы не сдаемся".

книги

Previous post Next post
Up