Читательский дневник

Feb 05, 2021 00:42

За январь прочитано 6 книг - впрочем, 2 из них были начаты еще в 2020-м: воспоминания Кузминской, о которых я уже писала, и толстенный том Д. Быкова об Окуджаве в серии ЖЗЛ. В эту книгу трудно было втянуться - там мало про жизнь, быт, много разборов текстов, не все они приведены... в общем, скучновато. Пока не втянешься - и тогда уже читаешь с удовольствием, труд-то огромный, возможно исчерпывающий.
Это не биография, а духовная биография, исследование, чрезвычайно добросовестное. Казалось бы, что я не знаю об Окуджаве, все мы его любим и вроде бы понимаем. Но по прочтении этого тома я узнала гораздо больше и Окуджава стал мне гораздо ближе. Том лирики у меня есть, но нет прозы. Я читала когда-то "Путешествие дилетантов", мне даже его подарили - актриса в Челябинском ТЮЗе, где я тогда работала, сразу после института. А потом главный режиссер сделал мне выговор, что я слишком сближаюсь с актерами, уже говорят о каких-то приближенных, так режиссер не должен делать - в общем, книгу я зачем-то отдала обратно. Теперь закажу сыновьям не на 8 Марта, так на день рождения как минимум 2 его романа. По Быкову, песни-то Окуджаве продиктованы свыше, а вот проза - это он сам.
До этой книги песни Окуджавы были для меня отдельно от его жизни (краем уха слышала только про репрессированную мать) и тем более от жизни страны. О том, кто, как и за что травил его, я понятия не имела. Эту лакуну Быков заполняет подробно. И опять моя больная тема, опять живые люди под катком, вся жизнь, вся ее несвобода... (там и письма-доносы на Окуджаву, когда уж и Сталина давно нет, а подлая интонация всё та же).
Вдруг -  о сестре отца, Ольге Окуджаве, жене Галактиона Табидзе, расстрелянной и закопанной в Медведевском лесу под Орлом в 1941-м, когда при отступлении убивали всех заключенных. Выкапывали деревья -  сколько людей должны были участвовать и развращаться, считая это нормой, - совали в землю трупы и вновь сажали деревья, чтоб незаметно было, следа не осталось, еще проверяли потом под видом грибников. Потом и немцы там же расстреливали, это особо бьет.
А мы с Васей ездили туда, когда он работал в Орле, стояли у скромного мемориала.
Я много выписала, но не всем можно поделиться. Вне книги какие-то утверждения (Окуджавы ли, автора ли) будут слишком резкими, а в книге всё обосновано.
Вот лучше нейтрального: Окуджава, по Быкову, Петя Ростов, добрый мальчик. Защитник и оправдатель человека, его адвокат.
О поэтике: "Ни в одной из песен Окуджавы нельзя безнаказанно поменять мелодию или строку: лучшие слова в лучшем порядке на лучший мотив". А вот Вознесенский о том же: "Стихи обычные, музыка непрофессиональная, поет посредственно, всё вместе гениально".
Быков все время пишет про аристократизм Окуджавы, а аристократизм - вот что, 2 черты: 1) готовность делать дело и неготовность его имитировать, 2) неготовность поступаться лицом по имя абстрактных интересов, выдаваемых за государственные.
Вот очень мое: "защита от мира - не пересекаться с государством".
Вот наше с Васей: что в нем сочетались грузинское вольнолюбие и армянская дисциплина, грузинская широта и армянская сдержанность.
Напоследок: "Окуджава - человек, настаивающий на своем праве быть слабым. Он привязан к семье, к дому - и не стыдится этого; он не хочет гибнуть на войне и воспринимает ее как трагедию. Он считает человека выше государства".
Вторая важная книга января - "Симон" Наринэ Абгарян. Нехитрый сюжет - умер старик, на похороны пришли его бывшие пассии, и потом о каждой из этих женщин отдельный рассказ. У меня даже сперва смешались их истории в голове, просматривала снова, потом поняла, что не так важно их не спутать - все хорошие, все несчастные, и Симон хороший, и каждой подарил "горсточку счастья", как в идишской песне, которую поем мы с Васей. И Берд, подаренный миру нашей Наринэ, уже такой родной, город, куда мы не доехали с Васей, но должны обязательно доехать.
И в ущелье там пахнет морем, хотя какое в Армении море? Но оно есть...
И персонаж, объединяющий всех, появляющийся там, где нужно, городской ангел - дурочка, Косая Вардануш...
Еще был том "Намедни" (как и книга Быкова, это мое наследство от Леночки), по 80-м годам. Это просто удовольствие - читать и рассматривать его, я читаю эти тома (есть еще один, о 90-х) понемногу, по 10 страниц в день, за послеобеденным чаем. Что-то вспоминаю, а многого и не знала.
Ну, а в рамках продолжения чистки библиотеки был том "Грани Агни-Йоги", это специфическая литература, но и она совсем не даром перечитывалась. Может быть, потом напишу отдельно о том, что мне дали годы увлечения Живой Этикой и Рерихами. Вообще всё недаром дается, во всем урок.

книги

Previous post Next post
Up