Вы, наверное, задавались вопросом «кто эти люди, чьи голоса мы слышим в сюжетах разных программ, но их самих не видим?» Это дикторы, к числу которых отношусь и я. Поэтому авторитетно расскажу вам о буднях закадровой жизни. Озвучиваю я сюжеты в программе «Доброе утро» на Первом канале. Работа диктора на первый взгляд незаметна, но чрезвычайна важна. Поскольку именно звуковой образ, включающий в себя, тембр, манеру, темп речи, расставленные акценты, паузы в сочетании с картинкой, создают нужное настроение у зрителей, а, значит, и правильное впечатление. Мое амплуа - это истории из жизни голливудских актеров, любовная лирика и мода. Поэтому и стилистика моего звучания - деловито ироничная. Каждый из дикторов находится на своем месте. Мои коллеги с мягким, будто бы домашним голосом, работают над сюжетами хозяйственной и кулинарной направленности. По социальной и криминальной тематике работают дикторы с соответствующими нотками и манерой речи. Так и выходит, что у каждого своя роль.
Над созданием одного сюжета трудится целая команда специалистов в течение нескольких дней.
Сначала утверждается тема, корреспондент с оператором снимают необходимые материалы, берут интервью (на уйти это может не одна съемка), потом сюжет проходит стадию монтажа, утверждения.
Казалось бы, что все готово!
Но! Теперь начинается, на мой взгляд, самый творческий этап работы - разукрашивание сюжета голосом. При помощи ярких интонаций и голосовых оттенков, фразы приобретают нужную эмоциональную окраску. Где-то слышна интрига, где-то подтекст, где-то открытая эмоциональность. Диктор должен передать голосом любое настроение. Секрет в том, что нельзя переигрывать, выпячивать свою суть. Нужно ловко жонглировать интонациями, разговаривая со зрителем на языке ассоциаций и ощущений. Это сродни актерской игре. Наверное, поэтому значительная часть моих коллег артисты театров и кино.
Святая святых, то есть место, где происходит озвучивание - это обычная студия, называемая в простонародье, «озвучка». И работают там настоящие знатоки своего дела. Они подбирают подходящий для сюжета музыкальный фон, записывают дикторов, расставляют по местам звуковые эффекты, балансируют и соединяют звуки, так чтобы сюжет по-настоящему зазвучал.
После этого его окончательно утверждают руководители. И готовый сюжет плавно встраивается в верстку, в которой поминутно расписан эфир программы.
И ОП-ЛЯ!! Еще одно волшебство телевидения состоялось! Пускай сюжет длится всего 3 минуты. Но, возможно, для кого-то из зрителей это будут самые важные 3 минуты. Ведь именно в этот период могут быть сказаны такие слова, что каждое утро станет, по-настоящему добрым!