В кабинет заходит продавец книг, из тех, что ходят по подъездам и обращаются к вам на улицах. Улыбаясь, представляется, говорит о своей продукции. Один из сидящих тут же его брезгливо обрывает, говорит: "Покиньте помещение" или "Убирайтесь. Вон!" Продавец, побледнев, извиняясь и стараясь удержать улыбку, выходит. Защита или нападение? Это они, гады, достали, житья от них никакого, как они смеют внаглую вторгаться в моё пространство - или это всего лишь человек, делающий свою работу, довольно позитивно и уважительно обращающийся к людям, на которого наорали в начале рабочего дня? Для обоих произошёл болезненный прорыв границы их территории. Где же эта граница в действительности проходит? Как "не навредить"?
Однажды друг спросил - почему я на подначки общих знакомых по поводу экозащиты, вегетарианства и пр. не начинаю доказывать, что они не правы, а просто молча улыбаюсь? Задумалась. Ответила, что мне так проще. Начинать им что-то доказывать и пытаться переубедить - это вторжение на их территорию, это ответственность и требует дополнительной энергии. Да и не люблю я кого-то в чём-то убеждать, люди имеют право думать своей головой, самостоятельно принимать решения, им так полезнее. Он говорит: "А тебе не приходило в голову, что это не их, а твоя территория? Что ты теряешь энергию как раз продолжая её сужать?" И в самом деле - с чего я взяла, что "они" от моего расширения как-то пострадают, что их это сильно притеснит... Чрезмерная забота об окружающих, которые в этом не нуждаются и, в общем-то, вполне могут сами о себе и сохранности своей территории позаботиться. С тех пор перестала переживать за всех без разбору :)
А ещё я, по-прежнему, очень люблю письмо Есенина своему другу Грише Панфилову:
"Милый Гриша! Я человек, познавший Истину. Я ЕСТЬ ТЫ. Я В ТЕБЕ, А ТЫ ВО МНЕ. То же хотел доказать Христос, но обратился не прямо к человеку, а к отцу, да ещё и небесному. Как не стыдны и не унизительны эти названия?
Люди, посмотрите на себя, не из вас ли вышли Христы и не можете ли вы быть Христами?
Ох, Гриша! Как нелепа вся наша жизнь! Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды.
Ты посмотри, кто распинает-то? Не я ли и ты, и кого же - опять меня или тебя? Только больные умом и духом не могут чувствовать это. Войди в моё положение или в чьё-либо другое, проверь себя, не сделал ли бы ты того, что сделал другой, поставь себя в одинаковые условия и увидишь доказательство истинности слов Я ЕСТЬ ТЫ.
Да, Гриша, люби и жалей людей, и преступников, и подлецов, и лжецов, и страдальцев, и праведников. Ты мог и можешь быть любым из них. Не избегай сойти с высоты, ибо не почувствуешь низа и не будешь иметь о нём представления.
Только можно понимать человека, разбирая его жизнь и входя в его положение. Все люди - одна душа. Я ЕСТЬ ТЫ. Кто может понять это, для того нет более неразгаданных тайн. Если бы люди понимали это, а особенно учёные, то не было бы крови на земле и брат не был бы рабом брата…"