Свобода в воспитании

Apr 01, 2018 19:59


Каждый родитель имеет право видеть своего ребенка счастливым и успешным. Поэтому они стремятся дать все необходимое для развития личности ребенка. Иногда даже в ущерб себе. Некоторые родители идут еще дальше - они предоставляют своему ребенку полную свободу во всем, забывая при этом, что свобода - это не отсутствие границ, не вседозволенность. Свобода - это выбор.

Идеологи свободного воспитания, начиная от Ж-Ж. Руссо, считали, что по своей природе ребенок не способен сделать плохой выбор. Но Ж-Ж. Руссо не жил в наше время, когда ребенка при каждом неосторожном нажатии кнопки ожидает гигабайты мусора, жестокости, обмана, вовлечения в отвратительные темы. И сложно ребенку с его чистой душой разобраться где здесь светлая, а где темная стороны. Настолько обе убедительны.

Родители, оставляя ребенка наедине с самим собой, не понимают, что это не свободное воспитание, это отсутствие воспитания. Одна из целей воспитания - задать ценностные ориентиры, без которых невозможно сделать правильный выбор. Выбор всегда основывается на определенных критериях. И если эти критерии ребенку не заданы, то он будет руководствоваться, повинуясь собственному центру удовольствия.

Две основные ошибки, которые совершают родители, выбирая свободное воспитание:


  • Недостаточная включенность в воспитательный процесс. Родители часто не знают, где и чем занимается ребенок. Ребенок при таком подходе не чувствует опоры, надежности и участия со стороны родителей. Последствием такой ошибки становится убеждение ребенка в том, что всем вокруг все равно.
  • Основное внимание уделяется удовлетворению потребностей ребенка. Ребенок превращается в центр Вселенной, не знающий запретов. Как следствие избалованный, капризный ребенок, не способный адаптироваться в обществе.




При таком подходе полученный результат может быть самым непредсказуемым, но вероятность того, что в будущем такой человек будет успешен крайне мала. Что же делать, чтобы этого избежать?

  1. Научить ребенка делать осознанный выбор. Уметь предугадывать последствия своих поступков и осознанно выбирать необходимую модель поведения. В этом помогут вопросы: "Что ты хочешь получить?", "Какие будут последствия?", "Как ты будешь себя вести, если что-то пойдет не так?" и подобные.
  2. Помочь ребенку освоить социальные правила и нормы. Границы должны соблюдаться и этого можно добиться, объясняя ребенку смысл этих требований. Например, соблюдение гигиенических требований необходимо для сохранения и поддержания здоровья.
  3. Помнить, что родители нужны не для того, чтобы удовлетворять все прихоти ребенка. Не стоит бросать все свои интересы, желания и чувства на алтарь детских "хотелок". Когда родители отстаивают свои потребности, ребенок учиться уважать и учитывать мнение другого. 

Важно помнить, предоставляя ребенку свободу, снабдите его компасом (в виде заданных ценностей, правил). Так он с большей вероятностью выберет правильное направление своей жизни.

социализация, воспитание, ответственность, свобода, дисциплина

Previous post Next post
Up