Все дети любят секреты. Помните, как в детстве мы, девчонки, зарывали в песке фантики, прикрытые цветными стеклышками - секретики. А еще мы обязательно кого-нибудь хоронили за верандой на прогулке в детском саду. И это тоже была наша маленькая, но сокровенная тайна, в которую миру взрослых было не проникнуть. Зачем мы это делали?
Создание секретов, тайного мира для детей важный этап взросления. Элемент социализации, включения себя в материальный и духовный мир. Ребенок начинает отделять себя от мира взрослых, познавать физическое пространство, осознавать свои психологические границы. Одним из элементов такого отделения являются секреты, тайны, недоступные и непонятные взрослым. Ребенок создает и обогащает свой личный мир подобно миру взрослых. Он один волен распоряжаться своим секретом. Можно поделиться с другим секретной информацией, зарыть в землю "секретик", подобрать на улице какие-нибудь предметы и спрятать их в тайнике.
Все эти секретики делают ребенка важным и значимым в его собственных глазах. Он является носителем некой тайной информации, совсем как взрослый. И ребенок может автономно выстраивать свою реальность, устанавливать самостоятельные отношения с природой и окружающими людьми.
По мере взросления материальные секреты перетекают в секреты душевные. Ребенок бережно хранит свои тайные мысли, переживания, желания. Иногда, поделившись своими тайнами со взрослым ребенок сталкивается с непониманием, обесцениванием своих собственных мыслей, а значит и своей личности. В этот момент доверительные отношения разрушаются и взрослые своими неосторожными высказываниями закладывают первые кирпичики в стену дальнейшего непонимания и отдаляют своего ребенка от себя.
Современным детям все сложнее сохранить свой мир в секрете. Поскольку большая часть их секретов сосредоточена в одном информационном носителе. И взрослые имеют туда прямой доступ.
С одной стороны это неплохо - взрослые имеют возможность видеть и знать, что происходит с их ребенком и в случае угрозы вовремя вмешаться. Но с другой стороны такое бесцеремонное вмешательство нарушает границы собственного "Я" ребенка, подрывает основы доверия к миру. Он чувствует себя уязвимым, незащищенным. Незащищенность рождает страх и вынуждает занимать оборонительную позицию. Это приводит к повышенной агрессивности, конфликтности ребенка.
Нам, взрослым, вторгаясь в мир ребенка, следует помнить, что любое вмешательство в детский "секретный" мир должно быть бережным и деликатным. Чтобы сохранить доверительные отношения нужно с самого начала относиться с уважением к внутреннему миру ребенка. Ведь какими бы глупыми и наивными не казались нам детские тайны, ребенок делится самым сокровенным и ценным только с тем, кому доверяет.