Когда в России появились первые шлагбаумы

Feb 10, 2020 15:07

4 февраля 1720 года Петр I издал указ о сооружении в Петербурге шлагбаумов.
Так с помощью этих дорожных преград тогда боролись с разбойниками.
Устанавливали их обычно в конце улиц и опускали на ночь.
Поднять шлагбаум мог только ночной караул и только по веской причине: например, чтобы пропустить доктора, священника, посыльного или припозднившегося знатного горожанина.
Чтобы преодолеть такую преграду, необходимо было обязательно держать перед собой факел и громко сообщить о своих намерениях.



В России шлагбаум - это нечто гораздо большее, чем обычное устройство, перекрывающее движение транспорта и пешеходов.
Это символ.
Он появился в России в период петровских преобразований и заменил привычные рогатки, которыми до этого было принято преграждать дорогу.



«Препоны» или «рогатки» - это допетровские аналоги шлагбаума. На Руси они появились в 1660-х годах у караульных постов.
Внешне древнерусские устройства напоминали противотанковые ежи, собранные из толстых веток.

Само слово «шлагбаум» появилось в российском обиходе по воле Петра I в 18 веке (с немецкого дословно - «упавшее дерево»).
А в феврале 1720 года на Руси появились первые шлагбаумы.
Их цель, согласно царскому указу, заключалась в обеспечении правопорядка в ночное время.



Шлагбаумы устанавливали для борьбы с «лихими людьми» - другими словами, разбойниками. Преграды обустраивали в конце улиц и опускали на ночь. Поднять шлагбаум мог только ночной караул.
Караульные обязаны были иметь оружие.
Кроме этого, им было запрещено спать на посту.

Открывали шлагбаумы только на рассвете, чтобы весь день они не мешали пешим и конным передвигаться.
Такой способ охраны был менее надежным, чем глухие ворота, но с точки зрения затрат и экономии пространства более удобным.

Спустя время шлагбаумы стали не только помощниками в борьбе с преступностью, но и начали приносить доход.
Теперь их устанавливали при выезде и въезде в город, на перегонах и собирали так называемый шоссейный сбор, доходы от которого шли на содержание и ремонт дорог.



В 19 веке шлагбаумы уже так прочно вошли в русский быт, что стали мелькать не только в литературе, но их можно было увидеть на картинах художников.
Например, в одном из стихотворений о нем упоминает Пушкин:

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль шлагбаум в лоб мне влепит
Непроворный инвалид.

***

А в знаменитом стихотворении Александра Блока «Незнакомка» есть такая строфа:

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

***

Тогда шлагбаумы отделяли Петербург от пригорода, а местность за ними считалась дачной.

В 20 веке шлагбаумы в литературе стали своеобразной аллегорией препятствия.
«Царственная дорога романа, вам казалось, вела к великолепнейшему дворцу: и вдруг ― на дороге шлагбаум в виде нравоучительных рассуждений: как бы ни были они глубоки, они - не искусство», - писал Андрей Белый в 1912 году.

С появлением железных дорог шлагбаумы стали устанавливать и у переездов - этот образ, например, использовал в своей картине «Сцена у железной дороги» Василий Перов.

Сегодня полосатым шлагбаумом уже никого не удивишь, их устанавливают повсеместно - от дворов многоквартирных домов до государственных границ.

Previous post Next post
Up