(24.07.1901 - 13.01.1987)
Игорь Ильинский, без сомнения, был одним из популярнейших артистов советского кино, самым знаменитым комиком. Он пришел в кинематограф в 1924 году, снявшись в картине Якова
Протазанова "Аэлита" по роману Алексея Толстого. Затем были фильмы "Закройщик из Торжка", "Процесс о трех миллионах", "Праздник Святого Йоргена", "Волга-Волга", "Безумный день", "Карнавальная ночь" и другие. После выхода на экраны звуковой кинокомедии «Волга-Волга» Игорь Ильинский, в числе других артистов, был приглашен в Кремль на праздничный концерт. Он тогда читал со сцены рассказ Чехова. Люди в зале сидели за столиками по четыре человека. Подальше стоял длинный стол, за которым сидели члены Политбюро, в центре - Сталин. Ильинский так волновался, что читал почти механически и от волнения непрерывно вертел пуговицу на животе. Все ели, пили, переговаривались, и его никто не слушал.
Дочитав до конца, совершенно потерянный, с ощущением полного провала Ильинский сел за столик рядом с певицей Шпиллер. Подошел Молотов, поблагодарил за выступление, Ильинский немного успокоился.
Вдруг к столику приблизился Сталин. Он похвалил Шпиллер за выступление, потом повернулся к сопровождающим его лицам и строго спросил, показывая на Ильинского:
- А это кто такой?
- Известный артист Ильинский, товарищ Сталин.
- Кому известный? Мне не известный!
Растерянный Ильинский сказал, что он артист театра и кино. Но Сталин не унимался.
- Кто это? Как он сюда попал?
- Это, товарищ Сталин, актер Ильинский... Он только что удачно сыграл в кинофильме «Волга-Волга»...
И тут Сталин расплылся в улыбке:
- Товарищ Бывалов! Здравствуйте! Мы, бюрократы, всегда поймем друг друга... - и пожал Ильинскому руку.
Подростком Ильинский смотрел в Художественном и Малом театрах все спектакли по пьесам Чехова, Островского, был потрясен игрой Южина, Ермоловой, Садовской, Станиславского, Москвина, Качалова, Давыдова, Михаила Чехова.
«В шестнадцать лет театр уже безгранично владычествовал надо мной», - вспоминал Игорь Владимирович.
Часто на юного Игоря нападали приступы отчаяния и неверия в свои силы, но он никогда не сомневался в главном: сцена - его родной дом. Эта уверенность привела его осенью 1917 года на порог театральной школы в Настасьинском переулке, руководимой известными режиссерами Ф.Ф.Комиссаржевским и В.Г.Сахновским.
Настоящая учеба началась тогда, когда семнадцатилетний актер отважно бросился в волны кипучего театрального моря тех лет, играя все, что только можно, и всюду, где удавалось.
Наконец, по рекомендации Е.К.Малиновской он вступил в труппу Художественного театра, но через месяц его оставил, чтобы в только что организованном Театре РСФСР первым начать под руководством Мейерхольда репетировать в «Зорях» Верхарна небольшую роль фермера Гислена (1920).
Но, несмотря на то, что Ильинский был увлечен Мейерхольдом, его пора степенной оседлости еще не пришла. Инерция предыдущего разбега заставила актера остаться совместителем еще на несколько лет. Жажда нового гнала Ильинского из театра в театр, от одного режиссера к другому, от сцены к эстраде и с эстрады в кино. И театральный нэп развернул перед актером обилие соблазнов.
Вскоре он сыграл роль закройщика Пети Петелькина в фильме «Закройщик из Торжка» (1925). Создавая свои образы в кино, Ильинский часто использовал буффонаду и эксцентрику (мелкий вор в фильме «Процесс о трех миллионах» (1926) и бездомный бродяга Франц Шульц в фильме «Праздник святого Йоргена» (1930)).
Ему довелось испытать свои силы в разных жанрах, проникнуться обаянием старой оперетты, побывать в варьете, ощутить природу эстрадной пародии, ее «сиюминутность» и хлесткость. Пришлось научиться петь куплеты, танцевать канкан с профессиональным блеском, доводить клоунаду до акробатической легкости. Пребывание (пусть и кратковременное) в коллективе Первой студии МХАТа, а потом - Ленинградского академического театра драмы обогатило Ильинского, дало радость общения с мастерами высшего класса.
В звуковом кино незабываемо исполнение Ильинским роли Бывалова в фильме «Волга-Волга» (1938). За эту роль Ильинский получил Сталинскую премию (1941). Бывалов сразу же стал нарицательным именем для бюрократов и маловеров и других подобных им типов.
В 1939 году актер снялся в роли Глеба Глебовича в фильме «Хирургия» по рассказу А. Чехова. В 1940 -1950-е годы Игорь Владимирович много выступал на эстраде.
В 1950-е годы артист играл в нескольких фильмах-спектаклях, исполнив роли Мурзавецкого «Волки и овцы» (1953), Крутицкого «На всякого мудреца довольно простоты» (1952), Загорецкого «Горе от ума» (1952).
В 1952 году был снят фильм «Малый театр и его мастера», в фильм вошли фрагменты из спектаклей: «Ревизор» - Хлестаков; «Доходное место» - Юсов; «Незабываемый 1919-й год» - Шибаев и другие.
В 1956 году - вновь потрясающий успех - Ильинский снимается в комедии «Карнавальная ночь» (1956) в роли Огурцова. На Первом всесоюзном кинофестивале в Москве (1958) Ильинскому за участие в фильме «Карнавальная ночь» была присуждена первая премия.
В 1962 году актер сыграл роль М.И.Кутузова в фильме «Гусарская баллада».
За театральные работы Ильинскому были присуждены две Сталинские премии, в 1942 и 1951 годах.
О самом Игоре Ильинском в 1963 году был снят фильм «Встречи с Ильинским». Он написал книгу воспоминаний, под названием «Сам о себе».
Игорь Владимирович Ильинский - Народный артист СССР (1949) и Герой Социалистического Труда (1974).
Одна из последних ролей Ильинского на театральной сцене - Архип во «Власти тьмы» Л.Толстого. Спектакль был поставлен режиссером Б.Равенских.
Последней театральной ролью Игоря Владимировича в Малом театре - роль Льва Толстого в спектакле по пьесе Иона Друце «На круги своя».
В конце жизни Ильинский довольно много выступал на эстраде, часто записывался на радио. Он читал и детские стихи, и рассказы Зощенко, «Старосветских помещиков» Гоголя, и историю Карла Ивановича из толстовского «Детства».
Скончался Игорь Владимирович Ильинский на 85-м году жизни, 13 января 1987 года в Москве.