История Ораниенбаума восходит к началу XVIII века, когда ближайший сподвижник Петра Великого Александр Данилович Меншиков возводит напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком. Ораниенбаум задумывается как часть величественной панорамы, встречающей
всех прибывающих в новую российскую столицу по морю. Парадная резиденция "первого" вельможи государства должна восприниматься, в том числе, и как символ торжества России, одержавшей победу в Северной войне.
Отвоевав у шведов обратно драгоценные земли у берегов Финского залива, Петр I требовал их сохранить и, помимо крепости в самом сердце Петербурга, задумал оборонительный комплекс сооружений на входе в город, известный нам как Кронштадт. В связи с тем, что фортификационные сооружения были особым фетишем у царя, то он повесил на их постройку метку крайней важности и просил лично оповещать обо всех изменениях, но и сам заглядывал с контрольной миссией.
Петр понимал, что морскими путями туда добираться будет намного дольше, чем сухопутными, поэтому провел прямую линию от острова до ближайшего берега и от этой точки начал рисовать дорогу в сторону Петербурга. Так, наверное, своим соратникам и говорил: «Лошадь накормил и в путь, не надо больше в парус дуть».
Вдоль новообразованной дороги от пристани «на Кронштадт» до города царь приказал земли прибрежные нарезать на элитные участки, как колбаску к праздничному столу, ну и раздать первым лицам государства под загородные резиденции. Так появились Стрельна, Петродворец и первый в ряду от защитного острова - дворец Меншикова, с трудно выговариваемым и довольно смешным названием. Ораниенбаум!
Как же появилось это название? Поговаривают, что Петр, прогуливаясь по дворцу своего друга, выстроенному с видом на побережье, набрел на оранжерею с редкими деревьями, где на одной из них увидел смешное название «Oranienbaum» (померанцевое дерево) и расхохотался. Так по историческим легендам название и прижилось, потому что на всех званых вечерах он с усердием школьника, познакомившегося с эбонитовой палочкой, не переставал отпускать колкости в сторону Меншикова: «А где же наш красавчик со своим ораниенбаумом?».
А в размещенном в кадке померанцевом дереве нет ничего плохого, и оно после всей этой истории легло в основу герба нового города. Историки все же склоняются к версии, что этот красивый цитрус с яркими плодами рос здесь еще до прихода графа Меншикова. Поэтому немецкое сочетание Orange (апельсин) с добавлением Baum (дерево) смотрится вполне обоснованно.
Если внимательнее прочесть исторические документы, можно выяснить и совершенно иную причину возникшего названия. Ведь Меншиков хотел удовлетворить царя по-орански. Вот если сегодня маленькие девочки развешивают в своих комнатках над кроватями у ночника плакаты Егорки Крида, то в те годы Петр I не мог без вздохов пройти мимо картин с изображением английского короля Вильгельма III Оранского. Поэтому следом за названной в честь него крепостью Ораниенбург, появившейся в Воронежской области, под Петербургом, в свою очередь, образовался Ораниенбаум.
Такое изысканное и труднопроизносимое название пришлось по вкусу далеко не всем. Поэтому после смерти наших героев каждый старался его упростить. Вначале город называли «Аренбог», а затем еще сильнее русифицировали, превратив его в «Рамбов». Ну а итоговую точку в этом беспощадном нейминге поселения поставили в советское время, вспомнив, что великий русский ученый создал в его окрестностях первую в России фабрику по производству мозаичных смальт и цветного стекла. Поэтому присвоили городу его светлую фамилию - Ломоносов!
Кстати, вышеупомянутый Ораниенбург в Воронежской области сегодня известен всем как Чаплыгин и квартирует уже в Липецкой области. Вообще же историки в кулуарах различных заведений поговаривают, что эта повальная мания переименовывать все, что не приколочено, пошла именно из Ораниенбаума.
В Ораниенбауме в первую очередь стоит обратить внимание на «Увеселительный замок» самого Меншикова, который по своему нраву просто не мог остаться на втором плане, поэтому и выстроил себе дворец, пышнее царского в Петергофе. Пышнее именно дворец, не его окружение. Ну а в остальном это типично барочный загородный особняк.
Картинный дом. Этот образец архитектурного зодчества дошел до нас практически в первозданном виде. Дом, согласно догадкам историков, построенный самим Растрелли, изначально верой и правдой служил тем самым увеселительным целям.
В одной части помещения расквартировали оперу, поэтому можно встретить в исторических документах и другое его название - «Бывший оперный дом». В другом конце были: библиотека, кунсткамера (любимая Петром), ну и те самые помещения для развешенных по периметру картин. «Картинный дом» стал чуть ли не самым первым в России специальным зданием для показа и хранения художественных коллекций.
И, конечно, нельзя пройти мимо Китайского дворца, ведь он стал любимым местом одинокого пребывания будущей императрицы Екатерины II, и пока ее муж Петр III по соседству с ее домиком куражился с молоденькими поклонницами, устраивая оргии, она в интерьерах этого дворца пыталась бороться со скукой.
Видимо, получалось не очень. Не зря собиратели легенд говорят, что панно для Стеклярусного кабинета китайского дворца Екатерина II вышивала собственноручно. А что она делала на именной скамейке напротив собственного дома, и вовсе остается загадкой. Может, именно поэтому в последующие годы своего правления она столь изящно выпускала скопившийся в теле пар, оставляя историкам развратные страницы из собственной личной жизни.
Стоит еще заглянуть к другому развлечению будущей императрицы - к катальной горке. Сооружение вызывало восторг у современников и было любимым развлечением у знати. Вообще-то тут располагался эдакий прообраз нынешних «американских горок», которые во всем мире недаром носят имя «русских».
Комплекс Катальной горы состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью 532 метра! Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров. Сложное инженерно-техническое сооружение Катальных гор имело один прямой и три волнообразных деревянных ската, высота которых последовательно уменьшалась и преодолевалась за счет инерции. Дитя прогресса!
К сожалению, из-за соображений безопасности последующие хозяева территории эти горки уничтожили, оставляя нам лишь горечь от утраты такой красоты инженерной мысли тех лет.