НИКОЛАЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

Oct 04, 2018 12:28



Возрожденный из руин Николаевский дворец сегодня является одной из градостроительных доминант площади Труда в Санкт-Петербурге, архитектурным "лицом" ушедшего XIX столетия с его обращением к идеалам Ренессанса, многообразию эклектики и монументальности классицизма.

Великокняжеские апартаменты

Продолжая традицию возведения дворцов для великих князей по достижении теми 20-летнего возраста, Николай I лично выбирал место для строительства особняка своему третьему сыну Николаю. Благовещенская площадь (так ранее называлась современная площадь Труда) в тот исторический период бурно застраивалась и считалась одним из наиболее модных районов города. Здесь же находилась одноименная церковь, созданная по проекту архитектора Тона и разобранная в 30-х годах прошлого столетия.

Дабы определиться с проектом дворца, в 1851 году был объявлен общероссийский конкурс, выигранный в результате Андреем Штакеншнейдером. В качестве помощников решили привлечь архитекторов Ланге и Циглера. Само строительство, начавшееся в 1853 году, проходило под руководством Тона, Желязевича и Брюллова. На площади в 2 гектара выкопали фундамент, в который заложили памятную пластину с надписью и увесистый ящик с золотыми монетами.

В 1861 году на освящении перед горожанами предстал роскошный трехэтажный особняк прямоугольной формы с цокольными помещениями. Каждый ярус по задумке архитектора отделали оригинальным карнизом, сверху оконные проемы венчали барельефы, а под нижней частью расположились массивные консоли. Бельэтаж имел парадный вид за счет высоких неоренессансных окон и множества миниатюрных кованых балконов. Невысокий цокольный этаж украсил декор в виде пилястров и обработки рустом.

Что касается непосредственно главного фасада, то он был выполнен в лучших традициях итальянского Возрождения. Необычность портика на первом этаже заключается в том, что образующие его 4 колонны из гранита не несут доминирующей нагрузки. Архитектурные акценты смещены на второй этаж, где, вместо ионических пилястров, монументально возвышаются коринфские колонны. Невысокие пилястры третьего этажа зрительно укорачивают здание, перед центральным входом которого на открытой площадке располагался фонтан. Несмотря на кольцо ажурной решетки из чугуна вокруг резиденции, есть возможность рассмотреть все сооружения на ее территории.

Дворцовый комплекс

Строительство дворцового комплекса шло долгих 8 лет, дважды приостанавливаясь. Кроме основного здания, в резиденцию вошли дополнительные постройки: домовой храм, манеж, конюшни, ледник, жилые помещения для прислуги.

Церковь с 7-колокольной звонницей, прообразом которой стал восхитивший великого князя храм в Ростове, была построена и освящена в 1863 году во имя иконы «Всех скорбящих Радость». Здесь же обустроили подклет, напоминающий пещеру, в которой находился Гроб Господень. Рассчитанное на 60 человек и ныне не сохранившееся сооружение в восточной части особняка, было открыто для посещения всем горожанам.

Пристроенный к дворцу в арабском стиле манеж стал дополнительным выставочным помещением для многочисленных выставок собак, лошадей и племенного скота. Как свидетельствуют мемуарные источники и изображения того времени, круглый ледник размещался посередине сада. Выполненный под грот и декорированный красным гранитом он выступил органическим штрихом ландшафтной композиции.

Интерьерное решение

Техническое оснащение внутри особняка было совершенным для своего времени. Здесь обустроили водопровод, канализацию, телеграфную связь с Генштабом, лифт с оббитой красной древесиной кабиной. Уникальная отопительная система включала 70 каминов, 22 русские и изразцовые печи. Над их трубами находились громоотводы, заземленные в саду.

Для внутреннего оформления помещений Штакеншнейдер использовал остатки мрамора, сохранившегося после отделки Исаакиевского собора. В залах и вдоль лестниц разместили полотна известных российских живописцев, скульптуры Иенсена. Например, выделявшуюся своими большими размерами парадную лестницу украшали картины художника Николая Тихобразова. Мебель для дворца изготавливалась на заказ в мастерской Тура.

Если рассматривать поэтажный план дома, то очевидно, что первый ярус считался детским. На нем также находились комнаты для воспитателей и гостевые. Восточную часть второго этажа занимали личные апартаменты семейной четы. В покои вел отдельный вход со стороны сада, что давало возможность покидать их в любое время. Оттуда легко было попасть в бильярдную, личный кабинет, штандартную или зайти к дежурному адъютанту.

Среди остальных помещений наибольший интерес вызывает анфилада залов бельэтажа, начинающаяся с Белой гостиной, переходящей сначала в Малую столовую, а затем и в Китайскую гостиную. Украшенные скульптурами Танцевальный и Банкетный залы с 17-метровыми потолками часто становились местом проведения шумных балов и благотворительных базаров.

В наши дни

После 1917 года апартаменты великого князя превратились во Дворец труда, а сейчас в нем размещаются различные офисы и проводятся выставки. Вместе с тем неизменной остается возможность посетить памятник истории с экскурсией или арендовать нужный зал для проведения деловой встречи, презентации или торжественного мероприятия.

Previous post Next post
Up