Уткина дача: прощанiе?

Jun 23, 2011 04:39



Съ цѣлью привлеченiя вашего вниманiя къ печальной судьбѣ выдающагося памятника петербургской архитектуры, исторiи и культуры 28 мая 2011 г. возлѣ его разрушающихся стѣнъ былъ проведенъ праздникъ искусствъ съ элементами субботника.
       Молодежь, какъ водится, излучала оптимизмъ, тогда какъ представителей старшаго поколѣнiя не оставляло предчувствiе, что «все это въ послѣднiй разъ».





Со времени написанiя моего разсказа « Трагедiя Уткиной дачи» состоянiе постройки ничуть не улучшилось, скорѣе наоборотъ. Россiйское государство мечтаетъ избавиться отъ нея какъ отъ ненужной обузы: назначена дата аукцiона, гдѣ чиновники намѣрены продать намъ родное наше наслѣдiе, послѣ чего мы получимъ, наконецъ, право на его возстановленiе за свой счетъ.

Январь 2011, окна 2-го этажа со стороны двора

Май 2011, тѣ же окна
       Хочу сразу выразить свою признательность пришедшимъ на праздникъ художникамъ, которые мужественно вынесли тягостное зрѣлище и въ мѣру творческихъ возможностей попытались, отсѣивая «случайныя черты», отобразить на своихъ холстахъ возвышенный, одухотворенный образъ нѣкогда прекраснаго зданiя.
       На это не каждый способенъ: я, напримѣръ, хоть и взялъ съ собою фотоаппаратъ, почти его не использовалъ въ виду малопрiятности окружающаго пейзажа. А многiе именитые виртуозы кисти (уровня Шинкарева и Шагина), получившiе, по слухамъ, персональныя приглашенiя, и вовсе отказались прибыть - правда, по уважительной причинѣ: вѣдь въ такъ называемый «День города» свою любовь къ этому городу удобнѣе демонстрировать на центральныхъ площадяхъ, гдѣ выше «проходимость». Ἀμήν λέγω ὑμῖν ἀπέχουσιν τὸν μισθὸν αὐτῶν (Ματθ. 6,5)!


       Примѣрно такiе плакаты, пропагандирующiе медвѣжью любовь къ классической архитектурѣ Петербурга, можно было встрѣтить на нашихъ улицахъ 28 мая.

Уткина дача, или мыза Оккервиль, напомню, расположена такъ, что случайные прохожiе туда не попадаютъ. Иногда прiѣзжаютъ работники жилкомсервиса, которыхъ обязали поддерживать на участкѣ видимость порядка, въ остальное же время зданiе безпрерывно громятъ шайки подростковъ, выражающихъ такимъ образомъ свою досаду на несовершенство мiра (участникамъ субботника приходилось то и дѣло уворачиваться отъ окурковъ и разныхъ предметовъ средней тяжести, вылетавшихъ изъ оконъ второго этажа).
       «Чьи это дѣти? Гдѣ ихъ родители? Почему не смотрятъ?» - подѣлился недоумѣнiемъ работавшiй по сосѣдству южанинъ. По его мнѣнiю, общественности слѣдовало бы не переносить мусоръ съ мѣста на мѣсто, а разобраться съ тѣми, кто его разбрасываетъ.





Особенно «достается» оконнымъ наполненiямъ: ихъ ломаютъ и жгутъ всѣ, кому не лѣнь.
       Кроме того, исчезло послѣднее изъ балконныхъ огражденiй главнаго дома усадьбы - деревянное и, навѣрно, не очень цѣнное (въ стилѣ, я бы сказалъ, второй трети прошлаго столѣтiя), вносившее, однако, въ обликъ фасада извѣстную теплоту. Его еще можно разглядѣть на фото, сдѣланномъ въ началѣ февраля (см. увеличенный фрагментъ слѣва).
       Тогда зданiе окружали глубокiе, труднопроходимые сугробы, что хоть отчасти сдерживало погромщиковъ.
       Рѣшетки другихъ балконовъ исчезли раньше, о чемъ я вскользь упоминалъ здѣсь.
       Выгорѣли, помимо прочаго, пластмассовые «евростеклопакеты», изрядно портившiе видъ дома со стороны Уткина проспекта, но при данномъ положенiи дѣлъ исполнявшiе нѣкоторую консервирующую функцiю.


        Праздникъ начался 28 мая въ 13 часовъ. Какъ разъ закончился лившiй все утро дождь.



Поэтическое искусство было представлено произведенiями членовъ клуба «Изыскатели», возглавляемаго Ольгой Николаевной Литвиновой (vk.com/id1286061), библiотекаремъ 490-й школы. Всѣ стихи посвящались «Уткиной дачѣ» - разсказывали объ ея легендарномъ прошломъ и о тяжеломъ настоящемъ.

По нѣкоторымъ свѣдѣнiямъ, мѣстные школьники собирались участвовать въ аукцiонѣ - собравъ по 5000 рублей, выкупить у россiйскихъ властей памятникъ. Почти по С.Михалкову:
На сцене шёл аукцион...
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Чуть не упал актёр со стула,
Когда девчушка пять рублей
Ему, волнуясь, протянула.
(«Девочка и дядя Том»)





На верхнемъ этажѣ, въ кругломъ залѣ, судя по сохранившимся атрибутамъ, до недавнихъ поръ трудился какой-то художникъ или скульпторъ.

И сегодня звучатъ предложенiя - послѣ реставрацiи отдать зданiе подъ школу художниковъ реалистическаго направленiя, размѣстить здѣсь творческiя мастерскiя и выставочный залъ.

Справа - интерьеръ ротонды, фото 1911 г. изъ фондовъ фотоархива ИИМК РАН (источникъ: Краснолуцкий А.Ю. Охтинская энциклопедия. Малая Охта. - М.: Издательство Центрполиграф, 2011)


Художники В.Тихомировъ и В.Яковлева.

Предполагается организовать впослѣдствiи выставку живописныхъ работъ, созданныхъ въ этотъ день, а также фотографiй и дѣтскихъ рисунковъ.



Художникъ Сергѣй Бакинъ за работой.



Эдъ Якушинъ, edv_y, пытается передать атмосферу старинной усадьбы, рождаемую гармонiей природы и архитектуры.




       Театральная студiя 490-й школы С.-Петербурга (учащiеся 7-а класса) представила нѣсколько сценъ изъ спектакля «Лицеисты».

Декорацiями послужило зданiе конца XVIII вѣка en décadence, а также этюды С.Бакина.

Поскольку реплики звучали на французскомъ языкѣ, содержанiе врядъ-ли кто-нибудь понялъ. Недоставало и нѣкоторыхъ дѣйствующихъ лицъ: «Дельвигъ» и «Кюхельбекеръ», къ сожалѣнiю, разъѣхались съ родителями по дачамъ. Тѣмъ не менѣе, на души зрителей старшаго поколѣнiя, тоскующiя по благородной дворянской жизни, пролилось опредѣленное количество живительнаго бальзама.



Сцена изъ спектакля.



Une scène du spectacle «Les Lycéens», représenté en français. Vassili Bely dans le rôle de Pouchkine.



Участники спектакля (Вика Васильева, Вася Бѣлый, Алёна Кучерявая, Лёша Рѣчкинъ, Маша Филиппова) получаютъ заслуженные аплодисменты. Жаль, что все представленiе длилось минуты двѣ: мы только вошли во вкусъ...

Музыкальное искусство было представлено лишь въ записи, «живыхъ» музыкантовъ на праздникѣ почему-то не оказалось.
       Какiя произведенiя могъ исполнять въ XVIII вѣкѣ владѣлецъ имѣнiя Маркъ Полторацкiй (1729-1795) - прославленный пѣвецъ, директоръ придворной Пѣвческой капеллы?.. Съ этимъ вопросомъ неутомимая О.Н.Литвинова обратилась, освоивъ по такому случаю internet, къ своему кумиру, выдающемуся пѣвцу современности М.Магомаеву (1942-2008). И вотъ его версiя...

Примѣчанiе: если аудiороликъ не отображается, попробуйте открыть страницу в др. браузерѣ.



Музыка, надо предупредить, не праздничная. Настраиваетъ на элегичный ладъ.
       Погугливъ немного по всемiрной паутинѣ, можно выяснить, что арiя «Pietà, Signore» («Aria di Stradella»), традицiонно приписываемая А.Страделлѣ (1639-1682), на самомъ дѣлѣ сочинена другимъ авторомъ и въ гораздо болѣе позднюю эпоху, въ 1830-е годы. То есть должна быть отнесена ко времени, когда мызой Оккервиль владѣли уже не Полторацкiе, а З.П.Уткина. Но такъ ли это важно для насъ теперь? Не сама ли душа добиваемаго стариннаго зданiя вопiетъ сегодня:
Pietà, Signore,
di me dolente!..


Среди мусора, который добровольцы собирали и складывали въ кучи, попадались въ большомъ количествѣ поломанныя грампластинки конца 1950-хъ.
       Эти пѣсни могла слышать еще моя бабушка, которая умерла въ 1961 году. Ея трудовая бiографiя связана съ маленькимъ заводомъ, нѣкогда находившимся возлѣ «Уткиной дачи». Помнится, двадцать лѣтъ назадъ я видѣлъ его краснокирпичныя руины, но сейчасъ точно указать мѣсто затрудняюсь. Подробности исторiи середины XX вѣка теряются неудержимо.



«Любимой, дорогой»...



Неунывающiе alert_dog и south_thungus пытаются «сдѣлать какъ было», то есть вернуть на мѣсто желѣзные листы, закрывавшiе проемъ и кѣмъ-то выбитые.

Надо признать, у ребятъ ничего не вышло. Но, къ счастью, подоспѣлъ на помощь Литвиновъ-старшiй, и починилъ по-своему. О результатѣ можно судить по фото, представленномъ внизу.

Подробный репортажъ о праздникѣ-субботникѣ, опубликованный въ тотъ же день, читайте здѣсь.

Группа «Уткина дача в опасности! Помоги!» - см. vk.com/club22364659


Состоянiе фасада 28 мая 2011. Ниже, для сравненiя - прошлогодняя фотографiя того же фрагмента.



Состоянiе фасада 3 октября 2010. Увеличить.
       При обсужденiи будущаго Уткиной дачи неизбѣжно заходитъ разговоръ о судьбѣ другого извѣстнаго памятника исторiи и культуры. Прiютино, бывшая усадьба Олениныхъ, находится всего въ 12 верстахъ (считая по прямой) къ сѣверо-востоку, на территорiи сосѣдняго субъекта федерацiи.

Послѣ многолѣтнихъ усилiй, прилагавшихся энтузiастами въ 70 - 80-е годы, тамъ удалось создать и открыть для посѣтителей замѣчательный музей, который теплится по сей день и служитъ для насъ примѣромъ.

Исторiи Прiютина и мызы Оккервиль взаимосвязаны: въ обоихъ случаяхъ предполагается проектное участiе извѣстнѣйшаго архитектора Н.А.Львова, а хозяйки усадебъ (въ началѣ XIX вѣка) Е.М.Оленина и А.М.Сухарева - родныя сестры. Портреты ихъ родителей М.Ф. и А.А. Полторацкихъ (копiи съ оригиналовъ Левицкаго) можно увидѣть въ прiютинскомъ музеѣ.



Планъ (увеличить) усадьбы Прiютино. Годъ ея основанiя - 1795.




       Проблемы, конечно, есть вездѣ. Взглянувъ на фото господскаго дома (оно тоже увеличивается), вы, навѣрно, сразу отмѣтили подозрительную бѣлоснѣжность нѣкоторыхъ рамъ. Суррогатныя окна въ кабинетѣ президента Академiи художествъ, директора Публичной библiотеки А.Н.Оленина - сомнительное дополненiе къ экспозицiи.

Фото справа: «Бѣлая стеклопакетная дверь, обпшиканная макрофлексомъ, который даже не срѣзается», - почти по М.Атаянцу (цит. отсюда).

Еще болѣе важное предупрежденiе организаторамъ будущаго музея охтинской старины - печальная участь такъ называемаго флигеля или «второго господскаго дома» усадьбы Прiютино. На планахъ его продолжаютъ изображать какъ существующiй, но въ реальности домъ превращенъ въ развалины, отнюдь не живописныя и не романтическiя. Виной тому не война, а капремонтъ. Въ свое время реставраторы сняли съ дома крышу, разобрали перекрытiя, - но потомъ, когда грянулъ 1992 годъ и финансированiе закончилось, покинули объектъ. «Лучше бы они вообще ничего не реставрировали», - сокрушаются сотрудники музея, философски замѣчая, что, однако, «въ этой странѣ всё такъ».



Весна 1987 г.: участники т.н. перваго субботника въ Прiютино (de facto воскресника) сбрасываютъ мусоръ съ чердачнаго перекрытiя 2-го господскаго дома. Эти люди вѣрятъ, что ихъ трудъ поможетъ возстановленiю постройки, приблизитъ часъ ея включенiя въ музейный комплексъ. Счастливое время надеждъ...

Справа - Алла Запѣвалова-Киселева, литературовѣдъ, организаторъ клуба творческихъ встрѣчъ «Верлибръ», обезпечившаго культурную программу субботника. Слѣва, въ пилоткѣ - примкнувшiй къ неформаламъ «формалъ» Володя Ульяновъ (по должности инструкторъ ОК ВЛКСМ). Имени скромнаго третьяго труженика не припоминаю.



Такъ выглядѣлъ флигель (2-ой господскiй домъ) усадьбы Прiютино въ 1987 году.



Такъ онъ выглядитъ послѣ реставрацiи. При всемъ уваженiи къ продѣланной работѣ надо признать, что мы мечтали о нѣсколько другомъ результатѣ. Непонятно, что теперь съ этимъ дѣлать: снести окончательно или вѣчно терпѣть въ паркѣ нелѣпый строительный заборъ?

Энтузiастамъ возрожденiя «Уткиной дачи» необходимо учитывать богатый опытъ усадьбы-побратима.
=== К о н е ц ъ ===

Классицизм, Общество, Мiръ искусства, Субботник, Правобережье, Наш город, Архивъ

Previous post Next post
Up