Это время года, когда в свои права, после долгой зимы, вступает красавица-весна. Это время, когда заканчивается сорокадневный Великий пост и, связанные с ним, воздержания. Это самый светлый и радостный праздник христиан, который празднуют ежегодно в воскресение после первого весеннего полнолуния.
В дохристианские времена к пасхе люди окончательно прощались с зимой, с холодами и снегом. И праздновали тогда наши предки веселый, пестрый весенний праздник. Древние жители, как и их потомки столетия спустя, радовались первым греющим лучам солнца. И встречали весну, принося дары богине весны и утреннего света. Однако, до известных нам сегодня пасхальных традиций и обычаев было ещё далеко.
Название Остерн происходит от имени германской богини света, весны и плодородия, богини Ostera. Богиня Остера особенно была любима в холодных северных областях, так как после убийственной зимы она пробуждала в природе новую жизнь.
О этой богине мы знаем еще со времен древнего Вавилона, откуда происходят многие мифы нашей современной культуры, богиня весны тысячелетиями почиталась там под именем Astarte.
В англо-саксонских языках богиню весны мы знаем под именем Eastre, а там не далеко и до Easter. Именно так называется сейчас этот праздник в англоязычных странах.
Христианская пасха содержит в себе многое из элементов язычества.
Основные атрибуты современного Остерна - свечи, костер, вода, дерево, яйцо и заяц.
Die Osterkerze - пасхальная свеча. Обычай зажигать пасхальную свечу ночью в страстную субботу возник более 1600 лет тому назад. В пасхальной свече объединены греческие, еврейские, римские и христианские традиции света. Белая краска свеч ознаачает надежду и новую жизнь.
Зажженная свеча вносится с торжественной процессией в затемненный храм, что символизирует воскресение Христа. Свечу освящают святой водой. От этой свечи зажигают все свечи в церкви, а саму её устанавливают на отдельном подсвечнике рядом с главным алтарем. Пасхальная свеча горит только в течение 50-дневного пасхального времени от Пасхи до Троицы (Pfingsten), на крестильных богослужениях, чтобы зажигать крестильную свечу от нее, и на похоронных богослужениях.
Das Osterfeuer - пасхальный огонь. Древний обычай, когда при помощи костра ипарялся так надоевший за зиму снег и человек заботился о плодородии своей земли, впервые упомянут в христианской летописи как пасхальный огонь во Франции в 750 году. В 11 столетии этот обычай распространился и в немецкоязычных странах. В те времена огонь высекался из камня, или при помощи «зажигательного» стекла. Соотвествующие посвящения огню до сего дня сохранились в христианской литургии.
Пасхальный костер зажигается вечером перед литургией в Страстную субботу возле церкви. От пасхального огня зажигается пасхальная свеча, которая вносится затем в еще темный храм.
Собирать древесину, ветки и солому для пасхального костра обычно доверяли молодым людям той местности. Это было целым событием для них. Они вместе пели песни, гуляли, порой завязывая романтические знакомства.
В огне пасхального костра часто, по обычаю, сжигают куклу из соломы, как символ умирающей зимы.
Das Osterwasser - пасхальная вода. Происхождение пасхальной воды относится к языческим временам. Вода считалась одним из древнейших символов очищения, жизни и плодородия, и была связана с почитанием у древних германцев Богини плодородия Ostera.
Часто вода берется из местного источника. Вода, которую черпают к пасхе относится, по обычаю, к святой. Ею крестят детей и считается, что она обладает целительной силой и омолаживает. Кто умывается пасхальным утром в журчащем ручье остается навсегда молодым и прекрасным. Пасхальной водой называется также и освященная вода в церкви, которую использует пастор в пасхальное воскресенье, и которую уносят с собой потом по домам прихожане.
Эта традиция в пасхальное время имеет однако региональные различия. Во многих местах было обыкновением поливать себя пасхальной водой, чтобы желать себе счастья и Божьего благославления. Кроме родниковой воды, также считалась целительной вода, моросящая пасхальной ночью с неба.
Der Osterbaum - пасхальное дерево. Пасхальное дерево произошло от вечнозеленой туи. Можно купить это нехитрое сооружение, но особое удовольствие смастерить это дерево самим всей семьей. Сначала на деревянную палку, примерно 60 см в длинну, прибивают три поперечные перекладины из тонких деревяшек длиной 10, 25, 40 см. Нижняя перекладина должна быть самой длинной, верхняя - самой короткой. Все это обвивают самшитом и цветной проволокой и "сажают" дерево в большой цветочный горшок. На каждую "ветку" вешается по четыре пестро раскрашенных яйца, которые символизируют 12 месяцев.(примерно так)
Die Ostereier - пасхальные яйца. Именно в честь богинь плодородия, весны и света, начали красить и дарить яйца. Происхождение пасхального яйца относит нас ещё в дохристианские времена, когда было принято дарить красные яйца. А для того, чтобы они долго хранились и не портились, их предварительно отваривали. Этот обычай был распространен в древнем Египте, Персии, Греции и дохристианском Риме. В Китае уже 5000 лет назад к началу весны был обычай дарить друг другу пестро-разукрашенные яица Яйцо было всегда мощным символом жизни и нового начала, символом воскресения. Скорлупа означает могилу, из которой выходит живое существо.
Пестрые пасхальные яйца впервые упоминались в немецких летописях в начале ХIII века. В средневековье крестьяне должны были уплачивать яйцами налог своему господину, однако, только в зеленый четверг (am Gründonnerstag) каждого года. Даже после отмены этого налога, укоренился обычай дарить яица к пасхальному времени. А яйцо из символа плодородия превратилось в символ возрождения Христа. В христианской церкви Иисуса Христа также называют Богом Света.
Der Osterhase - пасхальный заяц. Впервые пасхальнйый заяц был упомянут в 1682 году Георгом Франком фон Франкенау, профессором медицины из Хайдельберга, в своей статье: «De ovis paschalibus». Ранее это плодовитое животное имело много разных конкурентов, которые оспаривали в истории его "должность" поставщика яиц: курица в Шлезвиг-Гольштейне, Саксонии, Верхней Баварии и Австрии, аист в Тюрингии, лисица в Вестфалии и кукушка в Швейцарии. Еще 200 лет назад во многих частях Германии вообще не знали про пасхального зайца. Но высокие покровители способствовали его выдвижению.
Особенно замечательным является то, что богиня Ostera имела в своих провожатых святого зайца, который служил курьером между богами и был в ранние времена символом плодородия. Заяц был также святым животным и у греческой богини любви Афродиты, и служил ей как проворный курьер. Зайца причислила к себе в свиту и германская богиня земли Гольда - во время ночных шествий он освещал ей путь свечами.
Но заяц просто так яйца не приносит - детям надо приложить немного старания и усердия, чтобы отыскать их в гнезде, сделанном из первой весенней зелени, цветов и мха.
Чтобы весенный праздник запомнился всем светом и теплом, пригласите к пасхе в свой дом солнце: накройте стол красивой скатертью с веселым желтым узором, украсьте дом цветами. Особенно красивы в этот период года нежные и яркие нарциссы, гиацинты и подснежники. Пусть радуют глаз корзинки и горшочки с побегами свежей садовой травы. Салфетки, банты, свечи и, конечно же, пестрые разноцветные яйца завершат праздничную декорацию вашего дома.
http://iden-orbita.blogspot.com/2009/04/blog-post_12.html http://www.voskresenie.de/html/russian/country/traditionen/hasen.htm