"Художник Серебряного века. Светопись художника Эберлинга".

Feb 04, 2013 02:08

Выставка открылась 25 января 2013 г. в Музее истории фотографии на ул. Профессора Попова, 23.



"Больше всего любил Альфред Рудольфович жить красиво. Даже декларировал это свое право. Вплоть до самой революции занавеску в его мастерской украшала итальянская максима "CON L´ARTE PER L´ARTE", что означает «С искусством для искусства».
Если же на его пути встречалось что-то неприятное, то Эберлинг это явление попросту игнорировал. Например, умудрялся годами не пересечься со знаменитыми петербургскими холодами.
Как это возможно? А вот так. Едва начинается зима, а он уже в поезде едет в Италию. Возвращается оттуда с первыми птицами, летящими с юга домой" (А. Ласкин "Гоголь-Моголь").

смотреть и читать дальше



Из статьи Владимира Никитина: "Альфред Эберлинг (1870-1952) - сегодня это имя известно лишь ограниченному кругу художников и критиков, но в начале ХХ века он был хорошо известен в Петербурге, да и после революции его знали и ценили многие. Эберлинг прожил долгую и интересную жизнь - ему пришлось познать славу и материальное благополучие, безденежье и неприятие его творчества. Он подолгу жил за границей - до революции объездил пол Европы, но большая часть его жизни прошла в Петрограде - Ленинграде, который он вынужден был покинуть только на время блокады. Он оставил после себя учеников, сохранивших не только память о нем, но и его мастерскую, и часть его архивов. (...)

Его занятия фотографией, продолжавшееся более четверти века, были не более чем хобби, а увлечение ей возникло совсем случайно. В феврале 1898 года Эберлинг вместе с двумя товарищами по Академии Художеств командируется в Константинополь для росписи православного храма в Сан-Стефано. Судя по записям в его дневнике, 21 февраля этого же года он «купил фотоаппарат и принадлежности фотографические», а уже 22 февраля - «проявил первые снимки». (...)

Судя по его негативам, в Константинополе он приобрел наиболее доступную и распространенную в ту пору портативную камеру Pocket Kodak, появившуюся впервые в 1895 году и к моменту ее покупки Эберлингом, ставшую довольно распространенной моделью Кодака. Это была очень простая в управлении камера - небольшой деревянный ящичек обтянутый кожей, снабженный простеньким объективом с фокусным расстоянием 65 мм и светосилой f|10. Допотопный механический затвор отрабатывал одну выдержку равную примерно 1/50 секунды. Главной ее особенностью, было то, что использовались в ней в качестве негативного материала не стеклянные пластинки - как большинстве аппаратов тех лет, а только что изобретенная роликовая пленка, на которой можно было сделать 12 снимков без перезарядки. Можно сказать, что это был прототип современных “мыльниц” с той только разницей, что приличная современная портативная камера - это сложный механизм, снабженный электронным затвором и устройством для автоматической установки экспозиции. В такой камере большинство операций выполняются автоматически, а аппарат, которым пользовался Эберлинг, просто не предоставлял фотографу выбора - он отрабатывал одну выдержку при единственной фиксированной диафрагме".
Вся статья здесь: http://www.photounion.ru/Show_Issue.php?inum=7

На выставке можно увидеть фотографии, снятые в Константинополе, но самые интересные это, конечно, фотографии Санкт-Петербурга и его обитателей.







Еще одна интересная страница фотографического творчества Эберлинга - портреты русских балерин Анны Павловой и Тамары Карсавиной. С Тамарой Карсавиной его связывали по всей видимости не просто отношения художника и модели, к ней он испытывал поистине восторженно-молитвенное обожание.





Крупнее, чтобы почитать, здесь: http://img-fotki.yandex.ru/get/4125/16726813.21/0_96c91_fe5a979a_orig

Вот фильм, посвященный взаимоотношениям Эберлинга и Карсавиной, сделанный Зинаидой Курбатовой для канала "Культура":

image Click to view



Выставка будет работать до 12 марта.
Ну и несколько фотографий с открытия, где присутствовало очень много именитых гостей :)



















Эберлинг, выставка, фотография, Музей истории фотографии, фотографы, январь

Previous post Next post
Up