Лина Кавальери: Взгляд из России

Dec 25, 2020 19:27


25 декабря день рождения женщины, которая на долгие годы заняла моё воображение... Изучению ее биографии я отдала много сил и времени, да и сейчас еще продолжаю эту работу.
Все началось в тот день, когда в букинистическом магазине среди старых открыток мне попалась фотография молодой женщины, чье лицо, костюм, поза показались мне воплощением стиля модерн, - а я им в ту пору была сильно увлечена. Мне нравились его причудливые орнаменты, какая-то изощренная, почти болезненная утонченность и необыкновенно притягательная красота.



Надпись внизу открытки показалась мне смутно знакомой, но где я встречала это имя, как ни старалась, вспомнить не могла. Открытку я поместила в красивую рамку art nouveau и стала расспрашивать всех своих знакомых, не знают ли они, что это за актриса. В том, что она актриса, я не сомневалась - на ней был явно театральный костюм. Один из моих знакомых, интеллектуал и эрудит, сказал: «Она слыла знаменитой красавицей в начале века, пела в опере».
Вот и все, что мне удалось узнать.
Прошло несколько лет. У меня были маленькие дети, а потому свободного времени не было. Тем не менее, когда в букинистическом магазине мне попадались открытки с изображением моей красавицы, я не могла удержаться и покупала их. Так собралась небольшая коллекция. Дети подросли, а интерес к незнакомке не пропал, и я отправилась в Театральную библиотеку, - ведь я уже знала, что она была актриса и что она была знаменита.
«Театральная энциклопедия» сообщила мне, что моя героиня прожила достаточно длинную жизнь - почти семьдесят лет - и много раз приезжала на гастроли в Петербург. Наверно, именно этот факт воодушевил меня, - ведь если она часто бывала здесь, значит, о ней должно быть известно немало. И все-таки сведения из «Театральной энциклопедии» показались мне скудными.
Тогда я обратилась к итальянской театральной энциклопедии. Статья о Лине Кавальери потрясла меня. По сравнению со статьей в нашей энциклопедии она была просто огромной и богатой событиями и фактами из ее необыкновенно насыщенной жизни. Она была "этуалью" кафешантана, которая вдруг превратилась в оперную примадонну, выступавшей с «королем баритонов» Маттиа Баттистини, с «лучшим тенором всех времен и народов» Энрике Карузо на самых престижных оперных сценах мира. Она снималась в Голливуде. Она основала Институт красоты в Париже.
Она была «самой красивой женщиной мира». Она была замужем за русским князем Барятинским, за американским миллиардером Ченлером, за лучшим баритоном Парижской оперы Мураторе, а затем сменила еще несколько мужей.
Необыкновенная и загадочная личность!
Именно загадочная, потому что ни одной книги я о ней не нашла ни в Театральной, ни в Публичной библиотеках. Во мне проснулся азарт золотоискателя, хотя никакой материальной выгоды в моих поисках не предвиделось. Я проштудировала горы театральных, биографических и прочих справочных изданий. Порой я находила в них небольшие статьи о Кавальери, но, к сожалению, они не только не удовлетворяли мое любопытство, а, напротив, лишь разжигали его. Статьи были полны противоречий, в них не совпадали не только даты, но и даже имена и факты ее творческой биографии. Тогда я решила почитать … газеты. Да-да, именно газеты, отражающие день за днем жизнь того времени, его события, и рассказывающие о людях, героях этих событий.
Это было для меня настоящим открытием. Помимо того, что я погрузилась в свою любимую «Бель эпок», я было просто потрясена тем фактом, что о моей героине говорилось почти каждый день и что, пожалуй, популярнее ее были лишь политические деятели да уголовная хроника.
Так началась моя исследовательская работа по сбору материалов к биографии знаменитой красавицы, оперной певицы и необыкновенной женщины Лины Кавальери.
Огромную помощь оказала мне замечательная женщина, эрудит и коллекционер, Рудая Эмилия Семеновна. Именно она дала мне первую подробную информацию о Кавальери и о многих других ее современниках и современницах, и не только людях искусства. Именно она воодушевила меня на серьезную исследовательскую работу.
За то время, что я занимаюсь биографией Лины Кавальери, я повстречала немало необыкновенных и отзывчивых людей, которые помогали мне собирать по крупицам сведения из самых различных источников, подсказывая пути поиска.
Это историк и журналист Михаил Талалай, киновед Александр Поздняков с «Ленфильма».
Не обошлось и без Интернета. Я познакомилась с необычайно отзывчивыми людьми из разных уголков земного шара: автор книг о творчестве ювелира Карла Фаберже Улла Тилландер-Годенхельм из Финляндии, историк из Ванкувера Марвин Лайонс, занимающийся историей Пажеского корпуса, Тимоти Беттгер, автор фундаментального исследования о княжеском роде Барятинских, и, наконец, театровед из Лондона Пол Фрейер, которому я обязана огромным количеством информации и, самое главное, аудио- и видеоматериалами, так или иначе касающимися Лины Кавальери. Неожиданным стало знакомство через Интернет с итальянским художником Амедео Джильи, живущим на улице Лины Кавальери в Риме (оказывается, есть такая!). Его приятно удивило то, что в России интересуются Линой Кавальери, но когда, желая помочь мне, он обратился в римскую театральную библиотеку - его поразило - уже неприятно - то, что там имя Кавальери оказалось никому неизвестным, и он выразил надежду, что моя работа изменит сложившееся положение вещей. Не скрою, мне бы тоже хотелось напомнить о необыкновенной женщине, которая была своеобразным символом «Прекрасной эпохи» и чья яркая судьба не может никого оставить равнодушным.



Вот продукт двухлетней работы с Полом - книга, вышедшая в Америке. Это первая полная и научная биография Лины Кавальери.

Лина Кавальери, модерн, история, belle epoque, творчество

Previous post
Up