Пол Верхувен "Лихачи" (1980)

Feb 23, 2011 15:32

Это Верхувен до своего отъезда в Голливуд. Голландский период.
Время, эпоха показаны так, что ностальгический ресурс не срабатывает. В частности, саундтрек работает на что-то совсем иное (на что?).
(Восьмидесятые никогда не вызывали у меня ностальгических чувств. В отличие от семидесятых (молодость моих родителей) и девяностых (последние классы школы и студенчество). Видимо, в подростковом возрасте ты решаешь какие-то другие проблемы, которые поглощают потенциальную ностальгию).
Вообще это безэмоциональное отражение действительности невероятно интригует. В жизни героев фильма много секса, жестокости, насилия - но все это показано, как часть повседневности, как нечто будничное, не имеющее статус экзистенциальных событий. Все герои - то, что называется придурки, идиоты, они же - "обычные люди" (больше всего ассоциаций - с фон Триером, пожалуй). И самое удивительное - что все это снято и показано без капли гротеска! И даже без иронии! Это самое интересное - позиция автора. И так вот сразу ее и не определишь.
Есть очень характерный для голландской культуры особый реализм (не натурализм, не позитивизм), который присутствует и в их живописи. Вообще многие "откровенные" сцены (в которых нет ни капли порнографического или эротического или - с другой стороны - "чернушного") в их будничной нелепости, бездарности, равнодушии к собственному телу - это оттуда, от "больших" и "малых" голландцев.

Надо смотреть всего голландского Верхувена. И заодно Йоса Стеллинга.
Previous post Next post
Up