![](https://live.staticflickr.com/65535/54275179879_f0ea009b2d_c.jpg)
Ложь, Ватсон, самое что ни на есть наглое и беспардонное вранье - вот с чем мы столкнулись в этом доме прямо с порога!
Артур Конан Дойл. Долина страхаАх, какую книгу я наконец-то прочитала! Долго ждала заказа, получила, а потом ждала момента когда смогу отбросить все по(ту)сторонние мысли и отодвинуть все дела чтобы получить удовольствие от встречи с двумя великолепными мужчинами. Которых я безмерно уважаю и люблю. Перес Реверте замахнулся на нашего Конана Дойла и вывел на сцену Героя.
![](https://live.staticflickr.com/65535/54274863216_8ee43098c3_c.jpg)
.
![](https://live.staticflickr.com/65535/54275112209_b22f38bf06_c.jpg)
Июнь 1960 года. Тринадцать человек, отель на маленьком греческом острове, внезапно обнаруженный труп одной из постоялиц. Пока вокруг бушует шторм, никто не уплывет с острова и никто на остров не приплывет, в том числе полиция. Однако волею судьбы среди тех, кто застрял на острове, оказывается Хопалонг Бэзил - кино-звезда золотого века Голливуда, сыгравший Шерлока Холмса в пятнадцати фильмах. А если ты годами играл знаменитого лондонского сыщика на большом экране и знаешь все рассказы Конан Дойла о нем наизусть, не так важно, что ты уже немолод, твой расцвет уже, пожалуй, миновал, на смену тебе пришли новые звезды, а на смену Шерлоку Холмсу - прожженные антигерои нуаров. Если случится убийство, кому его расследовать, как не тебе?
![](https://live.staticflickr.com/65535/54274041777_fd2e623d7d_w.jpg)
.
![](https://live.staticflickr.com/65535/54274041762_cd221edc4b_o.jpg)
Артуро Перес-Реверте - бывший военный журналист, прославленный автор блестящих исторических, военных, приключенческих и детективных романов, переведенных на сорок языков, создатель цикла о капитане Диего Алатристе, обладатель престижнейших литературных наград. «Последнее дело Холмса» - его поклон (будем надеяться, не последний) жанру классического детектива, где расследование требует холодного ума, фантазии и таланта к дедукции, а не эффектной стрельбы из револьвера, драк в темных переулках, мигающих неоновых вывесок за окном и непременного бурбона в ящике стола. Здесь происходит битва умов. Здесь будут Холмс, Ватсон, профессор Мориарти - не исключено, что и Ирэн Адлер. И любовь к книгам здесь тоже, конечно, будет, потому что чтение остается одним из немногих - быть может, самым главным - нашим оружием против зла, смерти и хаоса.
![](https://live.staticflickr.com/65535/54275169388_2f61e4d052_o.png)
.
![](https://live.staticflickr.com/65535/54274919636_23cea755b2_o.jpg)
"В июне 1960 года я отправился в Геную покупать шляпу. С тех времен, когда я снимался в Италии, осталось у меня это обыкновение - жить по несколько дней в гранд-отеле «Савойя» и покупать себе у «Лю-цианы» на виа Лукколи фетровую «борсалино» или панаму, смотря по сезону. Киносъемки давно уже отошли в область воспоминаний, но я еще сохранил кое-какие старые привычки, как и возможности платить за них; а от моего дома в Антибе до Генуи - с пересадкой в Вентимилье - всего четыре часа на поезде, и ровно столько времени нужно, чтобы прочесть последний роман моего друга Грэма Грина, который преподнес мне его с сердечной дарственной надписью. Покупка шляпы была прекрасным поводом провести в городе несколько дней, прогуляться по старому порту"
Click to view
Шерлока Холмса часто изображают высоким (более шести футов, около 1,83 м), стройным мужчиной. В некоторых рассказах его лицо описывается как поразительное, исхудалое, угловатое и «хищное», поскольку у него острый ястребиный нос. В некоторых историях он также описывается как бледный и бледнолицый. В одной из историй говорится, что его «серые глаза» загорелись, когда он придумал решение для дела. Цвет его волос варьируется от черного до темно-каштанового и светло-серого. В Лондоне Холмс обычно одет как обычный городской житель среднего класса. В деревне он носит либо длинное серое дорожное пальто, либо зимнюю куртку, либо шинель, либо макинтош. Вечером во всех рассказах он надевает красно-золотой халат. Шапка Deerstalker, ставшая визитной карточкой сыщика, упоминается только в одном из рассказов Дойла: в «Приключении Сильвера Блейза» как «дорожная шапка с ушами». Популярный стереотипный образ сыщика в инвернесском пальто и охотничьей шапке восходит к иллюстрациям Сидни Пэджета.
![](https://live.staticflickr.com/65535/54275169234_4a0b9c573b_o.jpg)
.
![](https://live.staticflickr.com/65535/54275348850_d09e5e918d_o.png)
Но каким бы ни изобразил Холмса сам Конан Доил, мое воображение рисует во-первых - лицо Ливанова, это понятно, неизбежно, и правильно. Но по большому счету образ самого Конан Доила сливается для меня с образом Холмса, что тоже не удивляет. И не только внешне. Но здесь в игру вступают еще два персонажа. И я вдруг открываю для себя, что и Перес-Реверте для меня - своего рода Шерлок. Аристократические английские манеры, понятия о чести и достоинстве, стиль... Да, прошло время, образ Холмса должен был измениться в соответствии со временем, но это - неизменный джентельмен, с трубкой и спокойствием леопарда, готового к прыжку. Перес-Реверте не изменяет себе, он и здесь полон королевского величия, снисходителен к своим героям, великодушен к зрителям (и читателям), великолепен в литературном смысле (ну и переводчики хороши).
![](https://live.staticflickr.com/65535/54275689148_5c572cee88_c.jpg)
"Однако по-настоящему в этой истории интересно лишь, что я - ну то есть мы: Малерба, Фарджалла и ваш покорный слуга - обнаружил, что плавание прервано и мы находимся на островке площадью чуть больше квадратного километра. И слабым утешением служит то, что в аналогичной ситуации оказались и другие постояльцы: одни - потому что не смогли воспользоваться паромом, который ходит от этого островка до Корфу и Патраса, другие - потому что и собирались продлить свое пребывание здесь. В итоге собралось нас девять человек из разных стран. И все мы, постояльцы единственного отеля, застряли там по доброй воле или волей судьбы. Как в романах Агаты Кристи.
![](https://live.staticflickr.com/65535/54274558577_3d9c135557_c.jpg)
Даже в этих обстоятельствах Утакос был прекрасен - маленький райский сад с оливами, кедрами, кипарисами и бугенвиллеями; под развалинами старинного венецианского форта - мол-волнорез, лесистый холм с остатками античного храма на вершине, а во впадине подножья - отель «Ауслендер», защищенный почти от всех ветров, особняк XIX века, из окон которого каждое утро в невероятном свете зари открывались великолепные виды на побережье Албании и на гористый ландшафт Корфу. Даже ураган ни на йоту не уменьшил красоту этого пейзажа, потому что сильный норд-вест вызывал волнение на море, а небо оставлял без единого облачка, сияюще-синим и чистым."
![](https://live.staticflickr.com/65535/54275930830_625d7bbe9d_c.jpg)
Здесь есть все: и 10 негритят, и Эркюль Пуаро с выращиванием кабачков на покое, и еще множество разных классических детективов, которые ощущаются постоянно и повсеместно.
"Все по-прежнему смотрели на меня, и нетрудно было понять, о чем они думают. После стольких фильмов, где рассказывались вымышленные истории, я оказался перед историей реальной и настоящим мертвым телом. И по этой причине считаю, что для всех присутствующих грань между реальностью и вымыслом куда менее четкая, чем для меня. В конце концов, для актеров фильм есть не более чем череда раздробленных эпизодов, дублей и перерывов: минута, пауза, тридцать секунд, пауза, полторы минуты, пауза. Кроме того, зачастую на съемках нарушается хронология эпизодов. Не существует непрерывности, как и реальности, а есть лишь протяженная во времени ложь: идет бессвязный хаотический рассказ, обретающий смысл лишь при монтаже. Но сейчас, в этом пляжном павильончике, те, кто стоял перед трупом несчастной Эдит Мендер, то ли в самом деле этого не знали, то ли делали вид, будто не знают. Или даже предпочитали делать вид. И я еще раз оценил сокрушительную силу кинематографа. Сыщик, представавший перед ними на экране, был для них физическим и интеллектуальным воплощением существа, рожденного в воображении Конан Дойла. Актер Хопалонг Бэзил на цыпочках вышел отсюда, уступив место своему персонажу: я сейчас был Шерлоком Холмсом."
Убита юная английская леди Эдит Мендер, найдена убитой в беседке на берегу. Беседка закрыта изнутри - как попала в нее юная дама? За окнами бушует шторм и полиция не сможет добраться до острова еще несколько дней. Пoэтому все взоры обращаются к тому, кто долгие годы был Шерлоком на экране. А уж когда убивают докторa, осматривавшего труп девушки, глаза компании на острове все более требовательно смотрят на "Шерлока". Главному герою предстоит, хочет он этого или нет, найти убийцу и понять что связывает между собой в итоге уже три убийства. Забегая вперед, скажу, что ему это удается, но к убийце он приходит уже после того, как "отпуск" на маленьком острове завершился, греческая полиция закрыла дело и ничего не нашла. И здесь появляется еще одна интересная и странная сюжетная линия. По сюжету Конан Доила убийца должен теперь убить "Шерлока". Они обмениваются весьма значимыми цитатами, намекающими именно на это, но развязку автор оставляет открытой. Не самое лучще завершение романа. Я - зарасставленные точки над всеми i и ё. Основной философский вопрос: как накладываются характеры ролей на актеров, если играть в полную силу? Остается ли что-то в характере после множества серий Холмса? Может ли актер стать своим героем в профессиональном плане? Но эти вопросы - они на заднем плане, в зрительском зале. Пока идут поиски убийцы, все внимание приковано к расследованию. Которое проходило по всем правилам детективного жанра. Почему количество интеллектуальных книг сошло на нет? Почему сегодняшние детективы рассказывают нам о перестрелках и драках, а не спокойном обдумывании и логике? И об этом тоже рассуждает автор, выводя на сцену "доктора Ватсона", - испанского писателя детективов.
В происходящем чувствуется какой-то милолетный декаденс, усталость, замедленность, но все это полируется аристократизмом и вальяжностью героев. Что, безусловно, можно объяснить самими персонажами: каждый из них в своем роде-знаменитость и привычно ожидает славы и оваций. Есть здесь, на мой взгляд, и едва заметная линия, противопоставляющая книги - фильмам. Мне показалось, что автор все-таки глобально - за книги.
Без сюжетной линии шахмат и игры тоже не обошлось хотя шахматам досталась на сей раз всего пара фраз. А вот игре как таковой - на ней построен вообще весь сюжет. И игра, похоже, захватывает и самого автора. Опасная, на грани приличия - ибо как можно восхищаться способностями убийцы вести игру?
Как всегда автор великолепен. Очень захотелосъ прочитать Конан Доила. Ибо черт возьми, все эти многочисленные цитаты из его книг - половины из них я не помню, мепременно нужно заполнить пробелы. И за это я тоже премного благодарна автору - он побуждает читать дальше, больше, шире и глубже.