Последним пунктом нашего венгерского блитц-вояжа было - вы не поверите - снова замок, куда же я без них! Мы вернулись в Секешфехервар чтобы посмотреть на еще один, ближний, практически уже городской замок о котором я опять заранее ничего не читала. Заметили уже на подъезде, среди плотной частной застройки. И поняли, что с парков кой тут все грустно.Поставили машину практически в километре от объекта и отправились на прогулку.
Эрегхеги - крупнейший пригород Секешфехервара, расположенный в северо-восточной части города. Эрегхеги, от которого район получил свое название, возвышается на 187 метров над уровнем моря, являясь самой западной частью Веленцских холмов. Его основная порода - гранит, добываемый в нескольких местах, - отлично подходит для фундамента домов и мощения центра города. Со времен Средневековья и даже в XX веке этот район был возделываемым виноградником бывшей столицы. Характерной особенностью района является то, что большинство улиц названы в честь горных поселений, аннексированных по Трианонскому договору. Его население превышает 10 000 человек.
Достопримечательностью номер один в Эрегеги является замок Бори, который также является одним из самых важных туристических объектов в Секешфехерваре.
Замок Бори - это уникальная группа зданий в долине Мариа, в районе Эрегеги в Секешфехерваре, построенная и украшенная в основном самим Енё Бори (1879-1959), архитектором, скульптором и художником из Секешфехервара, на протяжении десятилетий как памятник его любви к жене и его творческим мечтам. Бори начал строить замок в 1923 году и работал над ним до конца своей жизни.
Здание стало не только домом для семьи Бори, но и огромной мастерской для работ архитектора и его жены, художницы Илоны Комучин (1885-1974), а также других известных живописцев и скульпторов. По замыслу Бори, само здание должно было стать произведением искусства.
Комплекс зданий, известный во всей Европе, сегодня является символом вечной любви и "Тадж-Махалом Секешфехервара". Он является одной из самых популярных достопримечательностей города, поэтому ежегодно с весны до осени его посещают тысячи гостей. Хотя некоторые потомки Бори до сих пор живут в его стенах, почти весь комплекс открыт для посещения.
Замок Бори расположен в северо-западной части района Эрегеги города Секешфехервар, в долине Мария (также известной как Мариавёльги, внутренняя часть Эрегеги), на пересечении улиц Мариавёльги и Вагуйхели, под номером 54 по улице Мариавёльги. Площадь перед замком называется площадью Бори.
В 1912 году Енё Бори купил акр земли в долине Мариа, принадлежащей Секешфехервару, для участка выходного дня, где поначалу среди фруктовых деревьев и виноградных лоз стоял только винный погреб с прессом (тогда долина Мариа еще считалась пригородом, но сегодня она поглощена Эрегеги, самым большим пригородом Секешфехервара).
Он начал строить замок только после Первой мировой войны, когда смог потратить на него гонорары от растущего числа заказов на скульптуры. Сначала о строительстве знали только местные жители, но в 1934 году он открыл двери для публики, и тогда здание получило всенародную известность. Поначалу владелец сам проводил экскурсию по замку, рассказывая об истории его создания и строительстве каждого этапа.
Енё Бори (венг. Bory Jenő; 9 ноября 1879, Секешфехервар - 20 декабря 1959, там же) - венгерский архитектор и скульптор, педагог, профессор, ректор Венгерской королевской школы рисования (1943-1945). Енё Бори обучался на факультете инженерно-строительной техники в Университете Будапешта. В 1903 году поступил на скульптурное отделение в Венгерскую школу рисования.
Ученик по отделению скульптуры А. Штробля и живописи Б. Секея. Затем в течение двух лет путешествовал по Германии и Италии, где знакомился с искусством мраморной скульптуры. В это время познакомился со своей будущей женой, Илоной (1885-1974), которая также была художницей и ученицей Б. Секея.
Во время Первой мировой войны был призван в армию и назначен официальным военным художником в Сараево, за службу награждён орденом Франца-Иосифа. С 1911 до 1946 года - профессор Венгерской королевской школы рисования, одновременно в 1921-1944 годах - преподаватель Королевского технического университета имени Иосифа (с 1934 года переименован в Венгерский королевский университет технологии и экономики имени Иосифа).
Он продолжал строить, постоянно отбивая детали, а после Второй мировой войны восстанавливал здание до самой смерти. Он работал в основном один, полагаясь на свои две руки, лишь изредка прибегая к помощи. Он был квалифицированным архитектором, но в своей работе руководствовался не конкретными инженерными чертежами, а скорее воображением и адаптацией к конкретной местности.
Формы медленно поднимающихся стен и башен, пространства, которые они охватывали, были результатом того же художественного видения, что и скульптуры, так что замок Бори - это не что иное, как скульптурное произведение искусства в архитектурных формах и размерах.
Енё Бори был архитектором, прорабом, укладчиком досок и каменщиком, который со своими помощниками постоянно расширял и украшал замок в течение 40 лет, согласно традиции. Однако на самом деле он работал над замком только с 1923 года до своей смерти в 1959 году, а отделочные работы продолжались до 1964 года, так что строительство замка Бори заняло около 41 года. После смерти Енё Бори был похоронен в мастерской
Высота замка составляет более 30 метров от казeматa до вершины самых высоких башен. Семь башен, тридцать комнат разного размера, включая три студии, скульптуры, картины, антиквариат и артефакты. Замок построен из бетона, материала, впервые созданного Енё Бори, который использовался для куполов, колонн, балюстрад, лестниц, дверных и оконных рам, бассейнов, декоративных фонтанов, скульптур и рельефов.
Подъезжая к замку в долине Святой Марии, вы издалека видите романтические башни замка. Войдя в сад через решетчатые ворота, первое, что вы увидите, - макет замка. Стоит задержаться здесь на некоторое время перед началом прогулки - да и после нее, пожалуй, тоже, - потому что в реальности вы никогда не увидите все это так наглядно. Структуру замка, то, как он построен, как здания приспосабливаются к постепенному склону холма, можно увидеть только здесь. Здесь можно понять взаимосвязь террас, башен и переходов друг с другом и с целым, другими словами, композицию и структуру этого монументального произведения.
В вестибюле замка, среди пышных деревьев, цветущих групп и зелени, мы видим повсюду скульптуры, в основном устойчивые к непогоде и потому вечные, отлитые из кварцевого бетона, который предпочитал Енё Бори. Справа среди множества скульптур появляется монументальная голова Христа, копия семейной гробницы Бори, а чуть ближе к нам - бронзовая фигура обнаженной молодой женщины-волчицы в натуральную величину "Солнечный луч в небе" (ок. 1923 г.), собирающаяся подняться с земли. Слева - аналогичное изображение сада. Здесь на фоне остальных выделяется декоративный фонтан с бассейном из белой фарфоровой мозаики и колонной высотой в несколько метров, держащей в центре вазу. Фонтан - один из старейших памятников, связанных с замком: он был построен художником в 1913 году.
Из сада по широкой лестнице через террасы можно подняться к главному зданию замка. На нижней террасе справа видны оригинальные надгробия в тюрбанах времен турецкой оккупации. Слева Енё Бори обозначил могилу советского солдата, погибшего здесь в 1945 году, любопытным каменным крестом с пятиконечной звездой. Далее по террасе, у места упокоения справа, на отдельно стоящей бетонной стене, напоминающей стелу времен античной классики, находится великолепный по красоте портрет молодой жены работы Енё Бори. Под скульптурой, в буквах, вырезанных в стене, можно прочесть строки стихов, написанных мастером для нее.
Сзади, под опорой второй террасы, находится своеобразный пантеон - со статуей Михая Мункачи в полный рост в центре (идентичной его проекту для мемориального конкурса 1921 года) - в основном посвященный его современникам и друзьям, в том числе художникам: Дьюла Бенчур, Берталан Карловский, Руберт Надлер и другие; архитекторы Дьюла Хюттль и Дьюла Вельдер; портрет королевы-актрисы Луизы Блаха. В этот "пантеон" он поместил несколько портретов своего мастера, Алайоша Штробля (1856-1926), например, архитектора Рыбацкого бастиона Фригеша Шулека и двух выдающихся венгерских художников XIX века, Кароли Лотца и Берталана Шекели. Карой Дамко (1872-1955) написал портрет Алайоша Штробля, также представленный здесь, а Миклош Лигети (1871-1944) создал бюст Паля Мерсе Синьея.
Перед пантеоном, на украшенном золотой мозаикой фронтоне, выбито короткое, декларативное предложение: "Камни говорят". Короткое, но серьезное предложение: в нем заключена вся поэтика арса строителя замка. Более того, содержание предложения раскрывает весь подход Бори к жизни, его уважение к прошлому, приверженность непреходящим, устоявшимся ценностям и художественную позицию, ставшую определяющей в его долгой карьере. Большой садовый стол из искусственного камня, украшенный белыми и зелеными мозаичными вставками, занимает центр открытого пространства террасы, делая обстановку домашней и уютной, ничуть не умаляя, конечно, серьезности архитектурно-художественного фона в целом.
Вторая терраса получила свое название от слона, стоящего на шаре под ее аркадами и держащего на спине замок. В качестве скульптуры слона можно увидеть в музее-квартире. Эта работа Енё Бори была удостоена премии Исидора Халмоса за скульптуру в 1926 г. На боковой стене стоят бетонные статуи генерала Леля и Сулеймана Великого. На задних стенах аркад мастер нарисовал красным мелом четыре фрески. Они символизируют четыре архитектурно значимых периода в истории человечества: греко-римскую эпоху, христианство, феодальный период и эпоху социализма. Над внутренним двором находится балкон с аркадами, за которым расположена мастерская бывшего владельца замка.
Свою просторную мастерскую и небольшие служебные помещения Енё Бори построил в главном здании замка, над Слоновьим двором, на верхнем этаже. Сейчас, разумеется, сохранив свой первоначальный облик, это прежде всего музей, где работы мастера дополнены работами его друзей, известных современных художников.
Сначала посетители проходят через узкий вход в великолепный вестибюль с колоннами. По всему периметру стены увешаны рядами картин, в том числе картиной Дезсо Раксаньи "Буйство варкоков". Сюжет картины - печальное событие в истории Секешфехервара. В 1543 году султан Сулейман прибыл с огромной армией, чтобы завоевать один из самых важных городов средневековой Венгрии, место, где короновались и хоронились наши короли. Капитан замка Дьёрдь Варкоч во главе своей кавалерии бросился в атаку, чтобы внезапным нападением сорвать поход врага. Но когда он попытался вернуться в крепкие стены города, горожане заперли ворота и молча наблюдали, как страшная превосходящая сила сминает и убивает героев, оказавшихся снаружи. Трусливые и малодушные, они надеялись, что если добровольно сдадут город туркам без сопротивления, то будут избавлены от жизни и имущества. Наградой за предательство, как мы знаем из истории, стало заслуженно горькое разочарование.
В своих скульптурах он чаще всего стремится создать классический баланс неподвижности и движения. Следует упомянуть и материал "Борцов" - дешевый пиробазальт, эту обожженную плитку с металлическим блеском (но и весом), почти обманчиво похожую на дорогую бронзу, которую часто было трудно достать после военных лет. Сделать этот материал пригодным для скульптуры было практически собственным открытием Енё Бори, и он регулярно использовал свою изобретательность с начала 1920-х годов.
"...Как прекрасно подходит для скульптурных работ, - писал сам мастер, - пиробазальт, этот изысканный черный фаянс, который мы ласково называем бронзой Бори. Помимо всего прочего, сколько фантастических возможностей открывает использование окраски обожженной глины!" - И действительно, достаточно взглянуть на голову Кошута (1922), обожженную черным цветом в той же комнате, или на автопортрет (1921), который имеет совсем другой эффект, чтобы убедиться в этом.
В комнате с камином мы также встречаем одну из самых частых и, очевидно, самых любимых моделей Енё Бори: бюст его жены из белого мрамора, высеченный с чуткостью, вниманием и превосходной уверенностью, был сделан в 1927 году. Рядом с ним мы видим другой мраморный портрет - Геновевы ("Кислотная катица", 1922), изваянный с болтливой, ищущей души подлинностью. А почему комната называется Каминной? Она получила свое название от прекрасного камина Бори, спроектированного Енё Бори и отлитого в мастерской его брата Павла Бори. Конструкция дымовых каналов обеспечила очень эффективный обогрев: центральная часть предназначена для приготовления пищи, а два места по обе стороны - для обогрева. В замке сохранилось два таких камина: один в картинной галерее, другой - в столовой музейной квартиры.
Из "каминного зала" мы попадаем в меньшую комнату слева, называемую "радиорубкой". Перед ним стоит мраморная обнаженная фигура Скорбящей (1923) в натуральную величину, застенчиво отворачивающая лицо от зрителя - скульптор смотрит на модель - и закрывающая его двумя руками. С другой стороны, на столе, мы снова находим пиротехническую гордость - почерневший портрет императора Нерона (1924), известного своими жестокими гонениями на христиан. Бори не запечатлел безумца из народных представлений. На мясистом, мешковатом, резко очерченном лице мы видим очень решительный взгляд, довольный собой и своей властью, о чем ясно свидетельствует лавровый венок на лысой голове. Согласно семейной легенде, образцом для него послужил кирпичник, очень похожий на Нерона.
Перед задней стеной комнаты на эклектичном серванте с колоннами выставлен ряд мелкой стеклянной посуды. Выходя из комнаты, стоит еще раз остановиться у двери. На стене мы видим такие шедевры коллекции Бори, как картина Иштвана Чока (1865-1961) "Озеро Балатон" с его великолепным зеркалом воды, играющим в голубых и зеленых тонах, возможно, только что появившимся из утреннего тумана, и композиция много путешествовавшего Микши Рейссмана Кароли, изображающая легендарный сицилийский город Таормина. Здесь мы видим картину Дезсо Раксаньи, изображающую студию Енё Бори в ее первоначальном назначении. Рядом с дверью висят фотографии их дочерей-близнецов, сделанные мадам Бори. Илона Бори в желтом бальном платье во весь рост рядом с портретом ее сестры-близнеца Клары.
Из большой комнаты пройдите в обратном направлении в так называемую "желтую комнату". Перед окном, на низком постаменте, стоит обнаженная в полный рост из черного обожженного пиробазальта "Зюзсанна в ванне" (1922), которая скрючилась на полу и покрыта богато плиссированным саваном, чтобы защитить себя от подглядывания, и смоделирована с нежным изяществом. Цветная, глазурованная версия пиробазальта стала материалом для яркого, жизнерадостного портрета жены его друга-художника Рубертне Надлер (1926). В этой же комнате, на старом рояле, можно увидеть белый гипсовый слепок посмертной маски Оттокара Прохашки, епископа Шекешфехервара, умершего в 1927 году, выполненный Енё Бори. Слева от "желтой комнаты" находится еще одна небольшая комната, в которой, помимо недавней копии "Поля стыда", стоит отметить портрет художника Эде Балло. Бальо был другом и учителем Бори, но он также должен был служить ему примером своим безусловным уважением к "старому". Действительно, Балло прославился прежде всего как знаток Диего Веласкеса и великих мастеров Немецкой низшей страны, а также как копировщик их картин. Его обширная коллекция копий пополнила собрание Музея изящных искусств. В этой задней комнате вы также можете увидеть семейное древо семьи Бори.
Во внутреннем дворе замка, состоящем из ста колонн, коридоры украшают великие деятели венгерской истории, герои, певцы и короли, от генерала Альмоша до Лантоша Себестьена Тиноди.Гипсовые статуи, оригинальные бронзовые и мраморные версии статуй под аркадами до сих пор можно встретить в различных населенных пунктах Венгрии. Между двумя большими башнями, через ворота замка, под огромной ржавой (но, конечно, как и почти все в замке, бетонной) доской, которая угрожающе нависает над ним, символизируя право владыки замка на эту доску, мы попадаем в живописный внутренний двор.
Hас встречает элегантный парк во французском стиле с аккуратно подстриженными растениями и фонтаном в центре, из которого брызжет вода. Это место, где "странник" - посетитель - может отдохнуть после долгого дня, а затем с новыми силами побродить вдоль скульптурной крепостной стены, окаймляющей сад с трех сторон, и аркадного коридора внизу, названного в честь 103 опорных колонн внутреннего двора. Другой вход во внутренний двор находится под жилой башней.
Жилая башня символизирует семью Енё Бори. Самый маленький купол представляет младшего ребенка, Дьёрдя, два одинаковых бетонных купола на один уровень выше - дочерей-близнецов, Илону и Клару, а двухскатная крыша - самих супругов. Петух - это женщина, "потому что дамы всегда поворачиваются в ту сторону, куда дует ветер", - говорит Бори
Выйдя из мастерской, мы можем повернуть либо налево - через проход под главным зданием, жилой башней и внутренним двором со 100 колоннами, - либо направо - обратно через Слоновий двор, - чтобы добраться до высоких башен, охраняющих ворота замка. Стоит приложить усилия, чтобы подняться на обе башни. С них открывается не только великолепный вид на город и его дальние окрестности, но и хороший обзор самого замка.
Внизу Пиковой башни находится "караульное помещение", где рядом с деревянной раскрашенной статуей святого Себастьяна, возможно, датируемой концом XVIII века, выставлена гипсовая модель "Ecce homo" Енё Бори (1922), которая немного провинциальна, но все же придает этому месту историческую атмосферу.
Истерзанная фигура Христа в натуральную величину, созданная из твердых, фрагментарных форм, сидит перед нами, полностью сломанная, что довольно необычно для работ нашего мастера. Изломанная, но обладающая невероятной силой, непоколебимым спокойствием, сосредоточенным вниманием, заслоняющим злую нечисть земного мира. Не случайно за эту работу Бори получил престижную премию Силарда Рёкка на выставке в Кунстхалле в 1922 году.
Над аркадами - на стенах замка - художник создал широкую аллею со статуями исторических личностей. Парные скульптуры, как и стены замка, выполнены из кварцевого бетона. Подлинная красота этого материального единства, столь характерного для замка, ощущается здесь во всей полноте, поскольку статуи на столбах балюстрады внезапно становятся частью архитектурного каркаса, словно покровители замка. В галерее исторических деятелей плакаты на плакатных панелях помогают сориентироваться.
Начиная с Пиковой башни, левое крыло ведет от генерала Альмоса к Эндре III, через череду королей Арпада. В центральном крыле на нас смотрят историк Аноним и анжуйские правители. С другой стороны, наряду со смешанными королями, такими как Матиас I, Людовик II, Фердинанд I и Янош Шаполяй, мы видим исторических и литературных героев, таких как Зриньи, два младших сына Георга Сзонди, Лантос Себестиен Тиноди, Георг Фратер и королева Изабелла Ягеллонка.
Замок Бори занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Это самое крупное здание, которое построил своими руками один человек. (Здесь трудно не вспомнить замок, который мы видели в каринтии - тоже дело рук одного человека)
Внизу, в центре центрального крыла аркады - как некий нарочитый символ, завершающий посещение замка, - находится "замковая капелла", или капелла Братской любви. В ее украшенной фресками апсиде Бори поместил сидящую в полный рост статую Супруги Любви, созданную по образцу его жены.
Перед этой странной "святыней", как бы подчеркивая ее значение, он разместил по обе стороны стены симметрично удвоенную композицию "Поцелуй" (1908). Желтокожие дамы на фреске над статуей супружеской любви - музы других известных художников (в том числе Мона Лиза), желтые от зависти, потому что их не любят так сильно, как Енё Бори любил свою жену.
В клуатрах под аркадой мастер собрал оригинальные гипсовые слепки своих общественных и церковных скульптур со всей страны, как в хранилище музейного кабинета. Посетителям не стоит ожидать здесь, как и везде в замке, какого-то эстетического порядка.
Давайте посмотрим на это так, как будто мы действительно входим в скульптурную мастерскую, где старые и новые работы художника расставлены в странной, трудноразличимой кавалькаде на полках и стеллажах, в порядке, продиктованном лишь случайностью. Не стоит жалеть времени на то, чтобы снова и снова рассматривать общественные или церковные скульптуры Енё Бори, этого невероятно плодовитого мастера, которые мы уже где-то видели - в Сегеде, Капошваре, Будапеште или в других местах - и которые мы, возможно, до сих пор не знали, кто их создал.
Скульптуру "Рождение гусара" можно найти на пляже в Секешфехерваре и в Буде, перед родильным отделением больницы Святого Иоанна. Гусар не рождается в клюве аиста, а уже "аистится", то есть катается на спине аиста. Гипсовые слепки четырех фигур епископов из Епископского фонтана в Секешфехерваре также можно найти под аркадами.
Епископский фонтан сейчас находится в парке Замковой стены на площади Пиак, но первоначально он стоял на месте нынешнего памятника венгерскому парламенту на площади Варошаз. Затем его перенесли на площадь Беке, перед железнодорожным вокзалом, и с 1972 года он находится на своем нынешнем месте.
Если подняться на башню, то на окне первого этажа будет стоять дата 1905, а двумя этажами выше - 1907. Первая - это дата знакомства художников, вторая - дата их свадьбы двумя годами позже. С первого уровня можно попасть в историческую аркаду, на втором - балкон, а на четвертом - сама башня, с которой в ясный день можно увидеть не только город, но и горы Вертес и Бакони.
Лестница башни Флага - одна из настоящих архитектурных достопримечательностей замка Бори. Остановиться под лестницей и посмотреть на ажурные кружева лестницы, окрашенные в сочные пастельные тона, поднимающиеся к вершине башни, или оглянуться с высоты башни на декоративно покачивающееся, дрейфующее движение лестницы по мере подъема - редкое эстетическое переживание.
Бетонная лестница, выполненная со скульптурным видением пространства, конечно, впечатляла бы посетителя и без цвета, но декоративная роспись художницы Клары Бори (1910-1989), изучавшей живопись, завершенная около 1932 года, придала сцене настоящий шарм.
Из комнаты отдыха на верхнем этаже этой башни открывается так называемая "Вагёчская комната", названная в честь Енё Бори, который бескорыстно помогал в работе в колледже и летом в замке. Здесь выставлена лошадиная голова Енё Бори (около 1928 года), формально знакомая по фризу Парфенона в Афинах, но диковинный, пестрый материал мрамора, выбранный скульптором, придает ей особый характер и, соответственно, особый эффект. В этом зале также проводятся временные выставки замка.
Замок Бори обладает значительной культурной ценностью как символ художественной и личной преданности. Замок не только отражает архитектурные и скульптурные способности Бори, но также является свидетельством его любви к жене и его страсти к искусству. Эклектичный дизайн замка и художественные элементы делают его уникальной культурной достопримечательностью в Венгрии, привлекающeй посетителей со всего мира.
Лестница напоминает кружку, расписанную под хохлом. Странная ассоциация, но - какая случилась.
"Попав на территорию замка, которую любовь сделала сакральной, блуждая по галереям, комнатам, лестницам, поднимаясь в донжоны, созерцая скульптуры и картины, оставшиеся после Енё и Илоны, понимаешь, как многое она может сотворить, преодолеть, и оставить в память потомкам. Настоящий Рыцарь без страха и упрека, посвятивший свою жизнь своей прекрасной Даме сердца Илоне, - это пример чистоты и служения не только человеку, своему таланту, своей мечте, но и пример неиссякаемой энергии, трудолюбия и самоотверженности." <
.............................>
Впечатлило, нужно сказать. Для новодела ( в моем лично понимании) и поделок из бетона, к которому у меня отношение неоднозначное, - великолепно. Храм любви как сопровождающая история не зашел и не впечатлил, к посещению рекомендуется если уж до города добрались. В общем и целом поездка получилась более, чем замечательной. И этот замок стал безусловно осенним открытием номер один.