Выходя утром из отеля, мы не смогли отказать себе в удовольствии переворошить все листья, которых, кажется, за ночь нападало еще больше, чем лежало вчера. Листьев в таком количестве я, пожалуй, этой осенью еще не видела. Это непередаваемое удовольствие - раскидывать их ногами. Брести среди кучи благоухающих платановых лопухов, раскидывая их во все стороны, не переживая за то, что что будет ругаться дворник, - ни с чем не сравнимая радость. Вот на таком позитиве мы и отправляемся осматривать пункт пятый на нашем плане. В получасе езды от города имеется изящный замок с не менее изящной историей - такое пропустить невозможно.
Нам везет и замок не закрылся на зиму. Ставим машину на небольшую и бесплатную стоянку. Берем билеты и просачиваемся на территорию обширного парка.
Замок Бруншвик расположен в городе Мартонвасар в округе Фейер. Это одна из самых известных аристократических резиденций в Венгрии. История Мартонвасара и семьи Бруншвик неразделимы. Мартонвасар был заселен еще две-три сотни лет назад, но во время турецкой оккупации обезлюдел, а затем перешел в собственность семьи Беницких (Sándor Beniczky).
Сделаем паузу, разберемся с семейством.
Семья Брунсвик принадлежала к венгерскому аристократическому роду, который стал известен прежде всего благодаря своим дружеским отношениям с Людвигом ван Бетховеном. Стали распространены различные варианты написания: Брунсвик, Брунсвик, Бруншвик, Прунсвик и т.д. На протяжении веков фамилия писалась примерно сорока различными способами. Семья происходила из Германии, первоначально из Брунсвика (старонемецкий Brunsvic).
Считается, что они прибыли в Щецин в XVI веке через Кольберг в Померании, где они были частью патрициата с XIV века в качестве советников или солеваров, и впервые документально упоминаются в Венгерском королевстве с Тобиасом Брунсвиком (*~1590, † ~1670), который поселился во Фрайштадт-ан-дер-Вааг. Между 1622 и 1625 годами он упоминается как "Ауликус" палатина Станислава III Турзо.
Его внук Михаэль II Брауншвейг (* 1671, † 1719) был наследственным имперским почтмейстером Фрайштадля (венг. Galgóc) и секретарем имперского коменданта (лабанцена) крепости Леопольдштадт и женился на Маргарите Терезии Виталис фон Виталисфальва (*~1685, † 1747) около 1710 года, которая в качестве приданого принесла в брак унтеркрюпское владение. Их сын Антон I (*1709, † 1780) изучал право в Тырнау и стал администратором графства Гран в 1774 г.
Венгерское графство перешло в семью через два возвышения. 7 октября 1775 года император Иосиф II возвел к.к. Придворного советникa Антонa I Брунсвикa (* 1709, † 1793) в ранг графа и тот получил право использовать дворянский титул "de Korompa" в своем имени (венгерская версия Unterkrupa). Он также получил в качестве вотчины поместье Мартонвасар.
8 ноября 1796 года император Франц II пожаловал его младшему сыну Йозефу (* 1750, † 1827) и всей семье графский статус.После смерти Антона I семейное состояние было разделено между двумя его сыновьями в 1783 году (по жребию). Антон II (* 1746, † 1793) получил имение Мартонвасар, а его младший сын Йозеф (* 1750, † 1827) - имение Унтеркрупа.
Поскольку Йозеф умер без наследника мужского пола (его единственный сын умер за два года до смерти отца), Йозеф завещал все поместье Унтеркрупа своей дочери Генриетте. Генриетта вышла замуж за Германа Хотека фон Чоткова и Войнина (* 1786, † 1822), отпрыска старинного богемского дворянского рода, 22 января 1813 года.
В результате этого брака поместье Унтеркрупа перешло в собственность
семьи Хотек. (Софи Хотек фон Чоткова (1868-1914), морганатическая жена наследника австрийского престола Франца Фердинанда Австрийского д´Эсте. Вот никак у меня не поучается обойти стороной товарищей Габсбургов ).
Антон II (* 1746, † 1793) начал карьеру так же, как и его отец. Получив образование в Терезиануме в Вене и университете в Тирнау, он поступил на службу в венгерскую судебную палату. В 1744 году он женился на Элизабет Фрейн Ванкель фон Зееберг (* 1752, † 1830), бывшей фрейлине императрицы Марии Терезии в Братиславе.
Он активно участвовал в реформаторских планах императора Иосифа II и был назначен главным судебным приставом графства Барс в 1790 г. Граф Геза продал имение Мартонвасар эрцгерцогу Йозефу Карлу Людвигу Австрийскому, который в 1896 г. продал его пивовару Антону Дрееру-младшему.
Семья Дреер использовала замок Мартонвасар в межвоенный период. После Второй мировой войны семья была экспроприирована, а замок перешел в собственность государства. Род Брунсвиков угас по мужской линии вместе с Гезой в 1899 году. Старшая сестра Гезы Мария (* 1832, † 1901) была последней представительницей рода, носившей фамилию Брунсвик. С 1918 года усадьба Хотек в Унтеркрупе принадлежала новообразованной Чехословакии. Последней наследницей и жительницей замка была Мария Генриетта Хотек.
В 1945 году, после вторжения Красной армии, большая часть замкового парка была опустошена. Бывшая усадьба была разграблена, инвентарь похищен, а престарелая Мария Генриетта была изгнана из замка. Хотя она происходила из старинного богемского (чешского) дворянского рода, на основании декретов Бенеша она должна была быть переселена "как немка". В 1946 году она умерла в монастыре в Унтеркрупе в полной нищете и одиночестве и была похоронена в мавзолее Хотек в деревне.
Людвиг ван Бетховен был в дружеских отношениях с несколькими членами семьи. В 1790-х годах (~1799) жена Антона II. Брунсвик, Анна фон Зееберг, искала учителя игры на фортепиано для своих дочерей
Терезы и Жозефины и обратилась к Бетховену с этой просьбой.
Бетховен сначала отказался, так как считал, что уроки игры на фортепиано, которые он должен был давать, приведут к тому, что у него не останется времени на сочинение. Однако, познакомившись с девушками, он был в восторге от них и принял предложение. Особенно ему понравилась Жозефина, так как он обнаружил в ней необыкновенный музыкальный талант.
Влюбленность Бетховена в этих двух девушек дошла до того, что он даже давал им бесплатные уроки игры на фортепиано. С Жозефиной у Бетховена сложились особые внутренние отношения. Бетховенские исследователи и сегодня предполагают, что Жозефина была одной из героинь "Бессмертной возлюбленной" Бетховена.
По приглашению семьи Брауншвейг Бетховен провел несколько летних месяцев в поместьях Мартонвасар и Унтеркрупа. При посредничестве двух сестер Брунсвик Бетховен познакомился с Джульеттой Гиччарди. Он давал ей уроки игры на фортепиано в Унтеркрупе и посвятил ей "Лунную сонату", которую, вероятно, также сочинил в Унтеркрупе.
Графиня Тереза Брунсвик де Коромпа (* 27 июля 1775 года в Братиславе; † 23 сентября 1861 года в Вацдуке, округ Пешт) была венгерской аристократкой, доверенным лицом Людвига ван Бетховена и основательницей детских садов в Венгрии.
Она была сестрой Жозефины Брунсвик и Франца Брунсвика. Терезия Йозефа Анна Иоганна Алоизия Брунсвик происходила из венгерского знатного рода Брунсвиков. Она была старшей из четырех детей Антона Брунсвика де Коромпа (1745-1793) и его жены Элизабет Фрейн Ванкель фон Зееберг (1752-1830), которая была фрейлиной императрицы Марии Терезии. Брак состоялся благодаря заступничеству императрицы, поэтому девочку окрестили Терезией, а Мария Терезия лично взяла на себя обязанности крестной.
Вместе с братьями и сестрами Тереза до тех пор, пока был жив ее отец (он умер в 1793 году), росла в условиях регламентированного, но либерального воспитания, интегрированного во времена года. В зимние месяцы семья жила со слугами в основном в своем большом городском доме, на вершине Кенигсберга в Офене...
Там дети регулярно получали уроки. Однако в летние месяцы братья и сестры пользовались большей свободой в замке и поместье Мартонвасар: им разрешалосьсамим выбирать материалы для чтения, заниматься музыкой, выезжать на лошадях или наслаждаться спокойствием небольшого озера в лодке.
Графиня Терезия была очень талантлива в музыкальном плане. Уже в шесть лет ей разрешили участвовать в замковых концертах и играть на фортепиано для Антонио Розетти. Поскольку у нее был красивый альтовый голос, она пела на сольных концертах и концертах в замке своих родителей. Она также говорила и писала на нескольких языках, включая французский, английский и итальянский, и проявила талант выше среднего к живописи и рисунку. С лета 1799 года она и ее младшая сестра Жозефина тесно общались с Людвигом ван Бетховеном.
Уже во время их первой встречи Тереза произвела на пианиста и композитора, который был старше ее всего на пять лет, столь неизгладимое впечатление своим мастерством игры на фортепиано, что он спонтанно установил интенсивный контакт с семьей Брунсвик и бесплатно обучал двух сестер игре на фортепиано: «Он, который вообще-то ненавидел преподавание, ходил к Брунсвикам каждый день после обеда [летом 1799 года] и часами совершенствовал фортепианную игру двух молодых женщин.
То, что его ухаживания не привели к браку, объяснялось семейной политикой его матери, которая завязывала контакты с более финансово влиятельными и аристократическими женихами, чтобы обеспечить статус своих дочерей. Тем не менее Тереза, ее брат Франц и особенно Жозефина поддерживали тесный контакт с Бетховеном, что не в последнюю очередь отразилось в посвящении Францу таких произведений, как Соната op. 57 («Аппассионата») и Соната op. 78 для Терезы.
Долгое время Тереза занимала незначительное место в жизни Бетховена, который увлекался сначала её кузиной Джульеттой, а потом и сестрой Жозефиной (есть версия, что он был отцом девочки по имени Минона, которая родилась у Жозефины в 1813 году). Тереза писала в своих дневниках о многочисленных встречах с Бетховеном, а в мае 1806 года якобы стала невестой, получив согласие только от брата Франца. По каким причинам брак так и не был заключён, до сих пор неизвестно - по одной версии, Бетховен сам разорвал союз из-за своего характера и невозможности скрывать правду о встречах; по другой версии, сама семья выступила против.
По распространённой легенде, 27 марта 1827 года на следующий день после смерти Бетховена во время осмотра комнаты композитора в шкафу был найден портрет Терезы Брунсвик и некое письмо с признанием в любви. В письме Бетховен обращался к некоей «бессмертной возлюбленной», и многие исследователи творчества и жизни Бетховена полагают, что возлюбленной была Тереза Брунсвик, но конкретных подтверждений этому нет. Портрет Терезы был подарен Бетховену самой графиней, а на портрете была подпись «Редкостному гению, великому художнику, прекрасному человеку».
Брунсвик провела много лет за границей. Она побывала в Баварии, Италии, Дрездене, Женеве и Париже. В Мюнхене и Аугсбурге она принимала активное участие в создании центров по уходу за младенцами (также известных как школы для младенцев, позже - как детские сады). Например, в 1834 году она сыграла важную роль в основании Женской ассоциации центров по уходу за младенцами (Frauenverein für Kleinkinderbewahr-Anstalten ) в королевской резиденции королевства Бавария, которая взяла на себя шефство над двумя недавно созданными детскими садами
Некоторое время она провела в Женеве, где также занималась центрами по уходу за младенцами. В Швейцарии она познакомилась с Иоганном Генрихом Песталоцци, чье заведение близ Ивердона она долгое время посещала. Об этом она написала в своих мемуарах: "Таким образом, шестинедельное пребывание в Ивердоне вновь стало цепью неизбежной судьбы, предопределенной нам Управителем душ. Там я узнала то, в чем нуждался мой дух": Воздействие на людей.
Эта встреча стала решающей для ее будущего. Она стала пионером образования для женщин и маленьких детей в Венгрии. Она сама основала одиннадцать детских садов, профессиональную школу, среднюю школу для девочек (в сотрудничестве со своей племянницей, Бланкой графиней Телеки) и школу домашнего хозяйства, а в 1836 году основала ассоциацию по созданию детских садов.
К моменту ее смерти число дошкольных учреждений в Венгрии возросло до 80. Она призвала правительство регулировать подготовку воспитателей детских садов и написала несколько учебников о важности воспитания детей младшего возраста. Подготовка воспитателей детских садов существует в Венгрии с 1837 года, а с 1 сентября 1959 года - в качестве университетского курса.
Помимо распространения центров по уходу за младенцами, с 1848 года она страстно выступала за венгерскую этническую группу и за освобождение Венгрии от австрийской опеки. Поэтому она также преследовала национальные цели, основывая учреждения для маленьких детей: Распространение венгерского искусства, венгерского языка, воспитание чисто венгерского поколения. Ее патриотически настроенные современники также ожидали того же от этих учреждений.
Тереза Брунсвик так и не вышла замуж и до конца своих дней оставалась страстной любительницей музыки и большой поклонницей Людвига ван Бетховена и его творчества. Она оставила после себя большое письменное наследие и многочисленные дневниковые записи, которые сегодня имеют огромное значение для изучения Бетховена.
Последнюю часть жизни Тереза Брунсвик провела со своей кузиной Юлией Брунсвик (* 1786, † 1866), вдовой Форрей, в ее небольшом имении в Вацдуке. Она умерла там 23 сентября 1861 года в возрасте 86 лет. Ее останки были перенесены в Мартонвасар и похоронены там 27 сентября 1861 года.
В1785 году, когда поместье еще принадлежало семье Беницких, была построена та часть замка, которая представляла собой барочный особняк на первом этаже. Особняк был построен между 1783и 1785 годамии имел 11 комнат в одном крыле, 6-7 комнат с другой стороны церкви. В 1820-х годахФеренц Бруншвик надстроил этаж и перестроил особняк в неоклассическомстиле.
Его сын, Геза Бруншвик, перестроил замок в неоготическом стиле между 1872и 1875 годами. Затем в 1893 году он продал поместье, и им на короткое время стал владеть эрцгерцог Карл Луи Жозеф. Он отремонтировал замок, а через четыре года, в 1897 году, продал его пивовару Анталу Дрееру, который владел им до 1945 года и сделал в нем несколько крупных перестроек. В 1920-х годах здание подверглось еще одной незначительной перестройке.
В1945 году здание было переоборудовано под военный госпиталь, а затем стало невостребованным. С1953 года оно находится в ведении Венгерской академии наук. После военных разрушений он был восстановлен в 1970-х годах по планам Аурела Штупы. Сегодня в замке находится Мемориальный музей Бетховена.
Бетховен, будучи учителем фортепиано у девочек из Брауншвейга, несколько раз посещал замок.
В течение 16 лет Бетховен занимался с девочками. Через девочек Бетховен познакомился с Ференцем Бруншвиком, братом девочки, который впоследствии стал его другом и покровителем. К1808 году он трижды посетил Мартонвасар. В1806 году он закончил здесь «Аппассионату», которую посвятил Ференцу Бруншвику. О нежных отношениях Бетховена с Жозефиной свидетельствуют 14 писем, которые были обнаружены в начале XX века.
Отдельно стоящее одноэтажное здание сложного плана с разнообразным массивом. Главный фасад, обращенный к палисаднику, имеет оси 3+4+3+(церковь)+4+1, с сильным ризалитом в левой части и лишь показательно развитым ризалитом в средней. Обе ризалиты разделены тройными спаренными окнами с остроконечными арками и фронтоном с воронками над ними.
Остальные окна фасада - прямолинейные, с ломаной бровью-подоконником на верхнем этаже. Перед центральной пилястровой полосой находится балкон на шести колоннах с пробитым парапетом. Участок после барочной часовни - одноосный, с показательно выступающим вперед ризалитом. Углы фасада имеют трапециевидные сечения с выступающим пинаклем и пинакльной башней. Задний фасад имеет сложный план с осями (1+1+3+1+1)+1+1+1+1+1+(1+3+1+1)+1+1+1+1+(1).
Левая и центральная части сильно выступают, с четырьмя окнами слева, четырьмя на первом этаже и тремя на втором. На фасаде имеются большие арочные окна с шипами, окна залов и разнообразно сгруппированные ризалиты. В этой части замка находится квадратная в плане башня без шлема. Боковой фасад имеет пролеты 1+3+3, с хорошо развитым ризалитом в центре, трехстворчатым дверным проемом на первом этаже и тремя стрельчатыми окнами на верхнем этаже. К замку примыкают крылья первого этажа, выступающие с севера.
Английский сад площадью 70 гектаров был спроектирован Ференцем Бруншвиком. Сад был спроектирован Кристианом Генрихом Неббьеном. Небольшой остров был создан за счет вздутия воды ручья Святого Ласло, протекающего через парк.
В саду были высажены ольха, карликовый миндаль и экзотические породы деревьев. Были посажены кедры, кипарисы и платаны. Восстановление парка, который серьезно пострадал во время и после Второй мировой войны, началось в 1949 году.
В 1953 году Английский сад был объявлен природным заповедником. За ним ухаживает Институт сельскохозяйственных исследований Венгерской академии наук. В замковом парке на острове установлена статуя Яноша Пастора Бетховена в честь 100-летия со дня смерти композитора.
Антал Бруншвик, обнаружив при покупке участка бескрайние болота, намеренно создал здесь процветающую ферму. Среди хозяйственных построек он возвел конюшни, конный завод и дом садовника. Его сын Франциск превратил ранее бесплодную пустошь в райский уголок, который до сих пор является одним из самых красивых замковых парков в стране.
На остров не прогуляться было просто нельзя - настолъко безудержно романтичным показался нам этот парк, и пруд, и мостик... А на острове нас ждала встреча с любимым деревом нашей гоп-компании - кипарисом. Оттого, что он не простой, а водный, растет у самой воды или в заболоченной местности, корневая система дает множество ростков пркамо вокруг дерева. И если просто водные кипарисы мы видели в Италии не так давно, то вот такое буйство размножения - впервые.
Парк доставил. Уже цозвращаясь назад, мы набрели на такие залежи душистых листьев огромных платанов, что ударились в детство, разбрасывая их в разные стороны и слушая мягкое шуршание. Шорох удивил гуляющих, других таких психов в Венгрии не нашлось. Даже дети не понимали, чем это мы занимаемся, но как минимум одного мальчика мы своим примером вдохновили и безобразничать научили. А как и иначе? Зачем тогда все эти листья нужны? Пошуршим?