Сначала Гай Суэтоний Транквилл, известный своими сомнительными историями, написал кое-что о жестокости и гонениях на христиан в римской ежедневной газете "Hodie". Затем Публий Корнелий Тацит, который утверждает, что пишет без злобы и корысти, но никогда не делал ничего, кроме этого, следует его примеру в револьверном, простите за выражение, пилумном листе "Imperium Romanum". В итоге даже римская имперская служба радиовещания критиковала императора, а когда позже ее узурпировали христиане под девизом "не лги", дело и вовсе пошло наперекосяк. Фальшивые новости и альтернативная правда? - Даже это не изобретение нашего времени! У римлян и первых христиан это получалось гораздо лучше. Почти ровно 1950 лет назад, 9 или 11 июня, Луций Домиций Агенобарбус, по прозвищу Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, или сокращенно Нерон, покончил с собой. По сей день его часто воспринимают как сатану на троне, не в последнюю очередь благодаря великолепному, хотя и совершенно неисторическому, изображению Питера Устинова в фильме "Quo Vadis". То, что сделала, казалось бы, объективная историография, может служить предупреждением для наших дней о необходимости критически относиться к информации - даже и особенно тогда, когда она совпадает с мейнстримом и подтверждает наши собственные предрассудки.
Применительно к цифровой эпохе случай с Нероном - это прототип "пузыря фильтров": долгое время через него проникали только мнения, подтверждающие репутацию Нерона как тысячелетнего монстра. Перекраска настолько экстремальна, что факты и фальшивые новости уже невозможно отделить друг от друга. Нерон находится между Сциллой античной историографии, близкой к сенату, и Харибдой христианской историографии, которая полагалась на мучеников, чтобы придать вес и престиж новой вере. Нерон, воспитанный стоическим философом Сенекой, не был особенно увлечен завоевательными войнами или кровавыми сражениями на арене. Он любил гонки на колесницах, но больше всего - театр. Он сам выступал в качестве актера - даже в женских ролях, хотя в римском театре играли только мужчины. Однако аристократы и сенаторы считали актерские амбиции императора неуместными, а император в женской роли казался им по меньшей мере столь же унизительным, как и эстетическое соответствие тому, что считалось вырождающейся греческой культурой.
Сначала Гай Суэтоний Транквилл, известный своими сомнительными историями, написал кое-что о жестокости и гонениях на христиан в римской ежедневной газете "Hodie". Затем Публий Корнелий Тацит, который утверждает, что пишет без злобы и корысти, но никогда не делал ничего, кроме этого, следует его примеру в револьверном, простите за выражение, пилумном листе "Imperium Romanum". В итоге даже римская имперская служба радиовещания критиковала императора, а когда позже ее узурпировали христиане под девизом "не лги", дело и вовсе пошло наперекосяк. Фальшивые новости и альтернативная правда? - Даже это не изобретение нашего времени! У римлян и первых христиан это получалось гораздо лучше. Почти ровно 1950 лет назад, 9 или 11 июня, Луций Домиций Агенобарбус, по прозвищу Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, или сокращенно Нерон, покончил с собой. По сей день его часто воспринимают как сатану на троне, не в последнюю очередь благодаря великолепному, хотя и совершенно неисторическому, изображению Питера Устинова в фильме "Quo Vadis". То, что сделала, казалось бы, объективная историография, может служить предупреждением для наших дней о необходимости критически относиться к информации - даже и особенно тогда, когда она совпадает с мейнстримом и подтверждает наши собственные предрассудки.
Применительно к цифровой эпохе случай с Нероном - это прототип "пузыря фильтров": долгое время через него проникали только мнения, подтверждающие репутацию Нерона как тысячелетнего монстра. Перекраска настолько экстремальна, что факты и фальшивые новости уже невозможно отделить друг от друга. Нерон находится между Сциллой античной историографии, близкой к сенату, и Харибдой христианской историографии, которая полагалась на мучеников, чтобы придать вес и престиж новой вере. Нерон, воспитанный стоическим философом Сенекой, не был особенно увлечен завоевательными войнами или кровавыми сражениями на арене. Он любил гонки на колесницах, но больше всего - театр. Он сам выступал в качестве актера - даже в женских ролях, хотя в римском театре играли только мужчины. Однако аристократы и сенаторы считали актерские амбиции императора неуместными, а император в женской роли казался им по меньшей мере столь же унизительным, как и эстетическое соответствие тому, что считалось вырождающейся греческой культурой.
Reply
Leave a comment