Мне казалось, что все "хвосты" доотпускные я уже подбила, но оказалось, что слона-то я и не приметила. А случился накануне отпуска день пограничника, святой для мужа праздник, который еще и на выходные выпал. Не придумала ничего лучше, чем поехать в обнаруженный на гугль-карте
музей пограничной заставы опять же таки в Венгрии.
Все началосъ с Шандора Гояка, основатель и владелец Музея VASFÜGGÖNY. Как возникла идея создания музея? В 1990 году он открыл свой ресторан SÁNDOR Borozó-Buschenschank на винограднике в Обершатаре, на Железном холме, и гостей вели к нему сосновые ветви, украшенные красными и белыми лентами.
Поскольку виноградник когда-то был частью пограничной зоны, только местным жителям и тем, у кого был пропуск в пограничную зону, разрешалось пересекать военный контрольно-пропускной пункт на мосту Пинка. Для иностранцев это место было недоступно, так как вход туда был ЗАПРЕЩЕН. Что запрещено - интересно?
Из многочисленных рисунков и разговоров родилась идея создания музея под открытым небом, чтобы посетители могли получить актуальное представление о периоде "железного занавеса".
За идеей последовал кропотливый, но непрерывный процесс сбора материала. Создатель исследовал и собирал остатки "железного занавеса" и различные артефакты того периода, чтобы в итоге создать уникальную, первую в истории музея часть "вехи", протянувшейся на сотни километров вдоль австро-венгерской границы с 1948 по 1989 год и известной на Западе как "железный занавес".
В 1965-1968 годах он сам был "частью" "железного занавеса": я служил командиром пограничного взвода в Кёшеге и Порноапати. Кроме того, бывшие солдаты, которые почтили музей своим визитом, "нарушители границы" и их родственники, поделились бесчисленными историями, которые хозяин с удовольствием рассказываeт посетителям музея.
.
Это в том случае, если посетители его понимают - проблемы лингвистические очень присутствуют.
.
С одной стороны, хозяин хотел бы показать потомкам небольшой, но леденящий душу период истории: то, что никогда не должно повториться! С другой стороны, он хотел бы почтить память всех тех, кто погиб, став беженцем или солдатом на западной границе.
Музей охватывает 3 периода в истории VASFÜGGÖNY:
I. 1948/1949 - 20 сентября 1956 (твердая древесина, чугун и втулочные окна)
II. 1957-1959 - 1966-1971 (бакелитовые, пластинчатые и втулочные валы)
III. 1966-1970 - 1989 (электрическая система сигнализации S-100)
Информационные панели на нескольких языках, с описанием исторических событий в хронологическом порядке, фотографиями и предметами, дают представление о суровых и мягких периодах VASFÜGGÖNY. Компьютерная симуляция минного поля, живая система электрической сигнализации S-100!!!
Здесь Шандор Петофи, бывший венгерский пограничник, посвятил себя созданию частного музея под открытым небом, посвященного истории "железного занавеса" в 1949-1989 годах. Он включает в себя сторожевую башню, барьеры и информационные стенды. Один из них посвящен минным полям и системам автоматической стрельбы. Дружелюбный оператор сам проводит экскурсию и может изъясняться на немецком языке.
.
Первый разрыв железного занавеса. Панъевропейский пикник 19 августа 1989 года в Шопроне (Венгрия). Символическое открытие границы между Венгрией и Австрией в районе города Шопрон летом 1989 года сегодня считается значимым событием в ходе падения железного занавеса и окончания холодной войны в Европе. Как и чуть позже, вечером 9 ноября, на мосту Борнхольмер в берлинском районе Пренцлауэр Берг, мирное течение символического открытия границы в Шопроне объясняется мужественным и отважным поведением пограничников и солдат-пограничников.
Событие "общеевропейского пикника" 19 августа 1989 года близ небольшого венгерского городка Шопрон сегодня считается значимым событием в ходе падения "железного занавеса" и, соответственно, окончания холодной войны. В то время как румынские пограничные войска незадолго до этого укрепили свои заслоны на пути в Венгрию,
.
28 февраля 1989 года Политбюро венгерского МССМП приняло решение о демонтаже защитных сооружений на границе между Венгрией и Австрией. В конце июня министры иностранных дел обеих стран, Алоис Мок и Дьюла Хорн, демонстративно разрубили "железный занавес". Кадры этого неожиданного акта, которые транслировались и по западногерманскому телевидению, заставили многих жителей этой части Германии отправиться в Венгрию. В их сердцах теплилась неуверенная надежда.
Временное открытие пограничного заграждения 19 августа 1989 года и одновременное бегство нескольких сотен граждан ГДР в Австрию также символически ознаменовали откол камня от стены между ГДР и Федеративной Республикой, которая до этого момента воспринималась как непреодолимая.
Запланированная выставка проливает свет на обстоятельства этого важного события, его подготовку, ход и последствия. Она рассматривает международный контекст, в котором происходили события, и позволяет венгерским организаторам общеевропейского пикника, бежавшим гражданам ГДР, пограничникам, дежурившим по обе стороны границы, политикам, историкам и журналистам высказаться в качестве современных свидетелей. <
..........................>
Европейский пикник - демонстрация мира на австрийско-венгерской границе вблизи города Шопрона 19 августа 1989 года. С согласия обеих стран пограничные ворота на старой Братиславской дороге между деревнями Санкт-Маргаретен и Шопронкёхида открыли символически на три часа. На этом же месте австрийский министр иностранных дел Алоиз Мок и его венгерский коллега Дьюла Хорн 27 июня 1989 совместно разрезали пограничный забор, чтобы подчеркнуть начатую Венгрией 2 мая 1989 года ликвидацию защитных сооружений.
Больше 600 граждан ГДР использовали это короткое открытие железного занавеса, чтобы бежать через Австрию в ФРГ. Венгерские пограничники им не препятствовали, хотя по договорённости между ГДР и Венгрией они не должны были пустить их на Запад. Сегодня Европейский пикник представляется одним из важных событий, которое привело к завершению истории ГДР и окончанию холодной войны, падению железного занавеса и объединению двух германских государств.
Кстати информация о европейском пикнике тоже присутствовала на стендах.
Артефакты расположены по эпохам и сопровождаются фотографиями партийных и государственных руководителей, бывших на тот момент у власти.
"Обычно гражданам ГДР позволялось проводить свой отпуск только в "дружественных" социалистических странах. В то время как руководство ГДР, стараясь не замечать происходивших в Советском Союзе перемен, готовило торжества по случаю 40-летия страны, тысячи восточных немцев воспользовались летними отпусками, чтобы бежать на Запад. Посольства ФРГ в Праге и Будапеште, а также постоянное представительство ФРГ в Восточном Берлине были переполнены восточногерманскими беженцами. В результате, работу в этих учреждениях пришлось временно прекратить.
Многие граждане ГДР обнаружили, однако, другую лазейку, чтобы бежать на Запад. 27 июня Венгрия официально вроде бы не открыла границу с Австрией, но в ходе символического акта колючая проволока на границе была разрезана, да и сама граница практически не охранялась. Так что ежедневно сотни гэдээровцев пересекали фактически открытую венгерско-австрийскую границу, чтобы через Австрию перебраться в Западную Германию. Они бежали от репрессий штази и от последствий неэффективного социалистического хозяйствования."
19 августа, накануне национального праздника Венгрии, венгерские оппозиционные группировки и "Панъевропейский союз" решили провести так называемый "панъевропейский пикник" у австро-венгерской границы неподалеку от города Шопрон. При этом предполагалось символически открыть остававшиеся в течение десятилетий запертыми ворота на старой Братиславской дороге. Мероприятие проводилось с согласия обеих стран под эгидой депутата Европарламента Отто фон Габсбурга и государственного министра в правительстве Венгрии Имре Пожгая.
.
Известие об этой инициативе молниеносно распространилось среди граждан ГДР, проводивших отпуск в Венгрии. В "панъевропейском пикнике" принимали участие около 15 тысяч человек. Сотни гэдээровцев воспользовались представившейся возможностью и бежали в Австрию. Венгерские пограничники, несмотря на существование официального приказа стрелять по перебежчикам, не стали открывать огонь по гражданам ГДР, когда те смяли деревянные заграждения.
Массовое бегство гэдээровцев на Запад пробило брешь в "железном занавесе". Впрочем, этого и следовало ожидать, ведь правительство Венгрии еще 2 мая 1989 года заявило о намерении ослабить меры по охране западной границы. После этого ежедневно на австрийско-венгерской границе ликвидировалось примерно по 600 метров колючей проволоки." <
...............................>
Я что-то такое припоминаю, сам факт меня не волновал тогда и совершенно не занимает сегодня, по мне так границу лучше было не открывать совсем, спокойнее когда она на замке. С этого пикничка начался наплыв в страну туч саранчи, но прошлого уже не вернуть.
Безусловно, граница была смешная - местные крестьяне переходили ее по нескольку раз на дню туда и назад. Совершенно непонятно, куда смотрел комитет госбезопасности если границы варшавского договора со стороны венгров охранялись вот так...
Фотографии огородов, по центру которых проходит граница, улыбнули, но не впечатлили. Недвижимость, разделенная государственной границей - вещь абсолютно обыденная. Но привыкнуть к такому положению дел по сей день трудно.
В общем и целом впечатление двойственное. С одной стороны - огромный респект человеку, создавшему музей, это огромный труд и огромные деньги. С другой стороны - там пусто, Нет, мы видели фотографии шумных праздников сослуживцев и места для стоянки автобусов, но где они все?
Площадь достаточно большая, за ней же нужно ухаживать , холить и лелеять, а хозяин моложе не становится. А кроме него я на территории, да и в доме никого не видела. И будущее этого музея мне также видится в некоторой дымке. Известны случаи, когда государство вступало во владение частными мзеями, но здесь интереса государства не ощущается.
После музея и отличного обеда неподалеку заехали в продовольственный магазим. Где меня ждало невероятное : я-то считала, что рижский завод Каия отдал богу душу, а вот - нет, нашли сбыт в Венгрии.
К счастью кроме латвийских шпротов у венгров имеется огромный выбор так любимого мной токайского.