Plus ultra

Jan 04, 2024 12:36



Новогодной праздник просвистел мимо, словно и не было, а вынужденные каникулы продолжаются. Казалось бы - лежи, читай книжки. Но недорассказанной остается еще поездка в Неаполь, да и комьютер под рукой - он для работы даден, не для баловства. Попробуем совместить приятное с полезным. Тем более, что дочитана наконец большая и толстая биография Карла V, достаточно сложная для чтения со всех сторон - и шрифт, и подача материала. Но личность императора всея Европы настолько многогранна, что иначе, наверное и нельзя.



Хайнц Шиллинг (родился 23 мая 1942 года в Бергнеуштадте) - немецкий историк, специализирующийся на раннем современном периоде. Его работы посвящены сравнительной истории Европы в ранний современный период, формированию политической и культурной идентичности европейских наций, имперской и территориальной истории Германии, миграции и меньшинствам в старой Европе (Германия, Англия, Нидерланды), городу и буржуазии в ранний современный период и в период перехода к современному миру, истории политической теории, Реформации и конфессионализации, социальной и ментальной истории кальвинизма с XVI по XIX век и ранней современной модернизации в Германии и Нидерландах. Не-литераторов читать тяжко, но очень информативно.



Карл V всплывает везде, куда ни сунься. Читаем о его детстве - вспоминается поездка прошлогодняя, как раз по Фландрии. Читаем о его зрелых годах - Милан, Неаполь, Сицилия, милые сердцу. Особенно сейчас Неаполь, как недорассказанная история. А ведь собственно ничто не предвещало - мальчику полагалось только герцогство Бургундское, наследство от деда, Карла Смелого. Но вмешалось провидение. Брак Максимилиана Австрийского с Марией Бургундской в 1477 году положил начало возвышению дома Габсбургов и превращению его в крупнейшую европейскую державу. Будучи наследницей герцогства Бургундского, Мария была самой богатой невестой своего времени, и заинтересованные лица надеялись, что союз с императорским домом обеспечит поддержку в конфликте против Франции (Война за Бургундское наследство) и принесет большую власть обеим династиям. От этого брака родилось двое детей, Филипп и Маргарита. Мария умерла в 1482 году в результате несчастного случая во время верховой езды. Максимилиан, ставший в 1486 году римско-германским королем и каизером Максимилианом I, теперь был опекуном и регентом своего несовершеннолетнего сына на бургундских территориях. Только после Сенлисского договора (1493) ему удалось частично подтвердить притязания своей династии на престолонаследие в Бургундии против Франции и передать управление Свободным графством Бургундия своему сыну. Будучи главой семьи, Максимилиан стремился к тому, чтобы брак Филиппа был как можно более выгодным с политической точки зрения, и организовал свадьбу в Испании. Там правили католические монархи Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская. Чтобы укрепить союз, они организовали двойную свадьбу между Филиппом и Иоxанной, второй дочерью королевской четы, а также между Маргаритой и испанским наследником престола Иоxанном в 1496/97 годах. После смерти старшего брата и сестры( Иоxанна в 1497 году, Изабеллы в 1498 году) и племянника Мигеля да Паса в 1500 году различные кортесы испанских владений признали Иоxану и ее мужа Филиппа наследниками престола королевств Арагон и Кастилия. В эти годы у Иоxаны начали проявляться первые симптомы безумия. Благодаря брачной политике своих деда и бабушки, Карл объединил в своем лице наследственные линии четырех независимых территорий:
от Максимилиана I: эрцгерцогство Австрия
от Марии Бургундской: герцогство Бургундское, Бургундские Нидерланды
от Фердинанда II: земли Арагонской короны, включая Неаполь, Сицилию и Сардинию
от Изабеллы I: земли Кастильской короны с недавно завоеванными заморскими территориями


Глубоко верующий и уверовавший в свое предназначение править народами с детства, Карл был очень одинок. Сложный бургундский церемониал надежно охранял его от всяческих поползновений кого бы то ни было к нему приблизиться. Трудно себе представить сегодняшнюю молодежь в такой ситуации, детства у наследников как правило не было вовсе, а у Карла - в особенности. Ему было всего 12 когда умер его отец и дед-император поручил мальчику главенствующую позицию в процедуре прощания, длившейся (верхом, пешком и во главе стола) почти сутки. Наполненный достоинством и величием мальчик принял церемонию передачи власти и в юном возрасте 15 летним взвалил на себя тяжелейшие обязанности правителя. В понимании своей задачи он где-то очень похож на своего дальнего потомка Франца Иозефа, оба осознавали сложность задачи, оба считали себя каизером именно Божьей милостью, оба были глубоко верующими. Вот только сомнений в смысле веры у Карла было больше. Кстати оба были не слишком образованы и предпочитали охоту и военное дело. В возрасте 17 лет Карл отправился вступать в правa испанского наследства, где был принят не очень дружелюбно: не говорящие по-испански герцог со свитой были абсолютно чужими для Кастиллии и Арагона. В этом плане Карлу не повезло. Отчасти из-та строения нижней челюсти, а отчасти из-за отсутствия склонности к языкам ему потребовались титанические усилия чтобы выучить испанский, а немецким он так и не овладел, что создало немало трудностей в управлении священной римской империей немецкой нации, как императора его со скрипом воспринимали немцы.



Карл был коронован 23 октября 1520 года в Аaхенском соборе архиепископом Кельна Германом V фон Видом и впоследствии называл себя "королем римлян, императором Священной Римской империи, всегда Августом". Папа Лев X дал согласие на использование этого титула 26 октября 1520 года. С тех пор Карл носил этот титул:
"Мы, Карл Пятый, милостью Божьей избранный римский император, всегда Август, во все времена император империи, в Германской империи, Кастилии, Арагоне, Леоне, обеих Сицилиях, Иерусалиме, Венгрии, Далмации, Хорватии, Наварре, Гранаде, Толедо, Валенсии, Галисии, Майорке, Севилье, Сардинии, Кордове, Корсике, Мурсии, Хаэне, Альгарве, Альхесирасе, Гибралтаре, Канарских и Индийских островах и материке, Океании и т. д. Король, эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии, Лотарингии, Брабанта, Штирии, Каринтии, Карниолы, Лимбурга, Люксембурга, Гельдерса, Калабрии, Афин, Неопатрии, Вюртемберга и др. Граф Габсбург, Фландрии, Тироля, Гориции, Барселоны, Артуа, Бургундии и т. д. Граф Палатинский из Хайнаута, Голландии, Зеландии, Пфирта, Кибурга, Намюра, Руссильона, Сердани и Зутфена и т.д. Ландграф Эльзаса, маркграф Бургау, Ористана, Гозиани и Священной Римской империи, князь Швабии, Каталонии, Астурии и т. д. Владыка Фрисландии и Виндишского маркграфства, Порденоне, Бискайи, Монии, Салинса, Триполи, Мехелена и т. д.
В июне 1519 года курфюрсты во Франкфурте избрали Карла королем, что стало предвестником получения императорского титула. Однако, несмотря на свои высокие амбиции, Карл столкнулся с финансовыми проблемами, поскольку выборщики хотели получить компенсацию за свои голоса. Избирательная кампания финансировалась в основном купеческой семьей Фуггеров, от которых император впоследствии попал в финансовую зависимость. Карл V также стал последним императором, чей императорский титул был подтвержден коронацией папы Климента VII в Болонье.  Карл V был одним из самых могущественных европейских правителей в истории. Он управлял территориями в Европе и Америке. В пределах своих европейских владений ему пришлось столкнуться с проблемами религиозных конфликтов между католицизмом и протестантизмом. Он также вел многочисленные войны против Франции и Османской империи. В конце концов он отрекся от престола императора, и императорский титул перешел к австрийской линии дома Габсбургов. Ввиду огромного роста своей власти Карл вскоре разработал идею универсальной монархии, охватывающей весь земной шар. Императорское достоинство послужило идеологической основой его притязаний на главенство в Европе. Карл считал себя защитником христианства - но именно во время его правления единство Римской церкви окончательно распалось. Он недооценил силу лютеранской реформации в империи. Это был не просто теологический вопрос, а политическое испытание сил между императором и имперскими князьями, которые настаивали на своих прерогативах и независимости. Универсальные притязания Карла V проявились и в его попытках разрешить религиозный спор. Император хотел провести фундаментальную реформу церкви. Карл видел себя беспристрастным арбитром, который хотел сохранить единство христианства. Исходя из этого, Карл убедил Папу созвать Тридентский собор, который, рассматриваемый Карлом как попытка сохранить единство ранней церкви, привел к началу Контрреформации через реформу католической церкви и, таким образом, ожесточил фронты, вопреки намерениям Карла. Таким образом, он полностью провалил свое начинание: Раскол стал реальностью.

Попытки Карла укрепить императорскую власть в Священной Римской империи и сделать акцент на монархическом элементе в ущерб принципу федеративных сословий также привели к конфликту, который в 1547 году завершился в пользу Карла победой в Шмалькальдской войне. Карл навязал протестантским князьям империи Аугсбургское соглашение, по которому до решения теологических вопросов должен был соблюдаться компромисс. Это вызвало серьезную оппозицию со стороны протестантских сословий империи. Религиозный Аугсбургский мир 1555 года между императором, которого здесь представлял его брат Фердинанд, более прагматичный в этом отношении, и империей все же нашел средний путь. Однако пределы императорской власти были выявлены, и стало ясно, что Карл потерпел неудачу в своей имперской политике. Он не смог воплотить в жизнь свой идеал сильной империи против имперских князей. Эта цель оставалась заявленной и для последующих поколений Габсбургов, которые также потерпели неудачу. <..............................>


Вообще огромную часть его жизни составляла борьба с Мартином Лютером. Один Вормсский реихстаг чего стоит! Карл до конца жизни мысленно возвращался к нему, мысленно продолжал спорить и дискутировать. Здесь ему как никогда бы пригодилось знание немецкого языка , именно непонимание по сей день ставится ему в вину. В настоящем времени, ибо теологи и историки по сей день ломают копья и выясняют, кто прав, а кто-не очень. Все это четко следует из воспоминаний, написанных или надиктованных в течение всей жизни. Кстати о воспоминаниях - уже на смертном одре Карл сильно беспокоился вопросом, а имеет ли он вообще право писать воспоминания и мемуары? Об этом он неоднократно говорил со своим духовником и в итоге сам же себя успокоил тем, что мемуары он пишет не для возвеличивания себя, совсем даже и не любимого, а для истории.


Страдая от подагры, признавая провал своей религиозной политики в империи и побуждаемый семьей к соглашению с Фердинандом, император решил отречься от престола.Неаполитанское королевство уже перешло к его сыну в 1554 году по случаю женитьбы Филиппа на Марии Тюдор. С точки зрения конституционного права Карл стал единственным королем Испании только после смерти матери 13 апреля 1555 года. Он издал указ о безусловном первородстве, означавший, что его внук Дон Карлос станет преемником его сына Филиппа. 2 октября 1555 года он сложил с себя полномочия Великого магистра ордена Золотого руна. 25 октября в Брюсселе, в том же дворце, где он вступил в права наследства, он передал Филиппу управление Нидерландами. Карл присутствовал на этой государственной церемонии в траурной одежде при поддержке Вильгельма Оранского. В своей тронной речи он кратко обрисовал свой жизненный путь. "Сорок лет назад на этом же месте, в канун Богоявления, император, мой дед, объявил меня совершеннолетним. Затем я стал королем Испании, потом императором - я стремился к императорской короне, но не для того, чтобы править новыми империями, а чтобы заботиться о благополучии Германии и других империй, чтобы сохранить и создать мир и гармонию для всего христианства и обратить его силы против турок. Поэтому мне пришлось совершить много трудных путешествий, вести много тяжелых войн... но никогда не по своей воле, а всегда очень сильно против моей воли, как стороны, подвергшейся нападению..." Император провел в седле всю свою жизнь, как и все императоры священной римской империи - таким колоссом невозможно руководить, сидя в уютном кресле где-нибудь в Мадриде.

"Я возлагал большие надежды - лишь немногие из них оправдались: и ценой каких лишений! От этого я вконец устал и заболел. Я терпел все неурядицы, насколько это было в человеческих силах, до сегодняшнего дня, чтобы никто не мог сказать, что я дезертировал. Но теперь было бы безответственно откладывать мою отставку. Не думайте, что я хочу уклониться от любых начинаний и опасностей: моих сил просто больше не хватит. Доверяйте моему сыну, как он доверяет вам, будьте едины, всегда соблюдайте справедливость и не допускайте неверия в свои ряды".
"Что касается меня, то я знаю, что совершил много ошибок, великих ошибок, сначала по молодости, затем из-за человеческих ошибок и страстей, и, наконец, из-за усталости. Но я не делал никому зла сознательно, кем бы он ни был. Если я и поступал неправильно, то без моего ведома и только по некомпетентности: я публично сожалею об этом и прошу прощения у всех, кого я мог обидеть". Никто до него и никто после не слагал с себя императорских регалий, событие было мирового масштаба.
После отречения от престола Карл отправился на корабле из Влиссингена через Сантандер и Бургос в Вальядолид и 5 февраля 1557 года поселился в загородном доме при отдаленном монастыре иеронимитов Сан-Херонимо-де-Юсте в Эстремадуре. Иеронимиты были традиционным домашним орденом испанских королей и жили в строгом аскетизме и уединении от мира, чтобы найти свой путь к Богу. Брату Хуану де Ортега († 1557), монаху-иеронимиту, было поручено основать в Юсте дом для последних дней императора.

Карл V умер 21 сентября 1558 года от малярии, которая была эндемична в этом регионе. Предполагаемый диагноз тропической малярии или возбудителя Plasmodium falciparum был доказан в 2007 году группой патологоанатомо в из Университета Барселоны с помощью микроскопических исследований мумифицированной фаланги пальца императора. Такого траура Европа не видела ни до ни после. Траурные мессы и процессии прошли по всей Испании, Германии, включая и родовые австрийские земли, Италии, Дании и Англии, но самую внушительную процессию организовал во Фландрии его сын Филипп. Впервые траурная просессия показывала воочию и деяния почившего монарха - огромный галеон на колесах ознаменовал успехи Карла и его армии на флоте. В Испании были заказаны траурные доспехи для придворных и лошадей, любимый конь императора был украшен торжественной траурной попоной и новыми траурными коваными доспехами и его вели на поводу впереди траурной процессии.


Почему сегодня личность Карла снова вытащили на поверхность? Да потому, что в нем правители Евросоюза пытаются найти легитимность и преемственность. Один из родоначальников ЕС, ныне уже покойный Отто фон Габсбург, на основании родства совершенно конкретно говорил о продолжении дела своего отдаленного пра.пра-пра... И сегодня историки спорят уже не о том, каким был Карл или что он совершил, а о том, было ли его правление предтечей Европейского союза, управляемого сильной рукой.

#ТАКАЯЗИМА, #10книг, литература, Габсбурги

Previous post Next post
Up