Ждать уже недолго скоро будет ёлка...

Nov 30, 2023 19:40



...всяка нечисть бродит тучей и в прохожих сеет страхПредрождественское настроение уже прочно угнездилось в умах и сердцах. Магазины празднуют уже месяца два, а народ постепенно скупает рождественские причиндалы. Пора, в это воскресенье - первый Адвент, а завтра уже можно будет открыть первое окошечко в рождественско календаре. У меня он с шоколадками, хотя имеются варианты. К рождественским праздникам у нас относятся и шествия Святого Николая. По-идее это должно происходить 6 декабря, в Николаустаг, но никто особенно точностью дат не озабочивается, все делается под настроение и желание. Так вот, неотъемлимая часть праздника в Австрии -это Николаус в костюме епископа, с епископским посохом, и рядом с ним кнехт Рупрехт (слуга Рупрехт) или Крампус.


На моей памяти пешие прогулки двух путников превратились в непонятно что, буйство нечисти. Причем буйство нечисти в свою очередь тоже мутировало. В этом году шествие проводилось у нас под боком и мы решили приобщиться к традициям.



Кра́мпус (нем. Krampus, австр. Klaubauf, Bartl, словен. Parkelj, чеш. čert, сил. Gumphinckel, венг. Krampusz) - легендарная фигура в фольклоре альпийского региона, «рождественский чёрт», спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца, а также название обходного обряда в ночь с 5 на 6 декабря.


В ночь с 5 по 6 декабря Крампус сопровождает святого Николая, наказывая непослушных детей и пугая их, - тем самым он действует в противовес Св. Николаю, который раздаёт подарки хорошим детям.


Считается, что когда Крампус находит капризного ребёнка, он кладёт ему под подушку уголь или засовывает его в свой мешок и уносит напуганное дитя в пещеру, предположительно, чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.



Изображать Крампуса принято в Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, некоторых северных областях Италии (Боцен (Больцано)) и Хорватии. Вид этого существа и его название варьируются в зависимости от местности.


Как правило, в альпийском регионе Крампуса изображают как рогатое и косматое звероподобное чудище демонической внешности. Традиционно мужчины наряжаются в наряд Крампуса в течение первой недели декабря, а особенно в ночь с 5 (нем. Krampuslauf - «День Крампуса») на 6 декабря (нем. Nikolotag - «День Св. Николая») и бродят по улицам, пугая детей цепями и колокольчиками.


Часто Крампуса изображают на специальных рождественских открытках (нем. Krampuskarten). Крампус, дикий спутник благосклонного Святого Николая, уже много веков не дает покоя детям. В то время как Святой Николай благосклонно регистрирует добрые поступки детей и раздает небольшие подарки, мохнатый Крампус, не раздумывая, собирает всех плохих детей в свою корзину - и больше их не видно.


Немного жути не помешает, и вы должны были особенно испугаться, если в начале декабря обнаружили в своем почтовом ящике одну или несколько открыток с Крампусом.



Отправлять эти часто дорогие открытки с золотым тиснением сейчас не модно, но, возможно,кто-то еще помнит о них. Начиная с 1880-х годов открытки посылались по разным поводам.




Это был отличный способ поддразнить других молодых людей, поскольку открытки обычно всегда опускали в почтовый ящик без почты, так что родителям получателя приходилось оплачивать штрафные почтовые расходы.

.

Кроме того, открытки были отличным способом замаскировать тайные влюбленности в одноклассников, отправив любимому человеку безобидное послание с помощью угрожающей открытки:
Du mit deinen braunen Augen,
dich wird noch der Krampus rauben.
Selbst bei der Arbeit denk an mich -
ich bin bei dir, ich liebe dich!
Ich bin verliebt bis über beide Ohren,
ich hab mein Krampusherz an dich verloren!
Ich liebe dich sehr,
ich liebe dich heiß,
wie eine kalte Eierspeis.
.


Иногда отправитель в какой-то момент раскрывался, но могло случиться и так, что так и не выяснялось, кто именно прислал открытку: тайный поклонник или просто лучший друг, сыгравший маленькую шутку?
.

Упоминания о Крампусе имеются ещё в дохристианском немецком фольклоре и было связано с приходом зимы и уменьшением светового дня. Таким образом он олицетворял собой злого духа зимы. Этимологическое происхождение имени Крампус до сих пор не выяснено. По одной из версий, оно происходит от средневерхненемецкого термина Krampen, что означает что-то вроде "коготь".



Однако это слово также встречается в различных диалектах и означает что-то "безжизненное, высохшее". Это также согласуется с наиболее популярной лингвистической теорией: Считается, что Крампус происходит от греческого krampos и означает "сушеный плод". Некоторые считают, что название происходит от старого немецкого слова «krampen», что означает «коготь»

Обычай превращаться в человека также был задокументирован с середины XVII века: Святой Николай и дьявольский Крампус посещают семьи в двойной упаковке, чтобы показать детям, в частности, что жизнь, угодная Богу, связана с наградами, но отклонение от добра всегда влечет за собой наказание - Крампус всегда носит с собой розгу, и трудно представить, куда он на самом деле уносит плохих детей, которых он утаскивает в своем мешке или корзине.


Терезия Хаймерль пишет о происхождении Крампуса и его религиозных аспектах в блоге Religionwissenschaftsblog в статье "Крампус: прирученный дьявол с гротескной мужественностью".


По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. В более ранний период, особенно во времена инквизиции католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник Св. Николая.



В XX веке австрийское правительство не поощряло изображение Крампуса. После гражданской войны 1934 года режим Дольфуса по инициативе христиан-социалистов и Отечественного фронта наложил запрет на данную традицию. В 1950-е годы правительство распространяло памфлеты на тему «Крампус - порождение зла». Однако к концу века произошло восстановление празднований с участием Крампуса, и сейчас эта традиция остаётся популярной. При этом в Австрии проходила общественная дискуссия на тему допустимости использования образа Крампуса для маленьких детей.

При всех различиях в изображении Крампуса некоторые его характеристики остаются общими: он покрыт шерстью, обычно бурой или чёрной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заострённый язык.

Нередко Крампус несёт цепь, что символизирует оковы на дьяволе в христианской традиции. Для достижения большего эффекта он потрясает цепями. Цепи могут также дополняться колокольчиками разного размера. К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки берёзовых розг (ruten), которыми он стегает детей. Наказание розгами играло важную роль в дохристианском обряде инициации. Розги могут заменяться хлыстом. Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной - они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.

Иногда Крампус в фольклоре смешивается с другим мифическим существом - ведьмой Перхтен. Вообще мои коллеги с огорчением констатировали, что шествие крампусов во-первых перемешалось с шествиями перхтов, которых в Штирии и быть не могло, а во- вторых, стало скорее шествием инопланетян, чем больше зелено-красных спецэффектов, тем лучше. К традициям эти маски отношения уже почти не имеют.

О перхтах и шествиях я в общем уже рассказывала. Пе́рхта (Перехта, Бе́рхта Бе́рта, нем. Frau Perchta, Pechtrababajagen - 'Баба-яга Пехтра', чеш. Perechta, морав. Sperechta, словен. Pehtra baba) - мифическое существо и изображающий его ряженый персонаж рождественского и масленичного (мясопустного) периодов. Известна южным немцам, австрийцам, швейцарцам, а также славянам, преимущественно чехам и словенцам. Перхта связана с соблюдением запретов, особенно на прядение в пост.


Считается, что персонаж, как и его имя, принадлежат немецкой традиции. Перхтой (Бертой) звался персонаж, воплощающий зимний солнцеворот (в Древнечешском словаре Гебауэра Berchta, Perchta даны как варианты имени Bertha, из ст.-нем. Perahtd, Berchte, собственное значение которого «блестящая, светлая, красивая, возвышенная»). Первоначально она считалась доброй богиней, тождественной Хольде (нем. Holda). Позже их функции разделились, и Перхте «досталась» злая природа и устрашающая функция.

В фольклоре Баварии и Австрии сохранилось поверье, что на Святки (особенно в Двенадцатую ночь) Перхта бродит по домам и хочет узнать, были ли в уходящем году дети усердными и трудолюбивыми. Если они были такими, то утром в обуви или ведре они могли найти серебряную монету. Если они ленились, то она могла вскрыть их животы и набить их соломой и камнями. Ей особенно нравилось, если девочки перепряли весь свой лён или шерсть.

Крупнейшее мероприятие Крампусов в Восточной Австрии в Винер Нойстадте сегодня пользуется высочайшей репутацией в среде Крампусов и считается одним из самых красивых и хорошо организованных, где особое внимание уделяется качеству участвующих групп. В этом году большинство приглашенных групп - это так называемые группы резчиков, то есть все бегуны в группе носят маски, сделанные одним и тем же резчиком. Благодаря этому группа выглядит как единое целое, и ее легко отличить от других групп. В соревнованиях примут участие 15 резчиков со всей Австрии с совершенно разными стилями. Всего будет представлено более 25 групп со всей Австрии, а также заявлена группа Крампуса из Баварии и Чехии. Это доказывает, что Венский Нойштедтерский Крампуслауф теперь признан и на международном уровне. <......................>

Как бы то ни было. Вопросом бить или не бить занимаются психологи. Ну вот например. "В начале декабря дети должны объясниться: Действительно ли они были хорошими весь год и поэтому будут вознаграждены Святым Николаем? Или же они были непослушными, плохо себя вели - и тогда их навестит Крампус? Детей иногда воспитывали и воспитывают с помощью такой черной педагогики. Некоторых это не впечатляло и казалось забавным. Других, напротив, зловещие фигуры преследовали долгие годы, а мысль о том, чтобы принять участие в параде Крампусов, заставляет их потеть даже в зрелом возрасте. Святой Николай зачитывает так называемые грехи ребенка в качестве предупреждения, а Крампус угрожает и наказывает с помощью рева, грохота и злобного взгляда. Если ребенок не изменится, его заберут из безопасного круга семьи. Более или менее прямой билет в ад. Как мы знаем сегодня, подобные "воспитательные методы" неэффективны. Травмы у детей, если они, не задумываясь, подвергаются воздействию Крампуса, редки, но не невозможны. Так стоит ли обходиться без Крампуса? Нет, потому что в принципе Крампус и Святой Николай не являются бессмысленными в нашей культуре. Просто все зависит от того, насколько ответственно мы используем этот традиционный образ. Святой Николай в роли назидателя и критика, а Крампус в роли карателя - нет.

1. Используйте традицию Крампуса и Святого Николая, чтобы показать своим детям, как динамика между добром и злом может быть использована для успешной жизни.
2. не обвиняйте в своем воспитании Святого Николая и Крампуса.
3. описывайте Святого Николая как человека, который с добротой признает сильные стороны ребенка и поощряет его развивать их. Позвольте Святому Николаю прочитать, что сильного и хорошего есть в вашем ребенке.
4. опишите Крампуса как символическую фигуру, которая может помочь вашему ребенку выбраться из проблем, используя добро.
5. Сделайте традицию по-человечески уязвимой. Но при этом сохраните мистический аспект ритуала Крампуса.
6. тщательно выбирайте и обсуждайте заранее, если заказываете услуги Крампуса и Святого Николая. Это должен быть человек, который сможет относиться к детям с любовью и в конечном итоге укрепить их.
7. Вы можете посетить крампуса. Но никогда не оставляйте детей одних и неосведомленных. Филипп Штрейт - клинический медицинский психолог, психотерапевт, консультант по вопросам жизни и общения."<...................................>

image Click to view


А легенды - ну что-легенды, их у нас есть. Легенда о непослушном ребенке
"Где-то в австрийской деревне жила несчастная пара, у которой был ребенок, который никогда не хотел слушаться и тем самым доставлял им много беспокойства. Даже угрозы матери, что если ребенок не захочет быть послушным, его заберет Крампус, не могли изменить ситуацию. Вечером в день святого Николая в дом вошел ужасно страшный Крампус и спросил родителей: "Могу ли я забрать этого непослушного ребенка с собой?" Родители, которые не заказывали Крампуса, подумали, что это сосед, который хочет повеселиться, и ответили: "Да!". Крампус снова спросил, можно ли ему взять ребенка с собой, и родители снова согласились. Тогда Крампус спросил в третий раз: "А можно я действительно возьму его с собой?". Когда родители разрешили в третий раз, Крампус взял ребенка с собой и вышел за дверь. Когда родители услышали снаружи душераздирающий крик, они тут же выбежали посмотреть, куда Крампус ушел с ребенком. Но ребенка не было видно. На свежевыпавшем снегу не было видно и следов. Ребенок исчез навсегда". <.......................>

праздник, #10историй, времена года, Австрия, #жилабылаосень

Previous post Next post
Up