Помпеи. День полупоследний.

Oct 29, 2023 17:02



О том что на ночлег мы устроились прямо у входа в мертвый город, я уже говорила. Да и вечерний культпоход за пищей дал возможность своими глазами оценить размеры катастрофы и понять, во сколько нужно вставать, чтобы ко времени, указанному на ваучере, быть в туристическом центре. Который находится в здании железнодорожной станции, вход на второй этаж - отдельный. Дойдя до здания вокзальчика, мысленно похвалила себя за то, что додумалась поселиться в непосредственной близости - доехать сюда из Неаполя, конечно же, можно, но телодвижений и времени для достижения цели потребуется куда больше.


Кстати о наличии в непосредственной близости от отельного номера железной дороги мы догадались по грохоту и тряске всего, что может трястись.


Процедура обмена ваучера, купленного онлаин, на полноценные билеты, проста: заходишь в туристический инфоцентр, отдаешь ваучер, тебе выдают карту и билеты. Затем нужно перейти на другую сторону улицы и ты оказываешься у входа в комплекс. В сезон или в выходные вход четко обозначается огромным хвостом народа в очереди - и в туристический центр и на вход в комплекс.


Места мало, толпы огромны, проезжая часть занята в основном автобусами и китайцами. Ну или автобусами с китайцами.  Имеется и рейсовый автобус, как я понимаю, остановка - прямо рядом со входом в комплекс.


Ну что, билеты в зубы - и на штурм древнеримского поселения. Предвестником извержения стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована, однако некоторые сохранили повреждения до самой гибели города в 79 году.


Извержение Везувия началось днём 24 августа (по другим данным 24 октября) 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов - Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.


Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинуло город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.


Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии.



Систематические раскопки в Помпеях начались в 1860 году, тогда же исследователями были найдены 40 погребённых под пеплом тел жителей города. Историки обнаружили, что окрестности Везувия были уничтожены пирокластическими потоками.


Плиний Младший, древнеримский политический деятель и писатель, был свидетелем случившегося и описал это в своих заметках:
…"огромное чёрное облако быстро надвигалось…из него то и дело вырывались длинные, фантастические языки пламени, напоминающие вспышки молний, только намного бо́льшие"…

Его дядя, адмирал и натуралист Плиний Старший, чтобы лучше наблюдать грозное явление природы, подошёл на судне слишком близко к месту катастрофы, и в Стабиях уже на суше пал жертвой своей любознательности и стремления помочь людям, отравившись серными испарениями.


В процессе раскопок погибших городов выяснилось, что в городах всё сохранилось в первозданном виде. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Из 20 тыс. жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2 тыс. человек.


Большая часть жителей покинула город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно. Итальянские археологи установили, что головы жителей Помпей во время извержения буквально взрывались - кровь у них закипала и превращалась в пар.


Всего через несколько дней после катастрофы в район Везувия прибыла императорская комиссия с сенаторами. Им пришлось зафиксировать ущерб и организовать мероприятия по оказанию помощи населению. От Неаполя до Стабий весь ландшафт был покрыт устрашающим черным покрывалом.



Не было ни домов, ни улиц, ни деревьев; Вся жизнь была уничтожена. Комиссия обратилась к императору Титу с просьбой предоставить программу чрезвычайной помощи восстановления. В 80 году нашей эры император лично отправился в места, отмеченные извержением, и решил, что делать ничего не нужно. Города были похоронены нетронутыми.


Выжившие попытались вытащить из под обломков свои статуи богов и священные храмовые памятники, и так началось разграбление Помпеи. На месте бывших Помпей больше никогда не возникала новая жизнь. Бывшие жители искали приюта в другом месте и оставили город, что теперь представлял собой такие негостеприимные руины.


В 106 году Тацит написал свою «Историю» и опубликовал письма Плиния, который видел трагедию своими глазами. Император Марк Аврелий (121 г. до н.э.) письменно упомянул судьбу города как пример проходйщей земной жизни. В третьем веке историк Дио Кассиу сообщил об этой катастрофе по случаю очередного сильного извержения вулкана. При каизере Александре Северусе (20-235 г. н.э.) снова была сделана попытка раскопок ибо оставалась надежда найти мрамор, колонны, статуи, но работы были очень быстро приостановлены. А потом город постепенно начал исчезать из римской картографии.


Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого.


Раскопки начались лишь в 1748 году под руководством испанца Роке Хоакина де Алькубьерре, который был уверен, что найденный им город - Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.


При управляющем Ф. ле Вега в 1760-1804 годах раскопки приобрели иной характер. Исследованные здания перестали засыпаться вынутым грунтом, его начали вывозить за пределы города. Открытые памятники реставрировали, находки, не отправившиеся в музей, оставляли на месте для всеобщего обозрения.


Был разработан план экскурсионных маршрутов. В 1763 году с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город - не Стабии, а Помпеи. Особенно активно раскопки велись в 1808-1814 годах при Иоахиме Мюрате. Важную роль в них играла Каролина Бонапарт.


С 1863 года раскопками руководил Джузеппе Фиорелли. В 1870 году он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, вследствие истлевания останков образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический характер.


Начиная с 1961 года, а особенно после землетрясения 1980 года, в городе ведутся практически одни реставрационные работы. В настоящее время около 20-23 % территории Помпей не раскопано. В мае 2023 года археологи обнаружили в Помпеях останки 2 человек, погибших при землетрясении, произошедшем из-за извержения вулкана Везувий.


Сразу от входа народ с огромным энтузиазмом ломится в первый же аттракцион. Сил еще много и желание объять необъятное присутствует в большом количестве. Пригородные термы располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море.



Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Эти термы располагались у городской стены - возможно неподалеку располагался судоходный канал, по которому камни транспортировали в город. Здание было трехэтажным и совсем небольшим. Пользовались этими термами в основном чужеземцы, прибывающие в город. В помещении для переодевания находятся 8 фресок весьма эротического содержания..

Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий, что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков. Термы возникли за городской стеной уже после завоевания города римлянами и после постройки теми же римлянами традиционного водопровода. До этого жители доставляли воду из источника у подножия Везувия.


Вход в город, Порта Марина - один из немногих сохранившихся. Вот мы и поднимаемся к этому входу. Подъем достаточно крут. Даже сегодня на плане Помпеи видно ядро города, которое было построено на лавовом плато в открытом месте. Очертания этого первоначального поселения на юго-западе города видны по расположению улиц, которые, в отличие от остальной части города, были проложены не по прямой линии, а в виде сетки. Позднее основные улицы, особенно Via dell'Abbondanza, были продолжены в район старого города, но даже при этих работах оси не могли быть вытянуты в абсолютно прямую линию.


Систематическая планировка улиц за пределами старого города свидетельствует о плановом развитии территории нового поселения. В научных исследованиях спорным является вопрос о том, когда происходило это развитие. Последние исследования показывают, что это должно было произойти довольно рано и что городские ворота и городская стена также планировались в процессе строительства уличной системы.



При ближайшем рассмотрении оказывается, что город Помпеи пересекали пять основных улиц. В направлении запад-восток (так называемый декуманус) пролегала улица Виа делла Фортуна на севере, Виа ди Нола на востоке, которая вела в Ноланские ворота на востоке, и в меньшую улицу, проходящую сразу за городской стеной на западе.


Параллельно этой улице на юге от ворот гавани идет довольно короткая Виа Марина, которая за Форумом проходит почти через весь город как Виа дельи Аббонданца и выходит из города через ворота Сарно. В западной части города с севера на юг проходит Виа дель Форо, которая после пересечения с Виа делла Фортуна называется Виа ди Меркурио.


Пройдя Форум, она продолжается немного западнее как Страда делле Скуоле и, пройдя небольшое расстояние, соединяется с более мелкой улицей, идущей параллельно городской стене, прямо перед ней. Средняя улица с севера на юг - Via Stabiana. Это единственная дорога, которая идет абсолютно прямо от одних ворот до других на всем протяжении города. На севере она заканчивается у Везувийских ворот, на юге - у Стабианских.


Третья и самая восточная из трех улиц - Via di Porta Nocera, идущая от Ночеранских ворот. Из них раскопана в основном южная часть до улицы Аббонданца (Via dell'Abbondanza). Однако можно с уверенностью сказать, что она не встречается ни с какими городскими воротами на севере. Единственными городскими воротами, которые не находились на одной из главных дорог, были Геркуланские ворота, расположенные в северо-западном углу.


Несмотря на плановую планировку большей части города, значительная часть планировки улиц, особенно на северо-западе и юго-востоке, отклоняется от ориентации городской оси север-юг (Via Stabiana). На северо-западе планировка улиц ориентирована на Виа ди Меркурио, на юго-востоке - на ворота Ноцеран. В кварталах, непосредственно примыкающих к старому городу, также наблюдаются отклонения от главной оси, ориентированной на старый город.


Планировка улиц позволяет предположить, что районы к северу от Старого города были заложены и частично застроены уже в течение VI века до н.э. Расширение территории города за пределы Via Stabiana на восток произошло, вероятно, не ранее конца IV века.


Здесь также наблюдаются две разные схемы расположения дорог. Таким образом, и здесь можно предположить, что заселение востока происходило в два этапа. Особенно второй из них позволяет предположить, что здесь одновременно поселилось большее количество людей. Предполагается, что это были более ранние жители города Нуцерия Альфатерна, разрушенного Ганнибалом в 215 г. до н.э.



Быстрый рост города уже в VI в. до н.э. при первых трех поколениях поселенцев объясняет и решение о строительстве первой, еще довольно низкой оборонительной стены. Однако уже в начале V в. до н.э. это сооружение середины VI в. до н.э. было разрушено и заменено массивной конструкцией из двух куртин с заполненным пространством между ними. Неясно, было ли строительство стены вызвано реальной угрозой со стороны соседних поселений или племен, заселявших внутренние районы.

Недавние находки на окраине старого города указывают на то, что, возможно, стена вокруг старого города существовала уже на этапе раннего заселения. Это также объясняет, почему Via dell'Abbondanza делает небольшой изгиб к северу на окраине старого города - здесь можно предположить наличие более ранних городских ворот, через которые первоначально вела дорога. Однако полученные данные свидетельствуют о том, что старая городская стена была построена не ранее V в. до н.э., т.е. она моложе первого кольца стен. Поэтому можно предположить, что старый город был дополнительно укрепленным местом для защиты и уединения.


Хотя о доримском поселении имеются лишь некоторые находки, уже сейчас можно сказать, что в период господства самнитов (V-IV вв. до н.э.) практически не прослеживается никакого градостроительства. Когда римляне распространили свое влияние на Кампанию и попытались разграбить Помпеи, город решил построить третью городскую стену.


Она была построена из известняковых плит, которые в особо уязвимых местах, например, на северной стороне города, были дополнительно укреплены земляной насыпью. К этому же периоду относится строительство ворот Сарно и ворот Ноцеран. Таким образом, эта территория, по-видимому, была включена в состав города только в это время.


Теперь Помпеи окончательно приобрели ту форму, которую должны были сохранять до своего падения. Городские стены укреплялись еще дважды: сначала во время угрозы со стороны Ганнибала, а второй раз - во время конфликтов с Римом в ходе Конфедеративной войны. Последним изменением стены стало возведение двенадцати башен на юго-востоке, востоке и севере. Башни были построены в конце дорог, чтобы защитники могли как можно быстрее добраться до них.


Примечательно, что изначально в городе не было тупиков. Только в результате перестроек в императорский период несколько прежних магистралей стали тупиками. Это означало, что небольшие боковые улочки также являлись магистралями, и можно предположить, что некоторые из них были очень посещаемы. Таким образом, к городской стене можно было подойти из любой точки города, что было немаловажно при обороне. Здания доходили до стены только на западе и юго-западе (старый город), которые были защищены отвесной стеной. Таким образом, создавалось практически непрерывное кольцо стен. Еще одним положительным моментом такой планировки было беспрепятственное движение транспорта в городе - где нет тупиков, там меньше заторов.


Следует отметить, что по улицам ездили в основном носильные животные и перевозчики грузов. Для обычных пешеходов на главных дорогах были в основном тротуары. Несмотря на глубокие колеи, надо полагать, что движение телег было не столь интенсивным, как можно было бы предположить, особенно в прошлом.


Глубокие следы колес въелись в дорожное полотно, которое было вымощено в течение I в. до н.э., примерно за 150 лет. О том, что движение телег было управляемым, свидетельствует и то, что в боковых улочках были обнаружены лишь незначительные следы износа дорог колесами телег. Предположительно, тяжелые повозки были переложены на более мелкие двухколесные телеги, а носильщики добирались до города благодаря аналогичным правилам дорожного движения, что и в Геркулануме.


На найденных там табличках законов (Tabulae Heracleenses) движение с запряженными повозками запрещено до ночных часов. В дневное время по дорогам разрешалось ездить только поставщикам общественных работ. С другой стороны, имеются свидетельства массового использования вьючных животных. По всему городу в бордюрах просверлены сотни отверстий, похожих на глаза, которые, возможно, служили для поводков животных и опорами для крыш.


В Помпеях пешеходные дорожки обычно были только на главных улицах. На боковых улицах здания обычно выходили прямо на улицу, так что все движение происходило по ней. Тротуары также не являлись общественными сооружениями, а строились жителями. Это видно из того, что ширина тротуаров в разных изолиниях одной и той же улицы различна, а стили мощения тротуаров обычно меняются на границах домов. Тротуары, очевидно, предназначались не для движения как такового, а для того, чтобы задержаться, пообщаться или посмотреть на витрины магазинов. Это была своего рода "зона с ограниченным движением".


Названия улиц не передавались по наследству. Сегодняшние названия - это современные изобретения, хотя вполне могли быть и такие, как Via del Foro ("улица Форума"). У приезжих, не знакомых с местностью, конечно, возникали проблемы с ориентацией в городе. Если нужно было попасть в какое-то место, приходилось расспрашивать или просить гида провести вас через лабиринт улиц.


На протяжении многих веков водоснабжение жителей Помпеи было одной из самых больших проблем. Свободный доступ к воде был возможен только из Сарно или из источников на Везувии. Для того чтобы получить воду в городе, приходилось строить цистерны или - из-за расположения на плато - рыть очень глубокие колодцы. Эти колодцы представляли собой значительное техническое достижение. Глубина колодца, найденного на одной из самых высоких точек у Геркуланских ворот, составляла 35 м. В городской черте было обнаружено несколько колодцев, расположенных в основном в центре, на перекрестках улиц.


Однако еще большее их количество находилось на земельных участках или, особенно в более позднее время, даже внутри зданий. Однако неясно, служили ли эти колодцы только для частного водоснабжения. После строительства акведука колодцы были заброшены и - частично использовались как сточные ямы - со временем засыпались. Предполагается, что большинство зданий до строительства акведука также имели цистерну. Однако можно предположить, что эта вода использовалась в основном как хозяйственная - например, для стирки, полива огородов или водопоя сельскохозяйственных животных.


Однако более детального обследования цистерн до сих пор не проводилось, так как они в большинстве своем очень неустойчивы и риск для археологов быть погребенными во время обследования слишком велик. При исследовании Insula Arriana Polliana раскопщики обнаружили огромную цистерну, которая тянулась по всей ширине здания (30 м). В четырех из шести находившихся там магазинов (tabernae) были обнаружены отверстия, через которые можно было черпать воду из цистерны.


Вода распределялась по сети эстакад (на сегодняшний день известно 13) высотой до 6 м, которые, как и трубы, были изготовлены из свинца. Их важнейшей функцией было выравнивание давления. По всей видимости, из-за высокого давления воды в свинцовых трубах часто происходили повреждения, о чем свидетельствуют различные следы ремонта на трубах. Несмотря на наличие большого количества подключений в частных домах, наибольшее значение для обеспечения населения водой имели общественные колодцы.


В основном такие колодцы располагались на перекрестках дорог. К настоящему времени обнаружено 42 колодца, что свидетельствует о достаточно высокой плотности водоснабжения. В связи с распределением этих общественных колодцев зона их использования в каждом случае принимается в радиусе около 50 метров. Как ни старались жители города обеспечить себя водой, они мало внимания уделяли ее утилизации. Поскольку в городе существовал естественный уклон, сточные воды просто отводились по улицам.


Ах, как же тяжело ходить по этим камням! Не понимаю, как здесь передвигались древние? Но ввязались в драку - значит вперед. Нас ждут великие дела.

Италия, Путешествия, #10точекнакарте, #жилабылаосень

Previous post Next post
Up