Греческая демократия в Австрии

Apr 10, 2023 18:56




Вена - город возможностей. Приезжаешь вроде бы на 24 часа, а впечатлений увозишь - вагон и маленькую тележку. Когда бы ни приехал и зачем бы ни приехал. Как-то эти впечатления самопроизвольно падают в руку, нанизываются на нитку ожерелья, предлагают себя так, что невозможно отказаться. Даже - когда цеитнот. Казалось бы, между таким глобальным явлением, как историко-художественный музей и такой феиерией, как венская опера, что-то еще, заслуживающее внимания, не вписать. Однако мы снова ошиблись. Ибо обед был запланирован в здании парламента, рассаднике австрийской демократии и шедевральном здании Теофила нашего Хансена.

Памятник Республике в Вене посвящен провозглашению Немецкой Австрийской Республики 12 ноября 1918 г. Он расположен на улице Dr.-Karl-Renner-Ring между зданием парламента и дворцом Эпштейн перед парком Грете-Рехор. Памятник состоит из бюстов трех социал-демократов Якоба Реймана, Виктора Адлера и Фердинанда Хануша, каждый из которых покоится на постаменте. За ними вертикально стоят три прямоугольных гранитных колонны, на которых, в свою очередь, горизонтально лежит четвертая. На ней выгравирована надпись "В память об установлении республики 12 ноября 1918 года", причем слова "Установление республики" написаны крупнее остальных. Памятник стоит на слегка приподнятой платформе, и к нему можно подойти по трем ступеням. Слева и справа от ступеней находятся два нижних ясеня, на которые 12 ноября каждого года возлагаются цветочные композиции. Бюсты были созданы скульпторами Францем Зайфертом (Рейман), Антоном Ханаком (Адлер) и Марио Петруччи (Хануш; по проекту Карла Воллека).


Он был возведен при социалистическом бургомистре Карле Зайтце и открыт 12 ноября 1928 года, в десятую годовщину провозглашения Республики Германская Австрия. Из-за явной ссылки на социал-демократию (в честь Виктора Адлера, отца-основателя социал-демократии, Фердинанда Хануша, основателя современного социального государства, и Якоба Реймана, первого "красного" бургомистра Вены) памятник вызвал противодействие консервативных и фашистских кругов. В ходе ликвидации демократии и установления австрофашистского режима он был сначала увешан флагами с костыльными крестами и портретом Энгельберта Доллфуса (В первой Австрийской республике костыльный крест противопоставлялся нацистской свастике и считался эмблемой государства во главе с федеральным канцлером Дольфусом), а в 1934 году окончательно снят, но не разрушен, а хранился в холле стадиона.


Был восстановлен к 30-й годовщине основания республики в 1948 году. В 1961 году задняя часть памятника или система освещения были повреждены в результате взрыва; предпосылки нападения не выяснены до сих пор, но подозревается связь с нападениями Комитета освобождения Южного Тироля. Памятник был восстановлен в 1948 году. В 2009 году комиссия по культуре центра Вены единогласно решила установить текстовую табличку - "также в знак того, что сегодняшняя политика извлекла уроки из разделенной памяти об основании республики и серьезных кризисах демократии".



Вот так жила себе Австрийская монархия, много сотен лет жила и здравствовала, а потом - бац, вторая смена. Кто там временные, слазьте. Но подошли с немецкой основательностью. Если погромы и были, то - локально и потихоньку, если что и разрушили, то - не сильно заметно на общем фоне. Подготовили юридическую базу, собрали подписи и провозгласили. В лучших традициях демократии. Демос - он тоже присутствовал, немым свидетелем.
Гнездо австрийской демократии неизбежно притягивает взгляды - белое, светлое и чистое, мимо пройти не получится. И я вот тоже, все время возвращаюсь. И каждый раз поминаю добрым словом и грекофила - Хансена, и не-Клодтвоских коней ( а могли бы , могли бы!)


Собственно само по себе здание парламента было осмотрено и обхожено вокруг множество раз. Единственное, что не давало мне покоя - это едальня внутри. Как-то очень давно услышала от венских друзей о том, что в парламенте чудесная кофейня, загорелась идеей посетить сей прелестный уголок. Но увы, открыто только по рабочим дням (странно, казалось бы, но это Австрия, детка, выходной - он для многих выходной, ходи голодным)


В этот приезд все складывалось как нельзя - удачно. Мы приехали в пятницу утром, так почему бы не отобедать в парламенте?



Заказала столик. Получила емаил с подтверждением времени и ценными указаниями на тему что делать и с чего начать. Ибо пройти вовнутрь можно лишь, имея а)паспорт и б) куаркод с регистрацией.

.

Регистрация делается на основании паспортных данных на парламентском портале заранее. Уж как там эти паспортные данные проверяются, и что они за эти сутки накопали на нас ?


Все это делается легко и на счет раз. Главное - мы попадем в святая святых. Что особенно ценно в связи с тем, что парламент долго ремонтироваля и все вообще было закрыто.


Вот что писали летом 19 года:
После завершения генеральной реконструкции здание парламента в Вене больше не будет иметь зеленой медной крыши. Нынешнее покрытие будет полностью заменено на серую жестяную крышу, об этом было сказано в понедельник во время экскурсии по строительной площадке. По данным BIG, строительные работы на историческом здании почти завершены. Только над центром для посетителей еще ведутся кропотливые работы в этом направлении. Около 200-250 рабочих трудятся каждый день, и, по словам BIG, в центре для посетителей им удалось создать "архитектурный шедевр".


Работы по сносу здания позволили проникнуть внутрь дневному свету.Для расширения центра для посетителей из бывших складских помещений было выделено еще 500 квадратных метров полезной площади. Запланированное выставочное пространство должно увеличить объем экспозиции для публики. В настоящее время, однако, все еще выглядит немного дико: Стальные балки поддерживают конструкцию, колонны сносят, катушки с кабелем валяются повсюду, а большие кирпичи таскают на тачках. В общей сложности 80 компаний участвуют в общей реконструкции.


В результате общей реконструкции площадь здания увеличится примерно на 13 000 квадратных метров. Некоторые структурные работы в здании очень рискованны, так как нельзя повредить исторические конструкции. Бывший зал Бундесрата, который в настоящее время удерживается огромными стальными балками, оснащен датчиками. Руководители строительства всегда контролируют ситуацию через приложение и немедленно получают информацию о любых движениях. Каждое небольшое движение может быть опасным, так как ценные стены и украшения могут треснуть.


По данным Федеральной компании по недвижимости, масштабный проект реализуется в шесть этапов строительства. По имеющимся данным, с первого по четвертый этапы ведутся одновременно. Первый этап включает в себя расчистку и потрошение здания, второй - работы по сносу и статически необходимые перемещения. Третий этап включает в себя структурные работы, такие как бетонные работы на стенах и потолках. На четвертом этапе рабочие выполняют черновые работы и приступают к отделочным работам. Пятая и шестая фазы - это, соответственно, завершение и первоначальный ввод в эксплуатацию и завершение и полный ввод в эксплуатацию. И в самом конце, что немаловажно для повторного открытия, по словам BIG, они будут "чистить, чистить, чистить".


Если стоять перед ним, то будет казаться, что Парламент не претерпел значительных внешних изменений. Но если вы найдете способ посмотреть вниз на неоклассическое здание, то конструкция крыши предстанет перед вами частично новой. Там, где раньше был чердак, теперь построено несколько закусочных, в том числе ресторан высокой кухни, названный в честь Ханса Кельзена, духовного отца австрийской конституции.


Наиболее характерной особенностью является новый стеклянный купол над залом заседаний Национального совета, расположенный в южном главном крыле парламента. Конечно, он не такой роскошный и заметный издалека, как купол здания Рейхстага в Берлине.  Как и в случае с новым куполом площадью 550 квадратных метров, самые значительные изменения произошли внутри парламента. Зал пленарных заседаний, включая балкон и галерею для посетителей, был полностью отремонтирован, как и многочисленные малые залы заседаний, офисы депутатов и представительские комнаты в здании. <............................>


Замечательные элементы дизайна были обнаружены в планах Теофила фон Хансена по оформлению экстерьера здания парламента. Первоначально архитектор хотел оформить экстерьер здания в полихромии по примеру древнегреческих храмов. Однако античная полихромия в то время вызывала много споров; господствующие предрассудки допускали строительство только из белого мрамора. Цвет считался "примитивным", если не сказать "варварским", видом искусства.


Это повлияло на строительный комитет, который отклонил предложение архитектора о многоцветном внешнем оформлении. Дело осложнялось еще и соображениями стоимости. Фон Хансену было разрешено изготовить только образцы. Они находятся на левом углу фасада здания парламента, а также на углу Рейхсратштрассе/Шмерлингплац и до сих пор свидетельствуют о концепции Хансена.


На фронтоне здания парламента до сих пор изображены символы 17 коронных земель императорской и королевской Австро-Венгерской империи.На нижних концах подъездного пандуса установлены бронзовые статуи укротителей коней - символ подавления страстей как необходимого условия конструктивного парламентского сотрудничества. Четыре бронзовые скульптуры были спроектированы скульптором Йозефом Лаксом и изготовлены в k.k. Kunst-Erzgießerei в 1897 и 1900 годах.


Здание было спроектировано в греко-римском стиле с неоготическим влиянием. Особенностью постройки является разделение по стилям. Левое, южное крыло и левая часть фасада были построены в римском стиле, а правое, северное, было выдержано в греческом стиле. Статуи на крыше представляют известных философов, писателей и политиков именно тех эпох. Сократа, Платона и Плутарха, например, можно найти на крыше.



На подъеме в здание парламента находятся восемь сидящих статуй, вырезанных из лазского мрамора: со стороны бывшего особняка - статуи греческих историков Ксенофонта, Фукидида, Геродота и Полибия, со стороны бывшей Палаты представителей - статуи римских историков и политиков Саллюста, Цезаря, Ливия и Тацита.


А вокруг парламента - ярко выраженные элементы де(рь)мократии...Прогулка вокруг здания парламентапришлась кстати - до назначенного времени у нас оставалось еще с полчаса.


Здание парламента имеет в общей сложности пять флагштоков, три из которых находятся на крыше здания, а два - перед зданием на Рингштрассе. Поскольку здание парламента является федеральным зданием, на центральном флагштоке на фронтоне центрального здания развевается официальный флаг федерального правительства.


На правом флагштоке на переднем фронтоне, если смотреть с Рингштрассе, развевается официальный флаг федеральной земли, которая предоставляет президента Бундесрата. На левом флагштоке на переднем фронтоне, если смотреть с Рингштрассе, развевается флаг Европейского союза. Эти три флага развеваются постоянно.



На двух флагштоках перед зданием парламента, слева и справа от фонтана Палласа Афины, развевается официальный флаг федерального правительства в дни, когда проходят сессии Федерального собрания, Национального совета или Федерального совета. В дни, когда сессий нет, эти флагштоки остаются пустыми. До 1918 года в дни сессий здесь развевались черно-желтые флаги - имперские цвета Цислейтании.

Если присмотреться к 38-тонной фронтонной группе центрального портика на золотом фоне по проекту Эдмунда Хеллмера и соотнести ее с историческим развитием, то в ней обнаруживаются интересные, возможно, противоречивые для сегодняшнего зрителя аспекты, а также некоторые элементы, своеобразные и вызывающие улыбку по прошествии стольких десятилетий.



Дизайн императора Франца Иосифа I уже содержит в себе разрыв стиля, поскольку тога, обернутая вокруг обнаженного тела правителя, кажется совершенно неуместной, тем более что она больше показывает - безусловно, идеализированные - контуры тела, чем скрывает. Одеяние, плотно прилегающее к телу - в описаниях также встречаются слова "ночная рубашка" - может совершенно не соответствовать личности монарха, чей правильный внешний вид и чувство долга стали для него "фирменными знаками". Кроме того, голова портретируемого имеет характерные усы и поэтому никак не соотносится со старинной одеждой.


Тема фронтонной группы: "Его Величество Император, в силу дарованной им конституции, собрал вокруг себя коронные земли для законодательства и консультаций". Первыми перед императором преклоняют колени Силезия справа и Зальцбург слева. За ними следуют аллегории других коронных земель в сидячих, лежачих и стоячих позах.


Композиционное расположение аллегорий коронных земель вокруг Франца Иосифа I указывает на первостепенную роль императора в судьбе империи, что также соответствовало политической реальности. Притязания монарха на власть, символизируемые центральным положением в здании парламента, кажутся сегодня почти оскорблением нашего современного понимания парламентаризма и народного суверенитета. Однако это выражает властные отношения в государстве того времени. Тем не менее, уже в то время существовали конституционные мыслители и проекты, которые гораздо больше урезали бы права правителя.


Сегодняшний зал заседаний Национального совета находится в южном крыле здания на месте бывшего зала заседаний Херренхауса, который был разрушен в результате попадания бомбы в 1945 году, а затем полностью перестроен. Завершенный в 1956 году, зал заседаний представляет собой типичный пример архитектуры 1950-х годов и практически не украшен, за исключением федерального орла работы Рудольфа Хофлехнера (650 кг, 4 м × 2,8 м), отлитого из стали. За пюпитром находится правительственная скамья, которая, однако, обычно полностью заполняется только в таких важных случаях, как декларация правительства или бюджетная речь. Поскольку зал заседаний был технически устаревшим и безбарьерным, он был полностью отремонтирован в рамках общей реконструкции.


Поскольку орёл, изготовленный из цельного куска, был слишком тяжёлым, чтобы перенести его в заменяющий его Редутенал в Хофбурге, который также был отремонтирован в ходе реконструкции, Совет пользователей парламента заказал меньшую, гораздо более лёгкую (126 кг, включая подконструкцию) и разборную копию для Редутензала, чтобы сохранить визуальную преемственность для публики.


Однако наступило время "Ч". И мы наконец-то нашли вход в этот долбаный парламент. Он спрятался за Афиной.


Куаркоды у нас были, предъявили паспорта согласно купленным билетам и прошли в центральную часть здания, в так называемый центр для посетителей.


Следы ремонта видны на каждом шагу, не может не радовать глаз. А вот депутаты - как-то на дороге не попадались. То-ли - время такое, недепутатское, то-ли заседаний в этот день не было. Хорошо однако выдвиженцам от партий - даже на работу не каждый день ходить...



Представительный колонный зал, расположенный непосредственно за большими воротами на пандусе, периодически используется для проведения выставок и общественно-политических мероприятий.



В здании также находятся различные небольшие залы заседаний парламентских комитетов, клубные комнаты для парламентских групп, рабочие кабинеты председателя Национального совета и двух ее заместителей, парламентская администрация, парламентская библиотека, служба стенографистов, офисы Венского государственного управления по защите конституции и борьбе с терроризмом, а также ресторан "Мильхбар". Офисы отдельных членов парламента, что стало достижением последних десятилетий, расположены в соседних зданиях.


С октября 2005 года в парламент можно попасть со стороны Рингштрассе через центр для посетителей, который был создан в рамках общей реконструкции. Вход расположен под пандусом прямо за фонтаном Палласа Афина.


Оставляем вещи в гардеробе и поднимаемся на лифте на 3 этаж, к ресторану.


Выход из лифта - как раз к террасе между ресторанными залами. Вид на город хорош, конечно, но с такой высоты видно лишь кусочек ринга.


Ресторан полон благонравных пенсионэров и любопытствующих туристических групп (что не мешает одно- другому).


Кормят в общем и целом неплохо, но выбор сильно ограничен. Я не любитель меню в трех томах, но выбирать из двх возможных наборов первого, второго и компота - тоже, знаете ли, не мое.


Чуть левее - небольшой зал кантины - своего рода столовой - и дальше - кафе.


Пожалуй, мое любопытство в том, что касается парламента, удовлетворено совершенно и полностью.



Фонтан был спроектирован Теофилом Хансеном в 1870 году как часть парламентского ансамбля, перед изначально отдельным особняком, где сейчас стоит дворец Эпштейн. Однако строительные работы начались только в 1898 году, - через 15 лет после завершения строительства. В 1873 году в качестве главной фигуры еще планировалось аллегорическое изображение Австрии. Однако от этой идеи отказались в пользу Афины Паллады, которая была более нейтральной для многонациональной монархии.


Фигуры памятника, открытого в 1902 году, были выполнены скульпторами из лазского мрамора: Афина, а также аллегории Эльбы и Влтавы работы Карла Кундманна, аллегории рек Дуная и Инна работы Хуго Хаердтля и аллегории исполнительной и законодательной власти работы Йозефа Таутенхайна. Фонтан был полностью отремонтирован в 2005 году.


В центре симметрично спроектированного фонтана находится группа фигур с четырехметровой статуей Афины Палласы, стоящей на колонне. Греческая богиня мудрости держит в левой руке копье, а в правой - богиню победы Нику. Рядом с колонной сидят аллегорические изображения законодательной и исполнительной власти: слева - законодательной с книгой, справа - исполнительной с мечом.


Статуя Афины стоит на колонне классического дизайна, в центре которой изображена сова на каждом углу. С распростертыми крыльями четыре совы, как животное-спутник Афины и символ мудрости, несут колоссальную статую и вместе следят за разделением властей, которые изображены внизу в виде персонификаций законодательной (с табличкой закона) и исполнительной (с весовой доской и мечом для вынесения приговора).



Над двумя приподнятыми водными бассейнами перед колонной и за ней четыре важнейшие реки старой Австрии изображены в виде склонившихся фигур: впереди Дунай в виде женщины и Инн в виде бородатого мужчины, за ними женские фигуры Эльбы и Влтавы, обнимающие друг друга. По обе стороны - два крылатых путти верхом на дельфинах.

Тот факт, что богиня мудрости повернулась спиной к зданию парламента, послужил поводом для различных шуток и насмешек в австрийском фольклоре, согласно которым мудрости не место в парламенте.


Ну вот, теперь - программа-минимум на эту вылазку выполнена.

Вена, Путешествия, #10точекнакарте, #всемвесна, Австрия

Previous post Next post
Up