Летние купания - штука занимательная. Полезная опять же. Так что зря время терять? Подумали мы и погожим субботним июньским утром оседлали нашего желтого пыжика. Пятница выдалась настолько жаркой, что ни о чем, кроме воды и думать не могли. Отсюда и выбранное направление. Есть неподалеку от Вены малое поселение с уютным названием Бад Фёслау. Известное всей Европе благодаря замечательному минеральному источнику, основе минеральной воды . О том, что там - кто бы мог подумать - имеется термальня купальня, я знала, но доехать до нее все не получалось. Разведать было интересно, но: купальня только летняя, открытая, как в Бадене. Да и поближе к дому еще не все разведали. Но на сей раз пазл сложился. Судя по картинкам в этих наших интернетах, здесь сохранилась такая же безмятежная имперская провинция, как и в соседнем Бадене. Название городка обещает релакс и расслабуху. Кого попало словом "бад" не назовут. Итак - в Бад, все - в Бад.
Бад-Фёслау расположен на склоне Венского леса, примерно в 35 км к югу от Вены, почти в 5 км к югу от Бадена. Из-за разлома земной коры здесь есть несколько термальных источников. Следы поселений в Бад-Фёслау сохранились с позднего неолита; термальные источники использовались уже в Римской империи. Фёслау впервые упоминается в 1136 году в так называемом Salbuch монастыря августинцев в Клостернойбурге, в которой речь идет о неком Adoldus de Veselove. Имя славянского происхождения (ср. чешское vesele, «счастливое»). В то время Фёслау состоял только из замка со рвом, который был расширен и развит только в 18 веке. Хотя окруженный рвом замок был разрушен и разграблен Матиасом Корвинусом в 1483 году, он имел большое значение после реконструкции во время Реформации.
Когда Фёслау в 1773 году перешел во владение семьи Фрисов, в то время одной из самых влиятельных семей при венском дворе, городок переживал большой бум, в результате которого замок Фёслау был (вероятно) спроектирован придворным архитектором Иоганном Фердинандом Хетцендорф фон Хоэнберг (он же построил Глориетту и Дворец Паллавичини в Вене). После банкротства семьи Фрис Георг Симон фон Сина получил правление городом всего на один год. Он был приобретен у него в 1827 году бароном Иоганном фон Геймюллером, который также построил известную фабрику по прядению камвольной пряжи Vöslau, которая сегодня больше не работает. В 19 веке город жил в основном за счет текстильной промышленности, а с середины века и за счет туризма. Кроме того, как тогда , так и сейчас здесь процветает виноградарство.
Первая купальня действовала здесь с 1822 года, что также положило начало «курорту», и была расширена в 1837 году. В 1904 году Фёслау был назначен государственным курортом. Существующие сегодня термальные ванны были торжественно открыты 20 июня 1926 года в присутствии федерального президента Михаэля Хайниша. По решению парламента федеральной земли Нижняя Австрия от 27 марта 1928 г. топоним был изменен на Бад-Фёслау. В 1954 году местная община Бад-Фёслау получила статус города. Бывший замок использовался как ратуша с момента его реконструкции в 1974 году.
У всех городов с префиксом "Бад" есть одна общая черта: это курорт, а не просто бассейн! "Бад" - это титул для мест, как "доктор" для людей. Они получают его от государства, но только при соблюдении определенных условий. Поэтому в городе должны иметься предложения, благодаря которым можно стать здоровее. Это может быть, например, бассейн, наполненный целебной термальной водой местности, или санатирий с болотной грязью. Кроме того, здравница должна быть красивой, иметь хороший воздух и парк, чтобы люди могли в полной мере насладиться отдыхом. Если чего-то не хватает, приставку "Бад" к названию можно и потерять.
Маленький городок оказался тесно связанным со множеством известных и менее известных личностей, оставивших свой немалый след в истории как минимум Европы, а то и мира.
Olga Wohlbrück (auch Olga Wendland, * 5. Juli 1865 in Gainfarn/Bad Vöslau, Österreich-Ungarn; † 20. Juli 1933 in Berlin) была австрийско-немецкой актрисой, режиссером и писателем. Она считается первой женщиной-режиссером в Германии. Большую часть своего детства и ранней юности она провела в России. В молодости начала писать рассказы на немецком, французском и русском языках. В Киеве училась в русской женской гимназии, в 15 лет сдала там на аттестат зрелости. В Берлине Ольга Вольбрюк приобрела дальнейший писательский опыт и временно работала кассиром в театре Belle Alliance. Однако она продолжала работать актрисой, в Freie Volksbühne и в Königliches Schauspielhaus. Выступления следуют, например. в Вене, Санкт-Петербурге, Франкфурте-на-Майне, Лейпциге, Дрездене, Вроцлаве, Гданьске и Амстердаме. В это время Ольга Вольбрюк также начала работать режиссером в различных берлинских театрах. Около 1910 года она основала частный Театр Фигаро на берлинской Моцштрассе. также наняла молодую Клэр Уолдофф, отметившую здесь свои первые успехи. В 1913 году Ольга Вольбрюк написала свой первый сценарий, по которому в том же году сняла фильм: «Девушка на раздачу» - первый немецкий фильм, снятый женщиной.
Johann Graf von Fries (* 19. Mai 1719 in Mülhausen, Elsass; † 19. Juni 1785 in Bad Vöslau, Niederösterreich) происходил из семьи патрициев и банкиров в своем родном городе, который до 1798 года был союзником Старой Конфедерации. Он был торговым советником, тайным советником, директором императорских шелковых фабрик, промышленником и банкиром. Поступил на службу в Австрию и взял на себя обслуживание армии. В войне за австрийское наследство он обеспечил Вене английские субсидии. За свои услуги получил привилегию в 1751 г. основать
бархентальную (материал типа фланели) фабрику во Фридау (Нижняя Австрия).
По совету своего португальского агента Иоганн фон Фрис привез лозу Blue Portugieser в Бад-Феслау в 1772 году, тем самым закрепил известность вина Фёслау. В 1752 году он получил от императрицы Марии Терезии привилегию чеканить талер Марии Терезии, который он производил с 1752 по 1776 год. Ему было разрешено участвовать в одной трети сеньоража, что означало, что ему было разрешено удерживать 33,3% чистой прибыли (от выпуска и обращения монет). Он сыграл важную роль в обеспечении того, чтобы талер Марии Терезии использовался в качестве валюты на Востоке и далеко в Африке. Талер Марии Терезии был законным платежным средством еще в 19 веке. Иоганн фон Фрис был одним из самых богатых людей своего времени.
Фрис купил замок Фёслау в 1761 году и приказал придворному архитектору Иоганну Фердинанду Хетцендорфу фон Хоэнбергу перестроить его, чтобы придать ему тот вид, который он имеет до сих пор. Архитектура замка со скульптурами образуют ансамбль раннеклассического искусства, редко встречающийся в Австрии. Был разбит парк в английском стиле со статуями, нишами и искусственными гротами. В 1783/84 году Иоганн фон Фрис приказал Иоганну Фердинанду Хетцендорфу фон Хоэнбергу построить Дворец Паллавичини на Йозефсплац в Вене. Дворец был построен на месте закрытого в 1782 году Королевского монастыря и вызывал в то время изумление своим простым фасадом. Хотя он был протестантом, он был возведен в высокое дворянство: в 1762 г. он стал бароном, а в 1782 г. - графом.
Ами́ Буэ́ (фр. Ami Boué; 16 марта 1794, Гамбург - 21 ноября 1881, Вена) - австрийский геолог, геогност, географ, этнограф, картограф. Основатель Французского геологического общества (1830). О термальных источниках в Бад Фёслау он написал аж 9 работ!
Иоганн Штраус жил на вилле Баднерштрассе, 18, а в 1877 году - на Гайнфарнер, вилла Хауптштрассе, 6 и сочинил «Фёслауер-польку».
Иоганн Батист Штраус II ( 25 октября 1825, Вена - 3 июня 1899, там же) - австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт. Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Его прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720-1800) из Буды (часть Будапешта) был евреем, принявшим католичество. Данный факт позже, с помощью фальсификации документов, пытались скрыть нацисты, называвшие музыку Штрауса «немецкой». Двое из четырёх братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами. После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело. Последнее-важно, к эому факту мы скоро вернемся
Theodor Herzl (1860-1904), Австро-венгерский писатель, публицист и журналист, жил на вилле аистов/Storchenvilla (Florastraße 11).
Теодор Герцль (нем. Theodor Herzl, венг. Herzl Tivadar; ивр. בנימין זאב הרצל, Биньямин Зеэв Герцль; 2 мая 1860, Будапешт - 3 июля 1904, Эдлах, Австро-Венгрия, перезахоронен в Иерусалиме) - еврейский общественный и политический деятель, основатель Всемирной сионистской организации, провозвестник еврейского государства и основоположник идеологии политического сионизма. Доктор юриспруденции, журналист, писатель. Именем Теодора Герцля назван город Герцлия в Израиле, множество улиц и площадей в Израиле, США, других странах. В 1878 году семья переехала из Будапешта в Вену, где Герцль поступил на юридический факультет Венского университета. В 1884 году получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга. С 1885 года Герцль посвятил себя всецело литературной деятельности. Он написал ряд пьес, фельетонов и философских рассказов. Некоторые его пьесы имели настолько громкий успех на сценах австрийских театров, что в своё время Герцль считался одним из ведущих австрийских драматургов. Пьесы Теодора Герцля шли на сценах Вены, Берлина, Праги и других театральных столиц Европы. Крутой поворот во взглядах и в жизни Герцля произошёл в 1894 году под влиянием дела Дрейфуса. Крики «Смерть евреям!», раздававшиеся на парижских улицах, окончательно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого еврейского государства.
Arthur Schnitzler (1862-1931), Австрийский врач, рассказчик и драматург, жил в Мариенхаусе (Jägermayerstraße 9) в 1873 году. Врач - профессия творческая, это нам еще Антоша Чехонте доказал. Родился в обеспеченной еврейской семье. Сын известного венского врача-ларинголога, в 1879-1884 годах учился на врача в Венском университете, с 1886 по 1893 годы практиковал, но затем полностью переключился на литературу и театр. Интересовался психоаналитической теорией Зигмунда Фрейда, сионистским учением Теодора Герцля, был хорошо знаком с обоими авторами. С 1890 года входил в авангардный литературный кружок «Молодая Вена», был в дружеских отношениях с Xуго фон Xофманшталем, Генрихом Манном. С 1923 года - президент австрийского ПЕН-клуба. Крупнейший представитель венского импрессионизма. Проза и особенно драматургия Шницлера приобрели широкую известность, были на протяжении XX века многократно экранизированы, адаптировались под современную сцену (такие постановки принадлежат, в частности, Тому Стоппарду, Вернеру Швабу). В России пьесы Шницлера ставили Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров. Упоминается в произведениях Ивана Бунина («Чистый понедельник»), Якуба Коласа (третья книга трилогии «На ростанях»), как хорошо известный автор. Был знаком с украинским поэтом Иваном Франко.
Лев Троцкий писал: Артур Шницлер становится в нашей литературе «своим человеком». Его «Трилогия» вышла в трёх разных изданиях, из которых одно, правда, никуда не годится, но ведь таковы уж вообще отечественные переводы. В декабре прошлого, 1901 года «Мир Божий» дал перевод трёхактной драмы Шницлера «Дикий» («Freiwild»), написанной в 1896 году, а в текущем году тот же журнал предложил своим читателям большую повесть Шницлера «Смерть», уже напечатанную семь лет тому назад в «Вестнике Иностранной Литературы». Мы имеем издание «новелл» Шницлера, кроме переводов, разбросанных по журналам. Недавно вышли книжкой его четыре одноактные пьесы «Lebendige Stunden» («Часы жизни»), из которых три были предварительно переведены в фельетонах московской газеты «Курьер». Чем-то, значит, заслужил у нас венский писатель.
Весной 1933 года по всей Германии начинается массовое сожжение книг. Наряду с немецкими авторами (Томас Манн и Генрих Манн, Арнольд Цвейг и Стефан Цвейг, Эрих Мария Ремарк), в костёр попали книги Джека Лондона, А. Шницлера, Зигмунда Фрейда, Андре Жида, Эмиля Золя, Марселя Пруста. Творчество младовенцев было запрещено в нацистской Германии до 1945 года.
Если на минутку включить фантазию, вполне можно представить себе всех вышеперечисленных господ, отдыхающими в местном термальном бассейне. Или с удовольствием пьющими из специального чайничка-кружки минеральную воду. Кстати о воде.
Vöslauer Mineralwasser GmbH- австрийский производитель минеральной воды, базирующийся в Бад-Феслау, Нижняя Австрия, и принадлежащий группе напитков Ottakringer Brauerei GmbH. Розлив Almdudler также способствует продажам Vöslauer. До конца 2021 года Фёслауер также отвечал за розлив и маркетинг лицензионных брендов Pepsi и 7 Up. Компания была основана в 1936 году центральным сберегательным банком как Vöslauer Heilquellenverwertungsgesellschaft. Вода для термального бассейна в Бад-Фёслау поступает из того же источника. Источник этой минеральной воды на глубине 660 метров является артезианским. Он был известен еще римлянам и использовался как целебный еще в 50 году нашей эры. В средние века упоминается в документах с 1136 года. Однако целебная сила была подтверждена анализами только в 1775 году.
Сегодняшние
термальные ванны Бад-Феслау были построены в 1926 году по проекту Петера Пауля Бранга и Вильгельма Лукеша. Со стороны улицы это слегка вогнутое входное здание со сплошной колоннадой и массивной часовой башней. Возле термы имеется стоянка, но мы приехали поздновато. Пришлось искать место под солнцем в тени на соседних улицах и тащиться до входа почти километр.
Это акратотерма (Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) - естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой) с температурой воды 24 градуса по Цельсию с 72 литрами воды в секунду, которая всемирно известна своей радиоактивностью, чистотой воды и ее целебным действием при заболеваниях кровообращения, нервных расстройствах, гинекологических проблемах в период выздоровления после гриппа и операций».
Терма в Бад-Феслау восходит к 1822 году. В то время Мориц фон Фрис открыл там купальню. В 1825 году врач Иоганн Мальфатти окружил сам источник бетоным ограждением. Венские курортники посещали терму, по крайней мере, с момента появления здесь станции южной железной дороги во второй половине 19 века. В 1873 году термальные купальни были официально открыты. Мужчины и женщины использовали его в разное время, и от них требовались купальники разного цвета. Термальная купальня была одним из первых купален в Австрии, где женщины могли брать уроки плавания.
Теофил Хансен перепроектировал терму в 1873 году - во время Венской всемирной выставки, когда в Вене строились римские бани. Однако постройки Хансена были снесены вскоре после Первой мировой войны. В 1926 году архитекторы Питер Пауль Бранг и Вильгельм Лукеш спроектировали открытый бассейн, который существует до сих пор и украшен множеством фонтанов и фресок. Так называемый шведский душ питается термальной водой, как и зеленый бассейн.
Скульптуры выполнены Карлом Лангером (1877-1946) и Ойгеном Ротом, фреска в портике - Максом Ротом (1868-1949) и Хансом Лукешем (1867-1936). Находящаяся поблизости вилла, которая использовалась как «Кафе Термальбад», теперь пустует. Vöslauer Mineralwasser AG, которая приобрела этот участок у города в 2018 году, объявила в 2020 году, что будет инвестировать сюда и откроет штаб-квартиру своей компании.
Этот современный комплекс предлагает различные виды саун. Некоторые каюты находятся на открытом воздухе, другие - внутри здания. Есть инфракрасные кабины, турецкие бани и паровые бани. Вы также можете выбрать один из нескольких видов массажа. Объект посетил олимпийский чемпион 1896 года австрийский пловец Пауль Нойманн. Писатель Артур Шницлер также был гостем, как и некоторые члены австрийской императорской семьи.
Площадь термы составляет 45 000 м² и включает в себя несколько бассейнов и спортивный комплекс, фитнес-центр, две площадки для пляжного волейбола и поле для мини-гольфа, а также Мариенпарк. На территории также находится источник минеральной воды Vöslauer. Есть и гастрономические предложения - бистро, ресторан, павильон с мороженым, молочный бар - и многочисленные кабинки, типичные для австрийских курортов.
Зеленый бассейн предлагает поистине уникальный опыт: купание в родниковой свежей и полностью необработанной минеральной воде из Фёслау. Потому что вода здесь постоянно бурлит из родника, а гравийный пол служит естественным фильтром. Таким образом, благотворное воздействие этой лечебной и минеральной воды можно ощутить - в прямом смысле - вблизи! <
......................>
Вода в этой их "терме" - холодная. И жары ожидаемой не случилось. Поэтому посидели мы на берегу на скамеечке, подумали и поехали нафиг с пляжа. Чтобы не ломать отдых, торопясь вечером домой и катаясь часами по автобанам, была
забронирована гостиница. В Бад Фёслахе все было забито под завязку поэтому ночевать мы поехали в Винернойштадт
Отелъ расположен в глубочайшей промзоне. В выходные здесь так тихо, что слышно дуновение ветра. Что было очень кстати - в номере нет кондиционера и пришлось спать с открытым окном. На первом этаже могло бы показаться несколько стремным, но здесь действительно никого нет.
По поводу моего статуса на Букинге случился бесплатный апгреид номера. Поэтому привередничать не стану. За исключением отсутствующего кондиционера все устраивает.
Завтрак напомнил пионерский лагерь. Места много - есть нечего. Ни тебе яичницы с ветчиной, ни салатиков, ни даже нарезки колбасной толком. И ведь не скажешь - ну вас нафиг, поем в соседнем кафе. Воскресенье, все кругом наглухо закрыто.
В общем - галочка поставлена. И пусть чистотой этого родника наслаждаются другие.