Она мечтала постричься в монахини ордена Святой Камиллы и умереть в Барселоне от жёлтой лихорадки, ухаживая за больными: вот высокая и достойная судьба! Оноре де Бальзак Утраченные иллюзии Местом дальнейших приключений станет один из любимейших городов - Барселона. Когда мы избавились наконец от машины, день уже клонился к вечеру. Пока добрались из аэропорта на метро до отеля - и вовсе практически закончился. Окончание дня четвертого прошло все-таки уже в городе поэтому и начнем мы - с дороги.
Совершенно без сил после трех пересадок (хотя все по большому счету совсем не так плохо даже с багажом) мы наконец приехали в нужное нам место. Барселонское метро сильно порадовало на аэропортовской линии и огорчило на всех прочих.
То-ли время такое было, то-ли - день и пандемия в придачу, но в метро было абсолютно пусто. Факт не мог не порадовать.
Барселонский метрополитен - метрополитен в Барселоне, составляющий основу скоростного общественного транспорта города и его пригородов. Начал работу в 1924 году. В настоящее время система метрополитена включает 187 станций на 12 линиях общей протяжённостью 151 км. Стоимость проезда 2,20 евро (разовый билет; действителен в течение 1 часа 15 минут после компостирования на все виды городского транспорта - автобус, трамвай, фуникулёр и др.
При покупке билетов на несколько поездок действуют скидки). Дети от трёх лет платят так же как и взрослые за билет. Детских тарифов не существует. На всех станциях линий 9, 10, 11 установлены платформенные раздвижные двери. Первая линия барселонского метрополитена открыта 30 декабря 1924 года компанией Gran Metropolitano de Barcelona и соединяла площадь Каталонии со станцией «Лессепс»: сейчас этот участок относится к линии 3.
Большинство переходов между станциями неудобные: длинные, узкие, и по ним пассажиры проходят навстречу друг другу. К тому же порой они мало продуманы: для перехода со станции на станцию иногда надо пройти 2 последовательных перехода. Та же ситуация при необходимости перейти на железнодорожный вокзал со станции метро: надо пройти сразу 2 перехода. На некоторых переходах и станциях душно и жарко. Это связано с тем, что поезда барселонского метрополитена кондиционированные и не на всех станциях достаточно хорошо работает вентиляция. Самое неприятное во всей этой истории - наличие множества ступенеи и отсутствие пандусов и лифтов.
Метрополитен Барселоны получил известность благодаря принципу организации посадки и высадки пассажиров, известному как барселонское или испанское решение. Этот принцип заключается в том, что на станциях сооружается три платформы: две береговых и одна островная - и пассажир может войти в вагон и выйти из него с обеих сторон, что сокращает время стоянки поезда и давку на станциях. Барселонским такое решение было названо потому, что оно было впервые массово использовано в метрополитене Барселоны в 1930-х годах, где часть станций построена таким способом, хотя сама идея была впервые осуществлена ещё раньше в США: в Нью-Йорке и Бостоне было построено по одной станции таким способом. На линии 9/10 используется 12-метровый тоннель глубокого заложения с путями, расположенными друг над другом. Внутри него помещены также двухъярусные станции, отделённые от путей платформенными раздвижными дверьми.
Если знать, к какому выходу из метро идти, можно сэкономить почти километр пути. Ничего нового, жители любого города, имеющего метрополитен, так и живут, запоминая, где - зайти в первый вагон с начала, а где - в последний с конца. Но в первый наш выход в город, мы этого знать никак не могли. Отель - не Xилтон поэтому от перронов указателей на него нет. Впрочем и названия улиц появляются поздновато для принятия решения. По каким признакам определяется выбор выхода - так и не успела понять.
Так случилось, что отель был забронирован прямо на Диагонали, но в одной из самых дальних ее точек, почти на побережье. Диагональ сохранилась в памяти весьма смутно - в мой прошлый приезд я бродила в основном по Рамбле и Диагональ казалась чем-то очень далеким. Проспект Диагональ (кат. Avinguda Diagonal) - одна из главных улиц Барселоны, пересекающая её по диагонали (отсюда название) от границы с муниципалитетом Эсплугес-де-Льобрегат до моря, пересекая площадь Глориас. Одна из главных артерий города, где расположены множество торговых центров и штаб-квартиры многих банков.
Раион в общем и целом спалъный, тихий и беспроблемный. Как и предыдущая,ночлежка Hotel BESTPRICE Diagonal разместилась на первом этаже многоэтажки. В том, что касается отелей, Барселона - город не дешевый даже в разгар пандемии.
Оно, конечно, новый год, но народу в городе на так много. Ну, раз скидок не дают, поживем скромно на задворках. Тем более, что привязка к общественному транспорту - отличная. На улице смеркалось и вход в отель я увидела не сразу. Обычный подъезд обычного многоквартирного дома. Своего ресторана и даже помещения для завтраков нет, но рядом есть немало различных кафешек, в которых и предлагается завтракать. Это мы уже проходили в Мадриде. На прогулки мы выходим рано и к этому времени открывается далеко не все. Поэтому для утреннего кофе мы присмотрели себе снова работящих вьетнамцев. Или китайцев. Ну кто их там разберет. Номер размерами не балует, но по головам друг у друга не ходили и три ночи благополучно пережили. Душ и матрас вполне приличные, розеток хватало и даже прикроватных, имелся даже кондиционер, которым мы грелись долгими зимними вечерами. Вот окно... открывается, но выходит на уличную сторону, прямо на тротуар и встретитъся лицом к лицу с прохожим мне лично не хотелось.
На рисепшене нам посоветовали большой торговый центр поблизости на предмет покушать. Понравилось, рекомендуем всячески в свою очередь. Как это в торговых центрах водится едален - миллион. В основном, конечно, - фастфуд, но есть и вполне приличные заведения. Открыты были даже 1 января.
Так что облюбовали мы это место на все оставшееся в Барселоне время. Когда - пешком пригуливались, а то и на трамвайчике одну остановку ездили если вдруг прямо перед носом остановился. Остановка трамвая - напротив отеля по центру проспекта. Хотя если разобраться, это скорее бульвар в этой части города, по центру заложена парковая полоса, трамвайные линии, пешеходная часть ну прямо Москва какая-то если бы не пальмы.
Итак - день пятый. утро началось рано: нам нужно было не только доехать до первой интересующей нас локации, но еще и забрать из автомата билеты на общественный транспорт на 48 часов, купленные заранее онлаин.
На нашей дальней станции билетные автоматы таких услуг не оказывают.
Расстояния в Барселоне непривычно - московские, я уже и забыла, как это - добираться на общественном транспорте куда-то в течение полутора часов. Кроме всего прочего с самого утра наступил последний в этом году день и мы попытались вместить и впихать в него все, что ни попадя.
До тех пор пока мы не научились ориентироваться в городском транспорте даже с помощью гугла, время закладывали с запасом.
Метрополитен встретил нас зияющей пустотой. В таких случаях я теряюсь и начинаю думать, что попала не туда и транспорт отменили вовсе. Это потом, в маленьком 116-м автобусе, мы уже ехали совсем не одни.
Первым пунктом нашей программы выступил блистательный Гауди с Парком Гуэль. Билеты были взяты на 9:30 с учетом остальной программы на день и, как оказалось, здесъ на время посещения смотрели очень внимательно. Так как мы боялись опоздать, то и приехали на час раньше и болтались без дела в совершенно глухом по сути раионе, ожидая, пока вожделенные двери раскроются. Часов в 9 Сим-Сим наконец распахнулся. К этому моменту я уже успела набить рюкзачок самыми ненужными в жизни вещами , украшающими теперь стены кухни. Поднявшись в который уже раз за сегодняшний день на горку ко входу, мы заходим наконец в тень сказочного лесопарка.
"Парк был задуман Эусеби Гуэлем как зелёная жилая зона в стиле модной в то время в Англии градостроительной концепции города-сада. Именно поэтому в названии парка каталонское слово «Parc» пишется на английский манер «Park». Для реализации своего проекта в 1901 году Гуэль приобрёл 15 гектаров земли, которая была разрезана на 62 участка под строительство частных особняков. Все участки были выставлены на продажу, но продать удалось только два: пустынная местность, удалённая от центра города, не привлекала барселонцев.
Сын разбогатевшего на Кубе текстильного магната, этот образованный молодой человек имел прекрасный вкус и представление о различных культурах и архитектурных стилях. На переломе XIX и XX столетий состоятельного промышленника пленила идея английского архитектора Эбанайзера Ховарда «города-сада». То есть удаленного от центра района города, состоящего из изолированных друг от друга обширной садовой территорией коттеджей, созданного в максимальной гармонии с природой.
К тому моменту Гауди, который, еще будучи студентом, отличился нестандартностью решений при создании нескольких практических работ в Барселоне. Он уже реализовал по заказу семьи Гуэль несколько проектов, включающих Дворец Гуэль на знаменитой барселонской Рамбле, Крипту в Колонии Гуэль - загородном рабочем поселке для текстильщиков, реконструкцию виллы промышленника в Барселоне и другие.
Идея Гуэля заключалась в создании удобного для жизни людей поселка с местом, где они могли бы встречаться - рыночной площадью, которую Гауди выполнил в виде греческого храма. Кстати, это сооружение с колоннами является единственным творением мастера, выполненным с использованием не собственного, а классического стиля, как пожелал меценат.
Инициативой Эусебио Гуэля также было придать религиозно-мифологический, а еще и патриотический оттенок оформлению входа в парк: длинную лестницу с фонтанами - драконом и змеей, по обеим сторонам которой располагались павильоны для обслуживающего персонала и охранников, увенчанные крестами.
Греческая культура в видении Гуэля была предшественницей каталонской, поэтому он и предпочел классические формы. Первоначальную же английскую концепцию города-сада теперь можно проследить только по мозаичным надписям «Park Guell», сделанным на ограде поселения, и принципам разбития участков. А вот 60 коттеджам, запланированным Гуэлем, так и не суждено было появиться на свет…
Безудержная фантазия Гауди не признает стилевых канонов. Он создает свой стиль, свою архитектуру, в том числе ландшафтную. То есть, идеи своих творений архитектор заимствует у природы, вдумчиво изучая формы, «которые позволяют деревьям и людям расти и оставаться в вертикальном положении». Прямая линия, прямой угол игнорируются. Божественное начало - это кривая: гипербола, парабола, спираль… Здесь трудно не вспомнитъ еще одного сумасшедшего гения, помешанного на природе - того, который "наше австрийское все". И в том, что касается цветной плитки, они перекликаются еще больше.
Отсюда необыкновенный, вьющийся лиризм его сооружений. Из камня и цемента Гауди плетет веревки, сети, лианы. Силой своего воображения он превращает камень в диковинных животных, причудливые цветы и деревья, насыщая ими парк. Однако, главная его задача - организовать пространство…
Великий архитектор привык упорно работать над своими произведениями: за легкостью и даже небрежностью линий, кажущихся такими за счет их естественности, лежит тщательный геометрический расчет. Специалисты, взглянув на работы Гауди, сразу видят тот титанический труд, проделанный автором в поиске единственного и лучшего из всех возможных решений…
Ландшафт, с которым работал Гауди, типичен для окрестностей Барселоны - склон обезвоженного холма с редкой растительностью, каменистыми осыпями, обнажениями скал и раскрывающимися с его высот великолепными панорамами города. Все здесь возбуждало неуемное воображение, призывало к фантасмагоричной игре с природой.
Возведение Парка Гуэль можно разделить на несколько этапов. После подготовки строительной площадки были созданы и укреплены подъездные дороги. Первыми строениями в Парке Гуэль стали стены и входные павильоны. Несмотря на использование очень простых и дешёвых материалов, архитектор получал потрясающие результаты. Постройки Парка Гуэль выглядят очень прочными, создается ощущение единства архитектурной мысли. И это несмотря на множество декоративных элементов. Уже в самом начале строительства Парк Гуэль удивляет горожан своей экстроординарностью и пользуется популярностью у любопытных жителей города.
Ближе к завершающему этапу в Парке Гуэль построили колоннаду рынка для того, чтобы у будущих жителей района было место для прогулок и обсуждения насущных вопросов Барселоны. Кроме того, на территории Парка Гуэль усилиями всех причастных возник один жилой дом в качестве примера. На заключительном этапе появилась причудливая извилистая скамейка.
Тем временем, несмотря на строительство демонстрационного дома, куда позже переехал жить сам Гауди, был продан только один участок земли под застройку. Близилась Первая мировая война, и барселонская буржуазия не спешила вкладывать деньги в коттеджи в выполненном в непривычной манере парке. Еще одной причиной провала проекта стало то, что для тех, кто хотел жить в Барселоне, парк был слишком далеко от центра, а для тех, кто хотел жить за городом, - слишком близко.
По дороге к центру парка и главному входу мы набрели на нечто, совсем уж необычное для новогоднего праздника - цветущую мимозу! Мне казалосъ, что удовольствие видеть такое количество пальм - оно и так уже выплескивается через край, но мимоза оказалась уж совсем вишенкой на торте.
Кончина Эусебио Гуэля в 1914 году окончательно остановила работы над проектом, который так и остался незаконченной песней маэстро модернистской архитектуры, посвятившего себя в дальнейшем работам над Храмом Святого Семейства. В результате, наследники Гуэля продали холм городским властям, которые открыли парк для публики.
Нет четкого объяснения того, почему город-сад Гуэля и Гауди потерпел такое громкое фиаско. В некоторых источниках говорится, что политическая нестабильность в начале двадцатого века не позволяла каталонцам покупать недвижимость так далеко от города. Другие говорят, что причиной тому стали жесткие правила, наложенные Гауди на строительства домов: дом не мог занимать более 1/6 участка и не мог превышать определенную высоту. Это все с целью сохранения хороших видов и естественного освещения. (Очень разумные правила, между прочим. Но, видимо, они не нравились людям, привыкшим отдавать приказы, а не получать их).
В парке Гуэль всего было продано три дома. Адвокат Гуэля и Гауди, он же их хороший друг - М. Триас-и-Доменек - стал первым обладателем дома в Парке Гуэль. Желающего приобрести второй среди жителей Барселоны так и не нашлось. Таким образом, в 1906 году его выкупил сам Гауди. Он сделал это из-за слабого здоровья отца и племянницы. Архитектор прожил на территории Парка Гуэль вплоть до 1925 года. Дом-образец тоже не смог найти себе владельца, и в итоге его выкупил инициатор проекта, сделав собственной официальной резиденцией. Все три дома в Парке Гуэль прекрасно сохранились до наших дней.
Выход на знаменитую террасу со скамейкой на подходе напоминает какой-то котлован и стройплощадку где-то на Ближнем Востоке.
И только вблизи из-за пальм открывается захватываюшая дух панорама города.
Трудно пропустить длинную изогнутую скамейку на верхней террасе, сделанную в виде морского змея. Для создания этого украшения Парка Гуэль Гауди подключил к работе своего самого талантливого ученика Жузепа Жужоля. Последователь маэстро причастен к созданию коллажей из строительных отходов, которые повлияли на творчество сюрреалистов и абстракционистов Барселоны.
Можно обратить внимание, что профиль скамьи Парка Гуэль повторяет форму человеческого тела. Так как при строительстве Гауди сделал слепок спины рабочего. Он усадил его в сырой материал, что позволило «замерить» изгиб спины.
Архитектор продумывал максимальную функциональность каждой детали, что обеспечило не только красоту, но и практичность Парка Гуэль. Из центральной части Парка Гуэль в Барселоне к его границам проложено большое количество различных тропинок и широких дорог. Они постепенно перетекают в прогулочные аллеи.
Для их строительства Гауди использовал только местные виды камней. Он объяснял выбор тем, что они имеют довольно необычный вид. За это камни Парка Гуэль прозвали «птичьими гнездами». Они выступают непосредственно из склонов холма и выглядят так, словно составляют с ним единое целое. Проектируя дороги и улицы Парка Гуэль, Гауди старался не менять естественный рельеф. Вследствие этого появилось множество наклонных колонн, двухуровневых прогулочных галерей, которые будто растут из земли.
Продолжая руководствоваться желанием сохранить природу в исходном виде, Гауди делает прокладку туннелей Парка Гуэль и живописных поворотов. Некоторые из них выглядят настолько натурально, что похожи на входы в пещеры, созданные в Барселоне естественным путем. Несмотря на то, что эти постройки Парка Гуэль кажутся довольно хрупкими, они очень прочны и не нуждаются в реставрации даже спустя век. Еще одно доказательство факта, что Гауди делал свою работу на совесть. <......................>
Парк, оказывается, почти стерся из памяти. Осталось яркое пятно, большое и разнообразное. В прошлый мой приезд сюда я ходила по парку с экскурсоводом. От информации в голове тоже ничего не осталось. Сравнивая впечатления тогда и сейчас, удивляюсь. Кажется, что культурная часть парка съежилась, уменьшилась в размерах за эти почти 15 лет. Выросли ли за это время новые пальмы? Изменился ли дизаин зеленого буйства? Не знаю. Знаю лишь, что тогда и не видела и не слышала постоянных жителей парка. Это после Кипра и Голландии мы научились на слух определять треск зеленых попугаев. Услышав их совершенно неповторимый гомон здесь, начали высматривать и выискивать. И нашли! Да еще в таком невообразимом количестве!
На каждой отдельно взятой пальме. Пальмы сами по себе, да еще с экзотическими птицами - ну конечно я зависла в этом Эдеме по моим понятиям - надолго. Ощущения отпуска - непередаваемые. Сидишь под пальмой и плюешь в потолок.
Спускаясь с террасы вниз, попадаешь в зал 100 колонн. «Зал ста колонн» на самом деле содержит 86 дорических колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замка́ми всё с той же причудливой керамической облицовкой, что и скамейка парка.
Под главной эспланадой находится скрытая система ливневой канализации, использовавшейся для водоснабжения парка: вода попадала в специальную цистерну по трубам, помещённым внутри колонн.
Далеко не все колонны имеют одинаковые размеры. Дело в том, что такая задумка позволила Гауди играть с пространством, делая центральную часть Парка Гуэль похожей на древний греческий город.
Спускаясь по парадной лестнице, мы проходим мимо дракона и змеи. Приглядевшись к ней, можно обнаружить флаг Каталонии. Ведь огромная голова состоит из желтых и красных полос.
На территории парка расположен Дом-музей Гауди. Он был открыт в его бывшем особняке в 1963 году Обществом друзей архитектора и содержит образцы мебели, созданной Гауди, в частности, мебель из дома Бальо и дома Мила. В 1962 году архитектурный ансамбль Парка был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году - памятником национального значения, а в 1984 году парк Гуэль вместе с другими творениями Антонио Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рядом с выходом из парка - остановка все того же автобуса, который привезет наc к станции метро. Нам пора. Пока мы еще не безнадежно опаздываем, но времени на разгильдяйство нет. Нас снова ожидает Гауди.[Посмотреть видеоролики]