Менестрель настроил лютню. Струны тронула рука, И запел негромко путник О любви, что на века (c)

Jun 21, 2021 20:49



“Любимая! Я поведу тебя на край вселенной.
Я подарю тебе эту звезду!
Светом нетленным будет она
Озарять нам путь в бесконечность!”
Чем ближе свобода, тем суетливей и бестолковей становятся попытки занять выходные. Начало мая открылось у нас монастырем? Ну, значит и следующие выходные посвятим сакральной архитектуре. Это мы так себе подумали, но жизнь как обычно вносит свои коррективы. Путь лег снова на юг. Что-то зачастили мы. Хотя сегодня мы едем не по южному автобану и не через Лаванттальские пампасы, а по А9 в сторону Линца. Возле Шладминга сворачиваем налево, в самую серединку Австрии, вынырнув возле указателей коричневого цвета, гарантирующих исторические ценности. И правда, воздав очи горе, мы увидели крепость. не подъехать к которой было бы непростительным разгильдяйством. То есть это мы сейчас так думаем, а на тот момент просто поддались настроению. И не зря. Гнездо принадлежало тому самому Ульриху фон Лихтенштаину, что имел невероятное количество фанатов и был известнейшим менестрелем средних веков.


Ульрих фон Лихтенштейн (нем. Ulrich von Liechtenstein; около 1200, Мурау - около 1275) - средневековый германский поэт периода позднего миннезанга, капитан (глава земли) Штирии. Главным первоисточником, рассказывающим о жизни Лихтенштейна, является книга "За прекрасных дам" «Служение дамам», написанная им самим и наполненная вымыслом и гиперболами; это создаёт серьёзные проблемы для биографов.



Ульрих фон Лихтенштейн принадлежал к влиятельному служивому роду, владевшему землями в Штирии. Он родился около 1200 года и воспитывался при дворе маркграфов Истрии. В 1223 году Лихтенштейн был посвящён в рыцари, в 1227 году предпринял путешествие в Рим. Позже он занимал видные посты в Штирии: в 1244/45 году был трухзесом, в 1267-1272 - маршалом, в 1272 году - судьёй. Имя Лихтенштейна упоминается в 95 документах за период с 1227 по 1274 годы.

image Click to view



Идет по свету менестрель, поет не "тра-ля-ля",
Он песню бережно несет про дочку короля ... <.......................>

image Click to view


Мне казалось, я в достаточной мере осветила истории знаменитых трубодуров своего времени Вальтера фон Фогельваиде, Хуго фон Монтфорта и Ульриха фон Лихтенштеина. Но раз уж этот персонаж снова перебежал дорогу, придется еще раз разобраться.

image Click to view



Почти забылся кстати тот факт, что именем Ульриха фон Лихтенштеина назвался юный Уильям Тэтчер в фильме История рыцаря. Фильм прекрасен. Но мы - о трубодурах.

Трубадурами назывались поэты, слагавшие свои песни именно на языке "ок". Стихи на этом языке, посвященные Прекрасной Даме, были первыми произведениями высокой литературы, написанными не на "вечной" латыни, а на разговорном языке, что делало их понятными всем. Великий Данте в трактате "О народном красноречии" писал: "...А другой язык, то есть "ок", доказывает в свою пользу, что мастера народного красноречия впервые стали сочинять стихи на нем, как на языке более совершенном и сладостном".


Поэты Окситании, воспевавшие Прекрасную Даму, обычно рисовали ее замужней. Замужество было той непреодолимой преградой, благодаря которой любовь приобретала необходимую степень трагической безнадежности. Эта безнадежность и составляла главный предмет лирики трубадуров. Любовь вдохновенного поэта далеко не всегда оказывалась взаимной и только в редких случаях завершалась близостью. Таков был закон рыцарской верности, предполагавший максимальную идеализацию чувства и желательно более полный отказ от плотского наслаждения.

Капризная Дама хотела, чтобы ей служили ради самого служения, а не ради удовольствия, которым она в силах осчастливить возлюбленного. В источниках того времени только однажды встречается история о том, как некая дама пустила воздыхателя в свои покои и, подняв юбку, накинула ее на голову рыцаря. Но и в этом случае счастливчиком оказался не бедный трубадур, а человек с положением, не затруднявший себя сочинением песен. Поведение дамы было сочтено изрядной дерзостью, и обиженный поэт, подсмотревший всю сцену в щелочку, нескромную возлюбленную осуждает.

Вряд ли можно обвинять тех женщин в меркантильности. Общественное мнение Средневековья весьма и весьма одобряло браки родовитых женщин с менее знатными мужчинами. А потом в трубадуре ценилось прежде всего не происхождение, а его поэтический дар и иные таланты. Ведь жизнь средневекового замка была предельно замкнута. Трубадуры, ведущие кочевой образ жизни, становились желанными гостями при любом дворе. Они часто брали на себя обязанности дворцовых распорядителей и отвечали за все, связанное с приемом гостей и развлечением хозяев.


Иногда трубадурами становились сами господа. Например, один из первых известных нам трубадуров, Гильем Аквитанский, граф Пуатевинский, богатством далеко превосходил самого французского короля, хотя и считался его подданным. А его молодой современник, поэт Маркабрюн, не имел ни рода, ни богатства, как гласят источники, его в младенчестве нашел у своих ворот некий господин. Однако Маркабрюн обладал таким талантом, что "пошла о нем по свету великая молва, и все его слушали, боясь его языка, ибо настолько он был злоречив...".

Путь долгим был, и ветер ярым,

А менестрель - бессильным, старым.
Он брел, поникший и седой,
В мечтах о жизни прожитой.
С его утехой - арфой звонкой -
Сиротка-мальчик шел сторонкой.
Старик из тех последним был,
Чьи песни встарь наш край любил.
Но время бардов миновало,
Друзей-певцов уже не стало.
Ах, лучше бы меж них почить,
Чем дни в забвении влачить!
Вальтер Скотт. Песнь последнего менестреля

Менестре́ль (англ. minstrel, фр. ménestrier от лат. ministerialis - «слуга») - многозначный термин для поэта-музыканта в разные периоды европейской истории. Общее название поэта-музыканта (в том числе женского пола), профессионального певца Средневековья (с XII в.) и раннего Возрождения, зарабатывавшего пением и игрой на музыкальных инструментах по памяти. Близкое по значению слово «жонглёр» (франц. jongleur) обычно трактуется более широко, в смысле затейника всякого рода (не только музыкант, но и рассказчик, шут, фокусник, акробат). Вследствие устной природы музыкального творчества менестрелей сохранившиеся нотные рукописи их сочинений немногочисленны; современные реконструкции культуры и обихода менестрелей основаны, главным образом, на литературных и иконографических свидетельствах. Поэтов и служителей прекрасных дам называют еще миннезингерами.


Миннеза́нг (ср.-в.-нем. minnesang ср.-в.-нем. minne любовь, отсюда миннезанг букв. - «любовная песня») - обобщённое название искусства миннези́нгеров (нем. Minnesänger; ср.-в.-нем. minnesinger, от minne + ср.-в.-нем. singer певец; букв. - «певец любви»), немецких и австрийских средневековых поэтов-музыкантов, преимущественно из рыцарского сословия. По своему характеру миннезанг близок к поэзии трубадуров и труверов. Немецкая рыцарская поэзия умозрительна и морализованна, многие произведения имеют религиозный оттенок. В своих произведениях миннезингеры воспевали рыцарскую любовь к Прекрасной Даме, служение Богу и сюзерену. Музыка раннего и классического миннезанга в рукописях не зафиксирована; песни поздних миннезингеров в небольшом количестве сохранились. Термин «миннезанг» был введён в частое употребление немецкими филологами в XVIII веке и восходит к средневерхненемецкому «minne» - любовь и «sang» - песня.


Таким образом, в широком смысле миннезанг объединяет несколько лирических жанров: светскую рыцарскую поэзию, имеющую те же истоки, что и любовная поэзия вагантов, а также политическая и социально-поучительная поэзия шпильманов, и более позднюю сельскую куртуазную поэзию. В узком смысле под миннезангом понимают совершенно конкретный жанр куртуазной литературы, возникший под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фландрии, - немецкую рыцарскую лирику. Понятие «minne» эквивалентно возвышенной «утонченной любви» (фр. Fin'Amors), являвшейся неотъемлемым элементом куртуазной культуры, проникшей в Германию во 2-й половине XII века.

image Click to view


Появление миннезанга было обусловлено общим подъёмом светской культуры Германии на рубеже XII-XIII вв. Первые литературные памятники миннезанга, относящиеся к последней четверти XII века, свидетельствуют о завершении процесса слияния министериалов и свободного дворянства в единое привилегированное сословие - рыцарство. Имея относительно устойчивое положение в обществе в качестве придворных «развлекателей», миннезингеры (Генрих фон Фельдеке, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде), переходили от одного европейского двора к другому и получали за своё творчество вознаграждение). Так вот, мы стоим перед руиной.


Руина замка Фрауэнбург - это бывший австрийский замок на отроге в долине Мурталь, над рыночной общиной Штирии Унцмаркт-Фрауэнбург. Каменный замок на вершине холма был построен в 13 веке знаменитым менестрелем Ульрихом фон Лихтенштейном и считается его любимым местом проживания. После того, как его родовая ветвь закончилась за отсутствием наследников мужского рода в 15 веке, род Штубенбергов, которые были связаны браками с Лихтенштеинами, унаследовали замок и владения Фрауэнбург. Они расширили комплекс зданиями в готическом стиле, но были вынуждены продать их графам Шварценберг в 1666 году из-за финансовых проблем. После того, как эта семья перенесла свою административную резиденцию в Мурау, неиспользуемый замковый комплекс начал разрушаться. Пожар 1861 года доделал остальное и оставил замок в руинах.

Шварценберги (нем. Schwarzenberg, чеш. Schwarzenbergové) - известный с XII века франконский дворянский род из Зайнсхайма, который позднее вступил в австрийское подданство и в XVIII-XX веках сделался крупнейшим землевладельцем Богемии. При роспуске Священной Римской империи владения дома Шварценбергов были медиатизированы по акту Рейнского союза. Помимо родового замка во Франконии, Шварценберги построили мрачный замок Гимборн близ Мариенхайде в графстве Марк.


Свои владения в Богемии они преумножили за счёт браков с наследницами Розенбергов и других владетельных родов, приобретя старинные замки Крумлов, Вимперк, Орлик, Тржебонь, Звиков, Цимелиц, Глубока над Влтавй, и другие. В Праге их имя носит бывший дворец Лобковицев (1545-1567) - один из наиболее утончённых памятников Ренессанса к северу от Альп. Венский дворец Шварценбергов, возведённый на Шварценбергплац в 1697-1728 годах императорскими архитекторами Фишером фон Эрлахом и Иоганном фон Гильдебрандтом, считается эталоном австрийского барокко. Местом захоронения Шварценбергов служит фамильная капелла в пражском соборе Святого Вита, кроме того известны неоготические усыпальницы Шварценбергов в Доманине у Тршебоня и в селении Орлик-над-Влтавоу.


Передача земель между великими мира того в результате брачевания и наследования была делом обычным. И упоминания об этих телодвижениях встречаются на каждом шагy. Да вот возьмем Эггенбергов с их великолепнейшим замком в Граце! Вдова последнего из Эггенбергов получила и штирийские замки, и Крумлов, и еще парочку богемских владений. Все что нажито непосильным трудом, - в копилку Шварценбергов.
Спустя столетие начались реставрационные работы, в ходе которых остатки замка были сохранены и отстроены заново. Сегодня объект является памятником архитектуры и все еще находится в частной собственности семьи Шварценберг. Тем не менее, он открыт для посетителей и доступен круглый год. Впервые о Фрауэнбурге упоминается около 1260 года, но в то время он существовал уже довольно давно.


Ульрих фон Лихтенштейн унаследовал то, что, вероятно, было деревянным комплексом-предшественником, от своего отца Дитмара, который жил в Юденбурге, и заменил его каменной жилой башней в 1230-х годах. В замке менестрель написал свою нетленку "Служение прекрасной даме", эпос, в который вошли почти 15 000 стихов и 57 песен. Предположительно именно Ульрих фон Лихтенштейн дал замку название Фрауэнбург. В августе 1248 года он был заключен там своим арендатором Пилигримом фон Катчем и его слугой Вайнхольтом в темницу и продержался там более года. Он был освобожден только после того, как граф Мейнхард фон Гёрц заплатил выкуп. В 1268 или 1269 он уступил замок чешскому королю Оттокару, но позже вернул его неповрежденным. После смерти Ульриха в 1275 году его сын Отто стал правителем замка.



Примерно в 1300 году перед жилой башней были поставлены две массивные колонны, которые, по-видимому, позже были соединены друг с другом кирпичными арками.Примерно в то же время к северо-востоку от башни был построен жилой дом, который в контракте 1385 г. упоминался как «новый этаж». В этом контракте правнуки Ульриха фон Лихтенштейна Андреас и Ганс делили замок между собой. Это значит, что известно, из каких построек на тот момент состоял объект. Договор упоминает жилую башню, королевские конюшни, навесную стену, фонтан, кладбище, сады и несколько ворот, которые обеспечивали вход из долины в замок. Рудольф IV Лихтенштейн расширил замок в 15 веке. С бездетной смертью его родственника Леонарда фон Лихтенштейна мужская линия рода закончилась. Таким образом, в 1437 году замок и его правление перешли к Иоганну III Штубенбергу, который был связан узами брака с семьей Лихтенштейнов. Его потомки расширили романский комплекс в 15-16 веках в готическом стиле и укрепили его передним двором. Однако сами они не жили в замке, а им управляли смотрители. В 1597 году математик Иоганн Кеплер останавливался во Фрауэнбурге в качестве гостя Андреаса (также Андре) фон Штубенберга.


Из-за больших долгов Штубенберги были вынуждены продать часть имения Фрауэнбергов в 1654 года. В 1666 году остальная часть замка, включая замок, была продана графу Иоганну Адольфу фон Шварценбергу, чья семья до сих пор владеет им. В начале 19 века семейное гнездо переехало в замок Обермурау. Затем начался постепенный упадок Фрауэнбурга. В 1861 году пожар уничтожил некоторые части оборонительной системы, но важные части, такие как средневековая жилая башня, были сохранены. В 1962 году обрушилась высокая западная стена, и теперь башня могла прийти в упадок. По инициативе Ассоциации замков Штирии вскоре после этого начались масштабные реставрационные работы всего комплекса, в ходе которых разрушенная западная стена была восстановлена ​​из бетона. Сегодня руины замка находятся в свободном доступе, а также служат местом проведения ежегодного замкового фестиваля.
Руины расположены на почти изолированном холме над Унцмаркт-Фрауэнбург, примерно в 17 км к западу от Юденбурга. Замковое плато использует край склона высокой долины, которая круто спускается к Мурталю на юго-восточной стороне. С юго-западной стороны скала была вырублена вертикально, так что она была недоступна и из долины. Сегодня доступ осуществляется через Бургштрассе, которая идет из Унцбаха и проходит через Фрауэнбург, сначала с востока и, наконец, после поворота с севера на замок. Раньше был более прямой путь с юго-востока, который был защищен несколькими воротами. Сегодня его заменила крытая деревянная лестница, которая проходит несколько иначе. Замок стоял в стратегически важном месте, где проходил дальний путь из Австрии в Италию и сталкивались интересы Каринтии, Зальцбурга и Штирии.



Застроенная территория замка простирается на несколько террас, которые спускаются с юга на север и, таким образом, занимают общую длину около 200 метров. Остатки стены комплекса представляют собой мелкомасштабную каменную кладку без выраженного наслоения. Углы подчеркнуты длинными угловыми прямоугольниками из яркого цветного материала. На самой нижней террасе стоит церковь Св. Якоба, которая была построена около 1250 года, а затем перестроена в стиле барокко. Онa имеет статус приходской церкви и посвящена святому Иакову Старшему. Она была включена в укрепление замка еще в 14 веке. Под хором сохранились остатки прежнего романского здания. Римский камень, найденный в 1870 году, сейчас вмурован в церковную стену. Над еле читаемыми латинскими буквами на нем изображена надпись «hie leit ulrich dises homes rehtter erbe», поэтому изначально историки ошибочно интерпретировали ее как надгробие Ульриха фон Лихтенштейна. Однако сегодня ясно, что камень предназначался для могилы одноименного внука Ульриха. Рядом с церковью находится старинное здание школы и бывшая приходская ферма.


На самой высокой точке замковой скалы и, следовательно, на ее южном конце находится жилая башня (также называемая Пале) 13 века. Его стены толщиной два метра имеют высоту четыре этажа и закрыты зубчатым венцом. За этим, однако, никогда не было защитного стрелкового хода, а зубчатые стены в первую очередь предназначались для придания зданию оборонительного вида. Башня покрыта односкатной крышей, спускающейся к долине, которая, таким образом, была хорошо защищена от обстрела со стороны горы. Здание имеет трапециевидный план с чистой длиной 16 метров и шириной от шести до десяти метров. Башня имела полезную площадь около 700 м² и была одной из самых больших жилых башен в Австрии в 13 веке.


Первый и второй этажи использовались под жилые помещения, которые можно увидеть на юго-западной длинной стороне через четыре романских сдвоенных окна. У трех из них сохранилась центральная колонна. На каждом из этих этажей раньше было по три комнаты. На первом этаже, помимо прихожей, находился большой зал с камином и небольшая комната, отделенная деревянной стеной, которая, возможно, служила кухней.Планировка помещений второго этажа была аналогична планировке первого этажа, но там не было входной зоны, а только часовня в северном углу и дополнительный туалет.



Первоначально первый этаж жилой башни освещался только через две узкие световые щели. Вероятно, он служил подвалом и складским помещением, и попасть в него можно было только с первого этажа. Сегодняшний вход со стороны двора замка был прорублен позже, так же как и световые щели были расширены в прямоугольные окна. Первоначально вход был через высокий проем высотой 2,3 метра и шириной 1,6 метра на первом этаже, который на 8,5 метров выше уровня сегодняшнего двора. Как это было принято в средние века, к нему, вероятно, можно было подняться по деревянной лестнице. На третьем этаже было три арочных окна со стороны долины и стрельчатое окно во двор.



Как и все остальные этажи, на его северо-западной стороне, обращенной к горе, не было окон. Подвал жилой башни представляет собой продолговатое помещение с цилиндрическим сводом, доступ к которому с первого этажа со двора замка осуществляется через высеченный в скале коридор длиной 5 метров.


Перед жилой башней с северной стороны, выходящей во двор, находится трехэтажная пристройка. Сначала она состояла всего из двух толстых столбов, которые позже были соединены между собой кирпичными мостами и арками. Кроме того, она получила деревянный балкон, на который можно было подняться по кирпичной пандусной лестнице, ведущей к первоначально высокому входу на первом этаже. Помещение на втором этаже оштукатурено и соединено с жилой башней через большой арочный проем. Возможно, он служил апсидой замковой часовни. На северо-востоке к жилой башне примыкают остатки жилого дома 14 века.


Менестрель настроил лютню.

Струны тронула рука,
И запел негромко путник
О любви, что на века.
Песня пламенем вспорхнула,
Разлетелась серебром...
Со щеки слезу смахнула
Смерть, заслушавшись его. <........................>
Отдышались. И начали тихонечко спускаться. Впереди нас ждала собственно цель вылазки.

Лихтенштеин, замки, Австрия

Previous post Next post
Up