Гулянье по - чуть было не написала "швейцарской столице" - продолжалось. Цюрих - город, конечно, значимый и важный, но не столица, совсем не столица. Остановились мы возле Фрауенмюнстера. О том, что это некогда было католическое аббатство, я уже говорила. А вот церковь - реформированная, каких в Швейцарии чуть ли не большинство. Интересно, что не лютеранская, не протестантская, а именно реформированная. Собственно вся неразбериха и путаница с различными течениями пришли именно отсюда.
Реформаторские церкви (часто также евангелическо-реформаторские) образуют одну из больших христианских конфессий в реформаторской традиции, которая пошла из Центральной Европы. В основном они восходят к учению Ульриха Цвингли в Цюрихе и Иоанна Кальвина в Женеве (кальвинизм) в ходе Реформации. Реформированные церкви, как и евангелическо-лютеранские, относятся к евангелическим церквям. Большинство реформированных церквей сегодня объединены в мировое сообщество "Реформированные церкви". Первоначально появившиеся в Шотландии пресвитерианские церкви являются крупнейшей группой в семье реформированных церквей.
В реформатском богословии Библия, понимаемая как божественное откровение, занимает центральное место; Это выливается в простоту церковных залов и богослужений, которые должны быть сосредоточены на благовествовании Евангелия и содержать как можно меньше внебиблейских элементов. Таинства, в том числе вечеря, также отступают на задний план в богослужебной практике по отношению к католицизму и лютеранству. Существенным признаком реформаторской теологии является также сильный акцент на учениe о предначертании, мысли об избрании людей, определяемых для спасения (или проклятия) Богом, без возможности влияния человека.
Реформатское движение началось в 20-х годах XVI века в Швейцарии с деятельности Ульриха Цвингли. В 1529 году из-за теологических разногласий о причастии, предопределении, церкви и таинствах произошло отделение реформатской церкви от лютеранской. В 30-40-х годах во главе церкви в Женеве стал Жан Кальвин. Сторонников Лютера и близких к нему Цвингли и Меланхтона стали называть лютеранами (сами себя они долго называли только евангелистами), а сторонников Кальвина - кальвинистами или реформатами. Постепенно реформаты распространились по всей Европе. Реформатство, оставшееся в Швейцарии, приняло форму цвинглианства. Реформаты ввели простое богослужение, предельно упрощенное убранство церкви, свели до минимума церковную иерархию, отменили целибат священников, ввели демократичное управление церковью, провозгласили абсолютный авторитет Священного писания, ликвидировали институт монашества. По Вестфальскому мирному договору 1648 года реформатская церковь добилась официального признания.
Говоря о швейцарской реформации, тем более в Цюрихе, нельзя не сказать пары слов о товарище
Цвингли. Фигура на сегодняшний наш взгляд странная. С фанатичным блеском в глазах, но нельзя сказать, что мысли и идеи все были сплошь религиозно-надуманные.
Родился 1 января 1484 года, несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в деревне Вильдхаусе, в графстве Тоггенбургском, принадлежавшем бенедиктинскому монастырю Святого Галла (Санкт Галлен). Отношения графства со Швейцарским союзом были достаточно запутанными, и «швейцарцем» в юридическом смысле Цвингли стал только в 1521 году, когда получил гражданство Цюриха. Осенью 1498 года датируется запись о том, что Udalricus Zwinglij из Гларуса записался в Венский университет. В Вене близкими друзьями Цвингли стали земляки Арбогаст Струб и Иоахим Вадиан. В последующие годы Ульрих путешествовал по Европе, и в 1500 году матрикулировался в Вене повторно. В 1500-1501 годах он посетил, вероятно, Париж, Кёльн и Тюбинген, после чего остановился в Базеле. Там он записался в университет, внеся обычную плату в 6 шиллингов.
Преподавание в университете строилось, как это было принято в то время, на изучении текстов Аристотеля. Цвингли живо интересовался классической литературой и усердно читал Священное Писание, для лучшего уразумения которого изучил и древнееврейский язык. В своих проповедях и литературных произведениях («Лабиринт», «Басня о быке и некоторых животных») он отзывался на все животрепещущие вопросы действительности, обнаруживая искреннее религиозное чувство и патриотизм. В средние века одной из особенностей общественной жизни Швейцарии была поставка кантонами на службу иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей храбростью. Эта торговля служила средством наживы для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей. Вместе с этим, подобный способ обогащения служил источником глубокой общественной деморализации. Сам Цвингли узнал об этой практике, когда в 1512 и 1515 годах сопровождал в качестве полкового священника отряд Гларуса в итальянских походах. К развращающей нравы прихожан торговле людьми он отнесся с большим протестом, что также приводило Цвингли к мнению о необходимости проведения реформ в обществе.
Учение Цвингли и реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528 году Цвингли писал: «я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа». По вопросу о причащении между Цвингли и Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп устроил в 1529 году в Марбурге встречу Лютера и Цвингли. Первый явился в сопровождении Меланхтона, Цвингли - со своим другом и последователем Эколампадием; состоявшийся марбургский диспут не привёл к соглашению по вопросу о причащении.
Учение Цвингли из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффхаузене, Санкт-Галлене, Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны - Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн - остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли всё более обострялись. Обе стороны готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 году борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 года между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит. Дело его продолжал и упрочил его друг Буллингер, редактировавший в 1536 году первое гельветское исповедание. Аббатство Фрауенмюнстер перестало существовать именно в связи с реформами Ульриха Цвингли.
После роспуска монастыря величественное здание, построенное в строгом готическом стиле, начало постепенно приходить в упадок. Власти не пытались сохранить одну из главных достопримечательностей города: они просто не видели смысла возвращаться к прошлому, к прошлому, в котором неоспоримую власть имела женщина. Церковь Фраумюнстер в Цюрихе разрушалась ровно до середины 20-го века, когда власти Швейцарии пришли к единому мнению о том, что в стране с развитой туристической инфраструктурой не хватает памятников истории и архитектуры, находящихся не в частных руках.
В 1960-м году был объявлен конкурс среди архитекторов, которые могли бы предложить уникальный проект реконструкции, пришедшей практически в полный упадок, церкви Фраумюнстер. Удивительно, но ни один из предложенных проектов не заинтересовал представителей властей Цюриха. По этой причине было решено напрямую обратиться к Марку Шагалу, который уже прославился в те времена своими великолепными витражами в иерусалимской синагоге и живописью. <
..................>
Романский стиль церкви оттеняют несколько готических деталей. Но особенную привлекательность внутренним интерьерам собора придают оконные витражи на библейские сюжеты работы Джакометти и Шагала. Во избежание путаницы нужно отметить, что над витражами северной стены здания в 1945 году работал не всемирно известный скульптор Альберто Джакометти, а Августо Джакометти, его дядя.
Начали мы с крестного хода, очень готического внутреннего дворика, kоторый впечатлил меня куда больше самой церкви и знаменитых окон. Никогда в жизни я еще не видела подобных фресок. Зелень напомнила Уо́терхауса, но размеры! И техника! Фрески открыты для всех стихий и хоть и расположены в нишах внутреннего дворика то есть и мерзнут и мучаются от жары, а краски сверкают как новенькие!
Росписи делал швейцарский художник Пауль Бодмер. Удивительный мастер сцены. Одно из направлений его творчества - театральное. И здесь , в небольшом темном дворике, ощущается странный эффект присутствия.
Paul Bodmer (* 18. August 1886 in Zürich-Wiedikon; † 19. Dezember 1983 in Zürich) Художник считался на рубеже веков не просто скандальным модернистом, он расшатывал моральные устои тихой кофедерации! Тут тебе и Эгон Шиле, и Густав Климт, вот разве что масштаб куда провинциальней.
Здесь тихо, уютно, прохладно и очень трогательно красиво. Уходить не хочется. Но планов у нас громадье.
На прощанье разглядываю колонны. Вспоминается собор в Палермо с невероятным количеством различных вариаций колонн. Такой там точно не было.
Click to view
Теперь ненадолго заглянем в сам собор. Вот не лежит у меня к нему душа, хоть ты как меня убеждай в том, что место выдающееся и посмотретъ необходимо.
Массивные дубовые двери, касса. Безобидные 5 франков. Ничего не помню, а ведь была я здесь, и даже не один раз. Правда сознательно за художниками - впервые. Первым у нас будет Джакометти. Фотографировать в церкви запрещено, но я украдкой делаю пару кадров. Странно, мне кажется в прошлые мои вылазки сюда на все это смотрели куда проще.
Эта достопримечательность Швейцарии неоднократно подвергалась реконструкциям. В течение одной из них (1847 год), археолог Фердинанд Келлер нашел уникальную настенную роспись, закрашенную в эпоху Реформаторства, которое отрицало украшения в храмах. Художнику Францу Хеги было поручено сделать акварельную копию фрески. Но к 1912 году акварель порядочно истрепалась и усилиями протестантской общины церкви Фраумюнстера была восстановлена. С 2006 года фреска снова украшает стену храма. На ней изображена история создания Фраумюнстера.
А вот и окно Джакометти.
Аугу́сто Джакоме́тти (ит. Augusto Giacometti, 16 августа 1877 г. Стампа - 9 июня 1947 г. Цюрих) - швейцарский художник. Аугусто Джакометти являлся крупным представителем постмодернизма и постсимволизма, был мастером витража и монументальной настенной живописи, а также плакатного искусства. Был членом фамилии художников, скульпторов и архитекторов Джакометти, двоюродный брат художника Джованни Джакометти. Изучал живопись с 1894 по 1897 год в цюрихской Школе прикладного искусства, затем - в Париже и во Флоренции. С 1915 года жил в Цюрихе. Здесь вступил в масонскую ложу Великой швейцарской ложи Альпина. Первый большой свой заказ А. Джакометти получает на роспись приёмного зала в полицейском управлении Цюриха (Джакометти-холл). В 1929 году художник создаёт цветные витражи для лютеранской церкви во Фрауэнфельде (кантон Тургау). В 1937 он делает витражи для хора в церкви Адельбоден. Художник использовал в своих произведениях яркие, сияющие краски. Аугусто Джакометти является одним из первых художников XX столетия, пробовавших работать в стиле беспередметного, абстрактного искусства. Особое значение, придаваемое мастером колориту в своих произведениях, отмечено на его надгробной плите - «Мастер цвета». Витражи Шагала - в отдельной почти боковой капелле. Островок тишины. Здесъ полукругом расставлены стулья, повернутые в направлении окон.
"Строгая, на грани аскезы, готика стен Фраумюнстера - идеальная оправа для почти любых художественных инноваций. Первую совершил в 1945 году швейцарский постмодернист Аугусто Джакометти, создав северные витражи поперечного нефа.И вот в 1960-ые годы, после новой реконструкции, когда были восстановлены очередные объемы собора, попечители Фраумюнстера вновь пожелали украсить их работой современного художника. Пять высоких продолговатых окон, разрезавших полукруглую стену собора со стороны, противоположной алтарной, просто требовали мозаичного решения. Тем более, что перед ними располагалось пространство, идеально подходящее для хора. Состоялись два конкурса среди швейцарских художников на лучшее изобразительное решение этих пяти окон, однако жюри отвергло все представленные проекты. Руководство конгрегации Фраумюнстера приняло мудрое решение не спешить и учредило специальный благотворительный фонд для поощрения будущего автора проекта. Во второй половине 1968 года у себя дома в Сен-Поль-де-Вансе Марк Шагал делает первые наброски витражей, получившие одобрение попечительского совета Фраумюнстера. Финансовую сторону необычного проекта взяла на себя богатая супружеская пара из Цюриха, пожелавшая остаться анонимной. Процесс изготовления и установки витражей занял больше года. Технические работы велись в Реймсе (Франция), в мастерской-студии Марка Симона под руководством Шарля Марка. Шарль Марк, старый друг Шагала, работавший с ним ранее над «Двенадцатью коленами Израилевыми», витражными окнами в Меце и Нью-Йорке, обладал умением изготавливать стекло, переносить на него все мельчайшие оттенки цветов с шагаловских оригиналов. Оригиналы же Марк Захарович писал гуашью. Работали по старинным методам на всех этапах - выплавки стекла, его шлифовки, обработки и тонирования. Шагал часто приезжал в Реймс и собственноручно переносил на стекло свои рисунки, следил за точностью цветопередачи. И только потом сырая заготовка отправлялась в печь для обжига. Так было создано более 50 кв.м витражного стекла для Фраумюнстера. Сам Мастер принял активное участие в установке изготовленных пластин в окна собора.
Четыре окна: красное, желтое и два синих по основной тональности, имеют весьма необычные размеры. Примерная высота каждого - 10 метров. Ширина - метр. Центральное (зеленое) окно, посвященное темам Нового Завета, чуть больше: по высоте - 11,22 метра и по ширине - 1,3 метра. Все четыре цвета присутствуют в каждой панели в равных пропорциях при одном доминирующем цвете. Тематические сюжеты, переплетенные между собой, следует рассматривать снизу вверх. Еще в 1956 году художник начал воплощать свой замысел, названный позже искусствоведами «Библией Шагала», в новом для него материале - стекле. «Витраж кажется очень простым делом: материалом является сам свет…», - говорил Шагал. Игра света с цветным стеклом так его увлекла, что практически до конца своей жизни Шагал работал в этом жанре. Шагаловские витражи украсили окна в соборе Нотр-Дам в Париже, в католической церкви в Метце, в синагоге медицинского центра на западе Иерусалима. Торжественное открытие витражей в Цюрихе состоялось в сентябре 1970 года. Шагалу было 83 года. " <
..............>
Вызывает удивление тот факт, что Марк Шагал не взял у города денег за проделанную им работу: в 1970-м году он на торжественной церемонии передал 5 витражей в дар городу. На этом Шагал не остановился: когда живописцу исполнилось 90 лет, он украсил церковь Фраунмюстер новым окном «розой».
Пора возвращаться на солнечную сторону. На оживленную Банхофштрассе, оставляя за спиной суровые, нелюдимые несмотря на Шагала стены.
Здесь по-прежнему кипит жизнь, как приятно ощущать и тепло, и свет, и ловить солнечные блики на поверхности телефонных будок! Швейцария - консервативная страна. И наличие мобильного телефона не исключает необходимости наличия телефонов - автоматов на улицах.
Мы выходим на площадь Парадеплатц, некогда - транспортный хаб для конок и извозчиков. Сегодня здесь тихонечко дребезжат трамваи.
Посередине Банхофштрассе находится транспортный узел, который называется Парадеплац, что означает площадь парадов. Деловой центр Цюриха, где располагаются офисы всемирно известных швейцарских банков, бутики часовых брендов, дизайнерские шоу-румы, ювелирные магазины, отели, откуда открывается прекрасный вид на озеро. Благодаря удобной инфраструктуре, это место считается лучшим (и одним из самых дорогих) для шопинга.
Площадь Парадеплац также славится большим количеством кондитерских, где изготавливают вкуснейшую выпечку и пирожные. Многие туристы приходят сюда полакомиться знаменитыми пирожными в кафе Sprüngli. Они называются Luxemburgerli и начинены нежным кремом с безе. Можно попробовать ванильный, шоколадный, ореховый вкус. Пирожные Luxemburgerli продаются также со вкусом шампанского, орехов, амаретто, каштанов, кофе, лимона и клубники.
Парадеплац был известен в XVII веке как перевалочная площадь для животных (среди прочих свиней) под названием «Säumärt» (свиной рынок). В 1819 году название было изменено на Ноймаркт, предположительно из-за продолжающегося экономического подъема в регионе Цюриха. Название Ноймаркт продержалось около 50 лет, пока название не изменили на Паредплац. Таким образом связали близлежащий арсенал и склады боеприпасов города.
До сноса городских стен парадная площадь ограничивалась Воллисхофскими воротами и кошачьей башней. Перед городской стеной проходил старый городской ров, который по-прежнему был открыт и назывался лягушачьим. В 1838 году австриец Йоханнес Бауэр (* 13 декабря 1795 Götzis/Vorarlberg; † 24 ноября 1865 Цюрих) открыл первый и тогда самый аристократический отель города "Hôtel Baur en ville" (сегодня Savoy Baur en Ville). В то же время Кантональная цюрихская почтовая дирекция по соседству с "Центральным двором" открыла большой почтовый центр, который был уникальным в Европе. Он был построен по планам Ганса Конрада Штадлера. Тогдашний новый рынок стал одной из самых загруженных площадей Цюриха.Швейцарцы утверждают, что в катакомбах под Парадеплац каждый из банков имеет свое хранилище то есть наибольшая концентрация золота в городе - именно здесь.
Совсем рядом - удивительный внутренний двор с фонтаном и умопомрачительно пахнущей клумбой. Что нас заставило сунуть нос в этот дворик - не помню. Но в первый момент мне показалось, что я вижу такое чудо впервые. Это уже потом я поняла, что даже
фотографировала его зимой в замерзшем состоянии.
Запахи почему-то не перемешиваются, а плавно переходят от одного к другому, образуя цветочный шлейф.
Банхофштрасе - это еще и большая выставочная площадка под открытым небом. Но этот носорог - он вообще особенный. Принадлежит центральному кантональному банку ЦКБ и стоял он раньше у входа. После ремонта здания животное не просто выставили за порог, но еще и развернули по фен-шую. Носорог ЦКБ всегда был странным : Почему банк украшает животное, которое плохо видит и находится под угрозой исчезновения? Да и выживает только благодаря государственной помощи в дикой природе? Банк с носорогом обьединяет государственная гарантия. Более 30 лет железная скульптура Джона А. Тоблера стояла на входе в банк. Ее можно было интерпретировать как хранительницу очага с посылом : Как это животное наши сейфы неуязвимы. Но с отменой тайны банковских вкладов сейфы стали уязвимыми как животные. <
..............>
Еще буквально пара метров - и мы у озера. Воду я люблю в принципе, но это место в городе у меня и без того самое любимое.
На подходе утопает в зелени скромное обаяние буржуазии, еще один знаменитый отель 5+ Иоганна Бауэра. "Савой" и
"У озера", Luxus pur , - как говорят немцы.
На Савой мы натолкнулись, выходя из Фраумюнстера.
Отель "Baur au Lac" был открыт в 1844 году Йоханнесом Бауром и в настоящее время по-прежнему контролируется семьёй Баур. Был полностью отремонтирован в 2008-2010 годах. Входит в мировой консорциум The Leading Hotels of the World. 27 мая 2015 года в отеле Baur au Lac швейцарская полиция, действовавшая по просьбе ФБР, арестовала семь высокопоставленных чиновников ФИФА по обвинению в коррупции, положив начало ФИФА-гейту, крупнейшему в истории футбола коррупционному скандалу.
Основан в 1844 году и находится по сей день в собственности семьи. Среди самых знаменитых гостей в Baur au Lac ранних лет - Людовик I Баварский и австрийская императрица Елизавета Австро-Венгерская. За ними последовали многие другие - царъ Фарук Египетский, Карл XVI. Густав, король Швеции, а также император Хайле Селассие I Эфиопский и германский император Вильгельм II. Среди историй , связанных с отелем, например истории о том, что здесь Берта фон Сутнер уговорила предпринимателя Альфреда Нобеля учредить Фонд Нобелевской премии мира, Рихард Вагнер отпраздновал премьеру первого акта "Валькирий", а Уолт Дисней увековечил свой визит сюда в комиксе Дональд Дак. Фотографии гостей не публикуются и не вывешиваются на стенах - это противоречит основному принципу отеля, принципу дискретности. Для гурманов имеется шикарнейший ресторан. В нем прекрасно все. Прежде всего, конечно, кухня. В рекомендациях не нуждается.
Ну что, мы практически дошли до конца Банхофштрасе. Впереди блестело на солнце и манило Цюрихское озеро.