В 1920 году в состав Берлина входят семь прежде независимых городков, в том числе Шарлоттенбург, Шпандау и Нойкельн: если в 1870-м тут насчитывалось всего 800 тысяч жителей,
то теперь население сравнимо с нынешним - около 4 миллионов человек. Центр новоиспеченного мегаполиса переливается электрическими огнями и неоновой рекламой, гудят клаксоны,
над Бранденбургскими воротами летят цеппелины. На самом оживленном перекрестке столицы,
Потсдамер-плац, поток автомобилей и пешеходов столь интенсивен, что здесь устанавливают один из первых в Европе светофоров,
а в 1923-м в городе открывается первый в мире пассажирский аэропорт, Темпельхоф. <
.................>Утро. Чудесное хмурое мартовское утро. Открыв глаза, я вспомнила, что мы - не дома и обрадовалась. Подойдя к окну - застыла, увлеченная необъяснимым упорядоченным движением вокзального муравейника.Что-то много в моей жизни стало железной дороги, - подумалось не грустно и не радостно, а так, между прочим, лишь отмечая факт. Вокзал, впечатливший нас с первой же минуты и первого взгляда, он стоит того, чтобы рассмотреть его вооруженным глазом.
Сверху, с десятого этажа отеля, все кажется игрушечным и мультяшным Как бы ты мысленно ни призывал себя к ответу серьезности. Какая уж тут серьезность, когда все снуют куда-то, все движется, кажется, хаотично, все такое цветное и пластиковое, как в конструкторе Лего. Дождь, казалось бы, должен был придать картинке реализма, но ощущение киношности исчезает только когда спускаешься вниз и вливаешься в эту лихорадочную толпу.
"Сегодня ничто не напоминает на Главном железнодорожном вокзале Берлина о событиях далёкого, уже для кого-то, 2006-го года. А ведь именно в этом году, в аккурат подгадав к чемпионату мира по футболу, и открылся сей самый крупный в Европе объект инфраструктуры.
Главный берлинский вокзал был построен по проекту известного архитектора Майнхарда фон Геркана, и стал первым центральным в германской столицe за 170-лет немецких железных дорог. Кроме этого сейчас это самый крупный вокзал в Европе. Раньше в Берлине, как и в Москве сейчас и на долгие годы вперёд, были вокзалы, отвечающие только за определённые направления. Теперь же, с Главного можно поехать в любом направлении."
"Он был построен на месте
старого Лертского вокзала, уничтоженного во время Второй Мировой войны. Решение о строительстве было принято в 1992 году, и началось 13 октября 1995 года. Спроектированное архитектором Майнхардом фон Герканом здание представляет собой многоуровневое сооружение, в котором пересекаются 14 рельсовых путей разного назначения.
Через вокзал ежедневно проходит 164 скоростных поезда дальнего следования, 314 региональных составов и более 600 городских и пригородных электричек. В самом здании вокзала на трех этажах на площади в 15 000 кв. км расположены десятки магазинов и закусочных." <
................>
Click to view
"На церемонии открытия вокзала 26 мая 2006 года, канцлер ФРГ Меркель, назвала его "символом открытой миру страны". Никто не знает, что имела в виду данная фрау, но обыватель считает, что имело место банальнейшее сравнение открытости, с прозрачностью стен и крыши вокзала. Кроме этого сравнения было ещё много сказано в стиле Черномырдина: типа именно этот вокзал сумел соединить расколотые прежде обе две части Германии. Причём надо отметить, что особо отличился президент строительной компании, строившей сей вокзал на шесть лет дольше запланированного и неоднократно повышающий первоначальную смету.
Вообще история железных дорог Германии заслуживает уважения. Еще в 1835 году началось строительство первой в Пруссии железной дороги, которая соединила Берлин с Потсдамом. Почему Потсдам? А потому, что там тогда располагались резиденции прусских монархов. В 1838 году железная дорога была открыта. Вслед за ней, в 1841 году была построена железная дорога через Берлин, которая ещё через год была продлена до Штетина и Франкфурта. В 1848 году одной из железнодорожных станций стал Гамбург.
Железные дороги строились в то время мелкими компаниями и заканчивались вокзалом в конечной точке пути. Особенно повезло столице немецкой родины - Берлину. Количество вокзалов в котором росло с каждым новым направлением. Естественно возникла ситуация, когда транзитный пассажир прибыв в Берлин на один вокзал, на другой вынужден был добираться на обычной дрожке.
Такая ситуация не устраивала не только обычных прусских граждан, но и военное ведомство Пруссии. Немецкие военные аналитики быстро оценили возможности железной дороги для быстрой переброски войск и материально-технического снабжения. И именно под давлением германского генштаба в 1851 году был реализован план соединения берлинских вокзалов для грузовых перевозок.
А чтобы железнодорожные пути не мешали другим видам транспорта, инженеры построили окружную дорогу, которая находилась за городской чертой, но имела ответвления к каждому вокзалу. Причём окружная дорога проходила по эстакадам над наземными дорогами, что полностью исключило задержки и помехи со стороны разных видов транспорта и позволило увеличить пропускную способность за счет прокладки параллельной второй колеи. После этих новшеств окружная дорога стала использоваться и для пассажирских перевозок.
Идея центрального вокзала впервые появилась когда к власти пришёл Гитлер. История даже сохранила имя талантливого инженера Альберта Шпеера, которому и было поручено решение этой задачи. Но постоянное ведение войны ни одному государству на пользу пока не пошло. Поэтому упомянутая стройка так осталась в планах. Не было возможности осуществить задуманное и после войны. Берлин был разделён на два идеологически противоположных сектора и вопрос о центральном вокзале даже не ставился на повестку дня.
В Восточном Берлине поезда дального следования шли через Остбанхоф, который в ГДР и назывался Центральным вокзалом. Прежнее название он получил только в 1998 году. Сама же идея строительства центрального вокзала вернулась после так называемого объединения Германии. Решение о строительстве, на уровне правительства, было приняло в июле 1992 года. В ходе поиска места для нового вокзала выбор пал на территорию занимаемую вокзалом Лертер. Именно Лертер распологался в самом центре и Берлина, в двух шагах от главных достопримечательностей столицы.
Строительные работы начались в 1995 году и планировалась завершиться в 2000 году. Но коррупция в то время достигла и немецких просторов, стройка естественно из-за технических проблем неоднократно переносилась, пока сама как-то не построилась. При строительстве центрального вокзала использовали 85 тысяч тонн стали и 500 тысяч кубометров бетона. Покрытый стеклом вокзал имеет ширину 160 метров, и длину 321 метр.
Общая площадь крыши 24,8 тысяч квадратных метров, а прозрачных стен - 2,4 тысяч квадратных метров. Конструкция вокзала устроена так, что солнечный свет проникает до самых нижних этажей. А через прозрачные стены южного портала видны Шпреe, рейхстаг, ведомство федерального канцлера, высотные здания на Потсдамер плац и телебашня на Александер плац. Экологичность здания оформлена в виде 780 модулей солнечных батарей площадью 1,7 тысячи кв. метров. Солнечная энергия используется для различных табло и указателей. Как уже отмечалось выше, В Германии, как и везде в мире, самый выгодный бизнес - это бизнес с государством.
В результате взаимовыгодного сотрудничества, построенный Центральный вокзал Берлина стал и самым крупным в Европе, и самым дорогим. Первоначальная смета в 200 млн. евро не сошлась с окончательной, по некоторым данным, на 500 млн. евро. Чем примечателен Главный вокзал Берлина ещё, так это пятиуровневыми перронами. Это позволяет вокзалу принимать и отправлять 164 скоростных поезда дальнего следования, 314 региональных составов и более 600 городских и пригородных электричек. Для пересадки с одного поезда на другой затрачивается не более восьми минут. Кстати, после открытия вокзала обнаружилась одна хохма. На вокзале оказалось всего два туалета по пять кабинок на 300 тысяч пассажиров. <
..............>
Click to view
Объект: Центральный вокзал Берлина
расположение: Берлин, Германия
заказчик: Deutsche Bahn AG
архитектура: Architekten von Gerkan, Marg und Partner. Архитекторы: Meinhard von
Gerkan, Jürgen Hillmer, Jens Kalkbrenner, Manfred Stanek
конструкции: Schlaich Bergermann und Partner, IVZ/ Emch+Berger
техническое оснащение: Ingenieurgesellschaft Höpfner
освещение: Peter Andres, Conceptlicht GmbH
конкурс: 1993
строительство: 1996-2006
площадь участка, кв. м: 100 000
общая площадь застройки,
кв. м: 175 000 (15 000 - торговые залы и рестораны, 50 000 - офисные площади в зданиях-«скобах», 5000 - служебные помещения, 21 000 - транспортные и распределительные площади)
парковка: 900 машиномест
"Новый Центральный вокзал Берлина построен там, где некогда располагался возведенный в 1871 году Лертерский вокзал (Lehrter Bahnhof), с которого поезда отправлялись в сторону Ганновера, а позже, после закрытия Гамбургского вокзала, - в Гамбург и другие города северного направления. Вокзал сильно пострадал во время бомбежек в 1943 году, однако функционировал еще несколько лет после окончания войны. После разделения Берлина вокзал оказался на территории ГДР, постепенно потерял свое значение и в 1959 году был взорван. Сохранился лишь примыкавший к железнодорожному небольшой старинный вокзал для городских электричек. Станция Лертерский вокзал была полностью реконструирована в 1987 году и разобрана в 2002 году, уступив место новому вокзалу. Несмотря на свое центральное положение, новый вокзал стоит практически на пустыре, без привычного для большинства европейских вокзалов городского окружения, так как раньше здесь проходила разделявшая Берлин стена, с обеих сторон которой царили запустение и заброшенность.
Click to view
Согласно уже разработанному и утвержденному градостроительному плану, в ближайшие годы начнется застройка территорий, прилегающих к вокзалу с севера. Своим южным фасадом вокзал обращен к застроенному уже после объединения Германии кварталу правительственных зданий Шпреебоген, расположенному на очерченном изгибом реки Шпрее полуострове. Вокзал производит двойственное впечатление. С одной стороны,он поражает масштабами, ясностью концепции и архитектурой,пронизанной воздухом и светом. Он одновременно функционален и красив. В то же время именно благодаря всем этим качествам он выглядит абсолютно инородно на фоне окружающих его пустырей и примыкающих к ним с северо-востока кварталов социальной жилой застройки.
Здесь нет привычной вокзальной среды и значительных транспортных потоков. Несмотря на то, что вокзал Zoologischer Garten, который берлинцы любовно именуют просто Zoo, большинство поездов теперь проезжают без остановки, он по-прежнему остается важным транспортным узлом города, через который проходят линии метро, городских электричек и множество автобусных маршрутов. Транспортное же сообщение с новым главным вокзалом пока весьма ограничено и не очень удобно. При том что вокзал ежедневно пропускает около тысячи поездов и до 300 000 пассажиров, он за счет своих размеров постоянно кажется полупустым. Масштабами вокзал неуклонно напоминает о том, что планировался он после падения Берлинской стены - в годы эйфории, когда многие полагали, что в новую столицу объединенной Германии хлынут потоки новых жителей. Этого не произошло. В Берлине по-прежнему проживает не более 3,5 млн человек, и потому вокзал, смотревшийся бы вполне органично в таких многомиллионных метрополиях, как Москва или Токио, здесь кажется несколько гипертрофированным.
Своим появлением на свет новый Центральный вокзал Берлина обязан утвержденной в 1992 году транспортной концепции Берлина, предусматривающей создание узловых пересадочных вокзалов для северной, южной и восточной частей города и центрального «перекрестка» всех железнодорожных путей на месте Лертерского вокзала. В марте 1993 года были подведены итоги организованного концерном Deutsche Bahn многоэтапного конкурса, основными соперниками в котором стали архитекторы Майнхард фон Геркан и Йозеф Пауль Кляйхус. К реализации был утвержден проект одного из крупнейших немецких архитектурных бюро - Architekten von Gerkan, Marg und Partner (gmp).
Майнхард фон Геркан сегодня, бесспорно, является одним из ведущих в мире проектировщиков крупных транспортных объектов. Его карьера началась в 1965 году с аэропорта «Тегель» в Берлине, расположенного в городской черте, когда никому не известные молодые архитекторы Майнхард фон Геркан и Фольквин Марг выиграли престижный международный конкурс. Только за последние несколько лет по проектам gmp построены аэропорты в Гамбурге и Штутгарте, железнодорожный вокзал Шпандау на западе Берлина. Майнхард фон Геркан также был инициатором выставки «Ренессанс вокзалов», проходившей в рамках Венецианской архитектурной биеннале 1996 года, и фактически в одиночку возродил надолго забытую традицию вокзальной архитектуры «большого стиля», благодаря чему железнодорожные станции сегодня перестали восприниматься только как сооружения, куда попадаешь по необходимости и в которых долго не задерживаешься.
Архитектурный облик нового вокзала подчеркивает его месторасположение на перекрестке двух железнодорожных направлений - «запад - восток» и «север - юг». Пути «север - юг» проложены на глубине 15 м - в тоннеле, пропущенном под рекой Шпрее. Именно эта ось подчеркивается эффектным вестибюлем вокзала. Два его высоких стеклянных портала, обращенные на север и юг, фланкированы по бокам симметричными зданиями-«скобами». Интегрированные в вокзальный комплекс здания, предназначенные для офисов Deutsche Bahn, как два огромных моста перекинуты через стеклянную крышу, объединяющую расположенные на уровне 10 м над землей перроны железнодорожного сообщения «восток - запад». Их необычность - не только в вынесенных на фасады растровых металлических конструкциях, но и в том, что эти здания представляют собой опущенные разводные мосты. Так как строительство вокзала велось без нарушения обычного графика следования поездов, здания-«скобы» возводились как четыре вертикальных объема, не мешающие железнодорожным путям, и в назначенный день были опущены и соединены.
В результате над стеклянной крышей возник дополнительный четырехэтажный мост длиной 87 м. Всего здание вокзала имеет пять этажей, каждый из которых выполняет собственную функциональную задачу. Так, два подземных уровня вокзала - это платформы, куда прибывают поезда ближнего и дальнего следования направления «север - юг», и линия метро U5 (-2-й этаж), камеры хранения багажа и подземный паркинг (-1-й этаж). На уровне земли расположены входы в вестибюль вокзала, рестораны и магазины, на 2-м этаже - также торговые площади и кафе, а на самый верхний прибывают городские электрички и поезда восточного и западного направлений. При всей своей технической сложности вокзал отличается ясностью и логичностью построения, которые видны буквально с первого взгляда. Все его уровни легко считываются, равно как и коммуникации между ними - 6 панорамных лифтов, расположенных в стеклянных цилиндрах, и 54 эскалатора.
Второй отличительной особенностью Центрального вокзала Берлина является то, что за счет «вырезанных» на всех уровнях световых колодцев естественный свет пронизывает здание насквозь, достигая даже расположенных глубоко под землей перронов. Этот эффект был бы еще более подчеркнут, если бы в целях экономии Deutsche Bahn не внес изменения в изначальный проект, им же утвержденный, и не заменил бы сводчатые стеклянные перекрытия подземных перронов, спроектированные фон Герканом, на глухие плоские потолки. Это послужило поводом для беспрецедентного судебного иска, который инициировал фон Геркан, обвинив Deutsche Bahn во вмешательстве в утвержденный проект и нарушении авторских прав. Если архитектор выиграет этот процесс, заказчик должен будет изменить перекрытия в соответствии с первоначальным замыслом. Еще одно изменение, внесенное Deutsche Bahn в проект в целях экономии и ни у кого не нашедшее понимания, - сокращение длины стеклянной крыши над наземными перронами. Общая длина перронов - 430 м, длина же крыши - 321 м. Таким образом, пассажиры, выходящие из первых и последних вагонов, фактически оказываются на улице. Тем не менее, повторяющая изгиб Шпрее стеклянная крыша наземной станции, перекрывающая ее по всей длине единым безопорным сводом, даже в своем слегка укороченном виде производит очень сильное впечатление.
Особенно эффектно она смотрится изнутри - при пересечении с такой же стеклянной крышей здания вокзала. Это средокрестие грандиозных стеклянных сводов вызывает естественные ассоциации с храмовой архитектурой или знаменитым Хрустальным дворцом Джозефа Пакстона. В рамках строительства нового вокзала для линий городских электричек было сооружено четыре новых моста. Существовавшее железнодорожное полотно было передвинуто на юг почти на целый километр и «переложено» на новые мосты, проходящие через здание вокзала. Мосты имеют эффектные 23-метровые опоры, выполненные в виде пучка стальных колонн, расходящихся под углом 45 градусов. В основании и в узле, где стволы расходятся, использовано стальное литье, лучше всего выдерживающее динамические нагрузки. Еще один мост - длиной 570 м - был построен на северном выезде из вокзала - с целью интегрировать новые линии городских электричек по оси «север - юг» в существующую железнодорожную сетку Берлина.
Световой купол вокзала покоится на прямоугольном бетонном цоколе, к которому с улицы ведут 4 угловые лестницы. Выступающие снаружи части цоколя образуют на высоте около 4 м открытые общественные зоны. В обращенных в вестибюль частях цоколя находятся магазины и кафе, а в глубине расположились служебные и технические помещения вокзала, а также многоуровневая подземная автостоянка. Вертикальной доминантой комплекса, нарушающей строгую симметрию его облика, является 60-метровая вытяжная башня, служащая для вентиляции расположенных рядом с вокзалом подземных автотоннеля и паркинга. Подземная часть башни, глубиной примерно 20 м, выполнена в железобетоне, а фасады представляют собой стальной каркас, облицованный 27 000 стеклянных пластин. Все три фасада башни увенчаны логотипами Deutsche Bahn. Эффектный стеклянный конус служит своеобразным маяком вокзала и в будущем, безусловно, станет одним из самых заметных и легко запоминающихся городских ориентиров для всех жителей и гостей Берлина. <
................>
"А давка-то, давка какая! Все бегут куда-то. В башке у меня совсем пусто - мозги словно высохли. Эх, чего тут только нет! Магазины обуви, магазины шляп, магазины электротоваров, пивные, закусочные. Что же, людям без обуви не обойтись, вон им сколько бегать приходится, у нас тоже была там сапожная мастерская, ежели хотите знать. Сотни сверкающих витрин… Пусть сверкают! Чего их бояться? Любую можно высадить - подумаешь, большое дело. На Розенталерплац мостовая была разворочена; он шел вместе с другими по деревянному настилу. Стоит только смешаться с толпой, и все хорошо, ничего в глаза не лезет - так, что ли? В витринах красовались манекены: в костюмах, в пальто, в юбках, в чулках, в ботинках. На улице всё в движении, но это видимость одна! Неживое все это. Веселые лица, смех, люди группками, по двое и трое, ждут трамвая на остановке против кафетерия Ашингера, дымят сигаретами, перелистывают газеты. И все это - неподвижно, как фонарные столбы, застыло, оцепенело… Что люди, что дома - все белое, все словно одеревенело."
<
Дёблин Альфред "Берлин.Александерплатц.">