Мы остановились на площади Кордузио. Отсюда можно было, конечно, проехать на трамвае, но мы решили прогуляться по корсо Магенто пешочком. Я хотела разведать дорогу, оказалось - очень удачно. Идти недалеко, но шли мы очень долго, останавливаясь почти на каждом шагу.
Casa Rossi Corso Magenta 12, красивое розовое здание 1860 года. Эту точку мне подсказал всезнающий гугл. Тем более, что шли мы как раз в этом направлении.
Интересный пример эклектической архитектуры. Характеризуется пятиугольным фасадом, образующим красивый внутренний двор. Окна изображают венецианские лоджии эпохи Возрождения. Основной подъезд ведет во внутренний восьмиугольный дворик.
На северной и южной сторонах две широкие террасы. Здесь уютно расставлены столики среди азалий - в доме располагается гостиница. Архтектор Pestagalli Giuseppe. Я заходила сюда, оказывается, но уже успела об этом забыть.
Практически напротив розового дома - неказистая небольшая церквушка. В которую мы почему-то решили зайти. Об этой церкви я ничего не знала(матчасть все-таки иногда нужно читать!), но как же мы рады тому, что ноги привели нас сюда!
Click to view
В нескольких минутах ходьбы от Миланского собора, в доме 13 на проспекте корсо-Маджента, расположено здание, где до 1798 г. действовал главный женский монастырь бенедиктинского ордена.
Сан Маурицио аль Монастеро Маджоре - это миланская церковь 16 века, в которой хранятся ценнейшие фрески. Она была построена в 1503 году архитектором Джан Джакомо Дольчебуоно на месте древнеримских развалин.
Церковь разделена на две части. Монастырский зал (или Зал монахинь) предназначен исключительно для монахинь, которые здесь проживают. В этом зале находятся церковный хор и орган 1550 года. Вторая часть известна как Зал верующих или Общественный зал, так как там находится основной алтарь, а также проходят основные службы.
Вход в дальнюю часть церкви мы обнаружили случайно. Где-то раздавалось удивительной красоты пение и мы пошли на звук.
Великолепная церковь Сан-Маурицио построена ещё в VIII-IX вв. н.э., а нынешний облик приобрела после реконструкции XVI в. К этому же периоду относится стиль интерьеров, включая росписи последователей Леонардо да Винчи и фрески Бернардино Луини и его сыновей.
Главная отличительная черта пространства этой церкви - это деление на две части: передний зал отделён от более просторного заднего стеной без дверного прохода. Причина столь необычной структуры в том, что церковь относилась к монастырю, где монахини жили в затворничестве.
Обитательницы бенедиктинского женского монастыря, основанного в Милане в 9 веке, полностью изолировались от внешнего мира и даже молились во внутреннем храме. 7 веков спустя городские власти пристроили к нему новое помещение и открыли для прихожан.
Но обитель не была ущемлена - церковь Сан-Маурицио-аль-Монастеро-Маджоре разделили решеткой на две части: большая предназначалась мирянам, меньшая - монахиням. После упразднения монастыря в 1798 г. церковь окончательно стала приходской, а разделительный барьер - всего лишь условностью.
Передний зал предназначался для всех верующих, а задний - исключительно для монашек, которым строго запрещалось выходить за разделительную стену; участвовать в богослужении они могли только через зарешёченное окошко в арке над алтарём. Позднее, по указанию архиепископа Карло Борромео, и без того небольшое окошко сделали ещё меньше, чтобы сделать монастырский режим ещё более строгим.
В 1503 г. по заказу семейства Бентивольо архитектор Джакомо Дольчебуоно начал реконструкцию храма, но завершил ее через 15 лет Кристофор Солари. Именно он и придумал ту самую решетку, ячейки в которой дополнительно прикрыли орнаментальными вставками.
Другая особенность этой церкви - впечатляющие фресковые росписи, начатые в первые десятилетия XVI в. художниками, принадлежавшими к школе Леонардо, и продолженная по инициативе могущественного рода Бентивольо, обратившегося к художнику Бернардино Луини и оплатившему большинство элементов декора в этом храме. <
..................>
Луини, любимчик аристократии тех времён, создал значительную часть росписей в этой церкви, и именно из-за этих шедевров её с полным основанием прозвали «Сикстинской капеллой» Милана.
Яркие росписи полностью покрывают все стены здания и иллюстрируют жития святых, историю Страстей Христовых, а также повседневную жизнь придворных (например, на портретах членов рода Бентивольо), покровительствовавших художникам.
Основные сюжеты картин - житие святого Мауриция, святых Екатерины и Агаты, поклонение волхвов, страсти Христовы. На своде написаны звездное небо, евангелисты, ангелы и Спаситель в терновом венце. Весьма неожиданны сцены из придворной жизни с участием членов семейства Бентивольо.
История здания: монастырь был упразднён в 1798 г. В ходе XIX в. здание служило сначала казармой, затем - помещением женской школы, а ещё через некоторое время - военного госпиталя.
Позднее, согласно градостроительному плану, главный клуатр монастыря был снесён, а в ходе бомбардировок Второй мировой войны второй клуатр также был частично разрушен.
Любопытные детали: cудя по дате, высеченной на одном из камней, обнаруженных в апсиде, строительство нынешнего здания храма началось в 1503 г.
На месте первоначального зарешёченного окна поместили алтарный образ «Поклонение волхвов», который находится там и поныне. Четверо дочерей из рода Бентивольо стали монашками в Сан-Маурицио, одна из них - Алессандра - даже стала настоятельницей. <
...............>
Музыка в Сан-Маурицио: одно из знаменитых сокровищ храма - орган 1554 г. В церкви проходят культурные мероприятия и концерты высокого уровня - например, в рамках программы международного фестиваля старинной музыки «Milano artemusica».
С октября по июнь в церкви Сан-Маурицио служат воскресную мессу по византийскому канону. Ее сопровождает орган, изготовленный в 1554 г. В августе здесь проходят концерты ежегодного фестиваля старинной музыки Milano artemusica и другие культурные мероприятия.<
..........>
<<Путеводитель Афиши написал о Сан-Маурицио следующее: "Стены, своды, балконы тут покрыты фресками - над убранством Сан-Маурицио лучшие ломбардские мастера трудились 70 лет.
Смотрители-волонтеры, пораженные открывшейся после недавней реставрации красотой, водят посетителей смотреть на третью собачку в "Ноевом ковчеге" Бернардино Луини и рассказывают, как меняет цвет в разные часы одежда Христа на фреске "Крещение". >>
Нынешнюю монастырскую церковь начали строить в 1503 году по проекту Джан Джакомо Дольчебуоно и Джованни Антонио Амадео. Строили и украшали церковь весь XVI век. За это время Милан с десяток раз переходил от герцогов Сфорца к французским королям и габсбургским императорам.
Приятно думать, что об Итальянскх воинах помнят лишь знатоки, а вот церковью, строившейся во время этих воин, могут любоваться все желающие. <
................> А мы снова натолкнулись на тайную вечерю. В который раз. И абсолютно точно - не в последний.
При церкви имеется археологический музей, вход в который лежит через большой портал, выполненный в стиле Барокко, разделен на 5 секций: греческая, этрусская, римская, древнего царства Гандхара и раннесредневековая.
Помимо многочисленных экспонатов, маршрут состоит из экспозиций с частями стены IV века и двумя башнями позднего романского периода.
Одна из башен имеет многоугольную форму и называется Анспертской (di Ansperto), другая, квадратная, возможно. принадлежащая тюрьмам (carceres) цирка, используется как колокольня монастырской церкви. <
...............>
Церковь завораживает. Если в Венеции часто разбегаются глаза от количества картин, то здесь, кажется, нет ни одного свободного от фресок места. Расписано буквально все. И что самое восхитительное - все они разные. Нет одинаково расписанных колонн, каждый уголок имеет свою идивидуальность.
На фреске с Ноевым ковчегом если внимательно рассмотреть животных, можно увидеть два легендарных существа: единорогов. <
................>
Петерцано, наставник Караваджо, написал на внутренней части фасада фрески “Возвращение блудного сына” и “Христос изгоняет торговцев из храма”.
Здесь можно увидеть изображения сцен из жизни святого Мауриция и евангельского сюжета “Поклонение Волхвов”. Своды храма украшены изображением звездного неба с евангелистами, ангелами и Иисусом Христом. Стоит отметить и большой орган, расписанный Франческо де Медичи. <
..............>
Каждую фреску хочется рассматривать долго и с подробностями и каждая фреска - это удивительное открытие. Уходить отсюда не хочется совершенно., но нам к сожалению пора.
Вышли из церкви и еще не успели в себя прийти: напротив чудесный фасад. Конечно же я сунулась вовнутрь, барочный дворец Литта обойти невозможно.
Дворец Литта - это прекрасное здание в стиле барокко, одно из лучших в городе. Здание двухэтажное с башенкой и куполом. Выкрашенное в сдержанные серо-песочные тона, оно выглядит слегка потертым и достаточно домашним.
Большие окна, французские балкончики c легкими решетками - внешний вид дворца весьма скромен. Здесь нет ни вычурной лепки, ни мрамора. Фасад приобрел этот вид в далеком 1752-1763 годах. А сам дворец был построен еще в 1648!
Здесь не раз менялись владельцы, что отразилось в названии, ведь это дворец Арезе-Литта, приезжали знатные гости - Мария Терезия и Наполеон, неоднократно менялись интерьеры.
Дворец сильно пострадал в годы Второй Мировой войны, однако был вполне успешно восстановлен и ряд интерьеров даже сохранили свой первозданный, подлинный вид.
Сейчас в здании располагается один из театров миланского объединения. В репертуаре классика от Шекспира и Чехова до современных авторов. Также действует театральная школа.
А раз в месяц во дворце проходят специальные мероприятия, в рамках которых можно бесплатно посетить дворец и окунуться в его жизнь, какой она была три столетия назад. <
..................>
Литта - прекрасный образец дворца в стиле барокко. Он был построен по проекту архитектора
Франческо Марии Ричини, и являлся важным центром культурной и политической жизни Милана.
Строительство дворца началось в 1648 году, для председателя миланского Сената знатного графа Бартоломео Арезе. Фасад создавал Франческо Болли в 1752-1763 годах. В здании дворца оказывались торжественные приемы таким важным особам, как Маргарита Тереза и Наполеон.
Последний проект реставрации был разработан специалистами компании Jonghi-Lavarini в 1944 году. Некоторые помещения сохранили первозданный вид. Например, комната герцогини украшена деревянной резьбой, а стены покрыты драгоценными тканями. <
...............>
Дворец в стиле барокко на Corso Magenta известен сразу под двумя названиями, отразившими имена его исторических владельцев:Palazzo Litta и Palazzo Arese-Litta.
История палаццо началась еще в середине XVII века - его возвели специально для графа Бартоломео Арезе, который возглавлял миланский Сенат (к слову, портрет Арезе можно увидеть в пинакотеке Брера).
Поначалу дворец выглядел очень сдержанно, но преобразился, когда его унаследовало именитое семейство Литта-Висконти-Арези. Фасад оформили более изящно, интерьеры переделали, и долгое время сливки общества стекались сюда в известный на весь город светский салон, куда наведывался даже сам Наполеон.
Говорят, в одной из комнат в пол инкрустирована натуральная жемчужинка - символ слезы, выкатившейся из глаз хозяйки, когда она увидела у себя на приеме великого Буонапарте.
Свою аутентичность Palazzo Litta удалось сохранить до наших дней, это касается и антуража, и обстановки, и деталей декора. Сейчас здесь размещается штаб-квартира одного из подразделений Министерства культурного наследия Италии, а еще в здании дворца расположен старейший в Милане театр.
Он небольшой, рассчитан всего на 200 мест, и исторический дух в нем отлично уживается с современностью. В репертуаре классика вроде «Сирано де Бержерака» и «Юлия Цезаря», и новая драматургия - порекомендуем, например, спектакль «1900» по одноименной пьесе Барикко. Цена на билеты стартуeт от 15 евро.
Надо знать: попасть в Palazzo Litta «с улицы» не получится, советуем отcлеживать события на сайте Министерства культуры и туризма Ломбардии www.lombardia.beniculturali.it - оно регулярно проводит во дворце различные культурные мероприятия, на некоторые нужно заранее приобретать билет (они раскупаются очень быстро!), а на некоторые вход свободный. <
.................>
До середины двадцатого века дворец стоял на узкой извилистой улочке контрада Пассерелла (топоним сохранился в названии соседней галереи). Эта улочка отличалась плотной городской застройкой, которая была снесена для строительства «Раккетта» («Racchetta»), кольцевой дорожной артерии, проходящей на участке Сан-Бабила и Пьяцца Миссори.
Главный фасад восемнадцатого века отличается регулярным ритмом окон, прерываемым порталом с широким проемом, через который можно попасть во внутренний дворик, с установленными на колонны арками из обожженного кирпича, продленными по направлению внутрь коридором с портиком со сдвоенными колоннами. Впечатляет величием парадная лестница, свод над которой был расписан Андреа Аппиани, фреска «Солнечная колесница» (1790). <
................>
Нам страшно повезло - во дворце проходила некая выставка современного искусства со свободным и бесплатным входом. Интерьеры чудесны, потолки - вообще загляденье. Мебели, естественно, никакой. И современное "искусство" впечатление конечно смазывает. Вышли, устроились в кафе на свежем воздухе, которое мы увидели за решеткой, и настроились на дальнейшие приключения.