Какая погода может помешать развлечениям? Особенно если развлечения плотно уложены в немногие совместные выходные и донельзя спрессованы чтобы побольше влезло? Правильно, у природы плохой погоды не бывает, бывает неправильная экипировка. И еcли я чего решил - так выпью обязательно, но к этим шуткам отношусь я очень отрицательно. Поэтому следующие августовские выходные были посвящены знакомству с суровыми Альпами. Погода раскапризничалась. Но надежда на улучшение жила. Погода в горах - это видимость, а видеть всегда хочется по максимуму.
Выезжали мы в пятницу вечером и оказались абсолютно правы: в субботу поутру еще можно было что-то разглядеть, а потом опустился плотный туман и удовольствие езды по серпантину резко умножилось. И ежика, и лошадку хотелось позвать на каждом повороте. Но начнем сначала.
Австрия-это прежде всего высокогорные Альпы. И высочайшей точкой является гора Гросглокнер.
Гро́сглоккнер - самая высокая гора Австрии, 3798 м. Расположена на границе Каринтии и Восточного Тироля. Гора имеет две вершины - Гросглоккнер и Клайнглоккнер (3770 м). У её подножья расположен самый крупный ледник Австрии - Пастерце. Впервые была покорена 28 июля 1800 г. Мартином Райхером (нем. Martin Reicher), Матиасом Хаутцендорфером (нем. Mathias Hautzendorfer) и ещё тремя альпинистами. Окрестности весьма живописны. В районе горы расположена экскурсионная панорамная высокогорная дорога Гросглоккнер. До 1918 года гора находилась в частной собственности. В настоящее время принадлежит Австрийскому Альпийскому Сообществу (нем. Österreichischer Alpenverein).
Горы как магнитом притягивают всех - и местных, и приезжих, и спортсменов, и обыватеей. (Хотя надо сказать, что я - одна из немногих моих коллег , побывавших на дороге аж дважды. ) Поэтому и существует уже больше сотни лет панорамная высокогорная трасса, да еще и не одна. Ехать нам до нее из дома в общем недалеко. Поэтому и выбрались в пятницу после работы. К отелю подьехали уже почти с наступлением темноты - как это водится я поплутала слегка. Но аборигены подсказали куда свернуть и я успела еще при свете пристроить коняшку в стойло. Аборигены в поселке странные. Вышла я из машины одна - спросить на местном диалекте у отдыхающих возле трактира товарищей как проехать в Бирюлево -и уже на второй минуте пожалела и захотела быстренько сбежать. Горячие горные козлы парни готовы были раздевать не только глазами. Ощущение такое, будто пообщалась с ковбоями на ранчо в штате Монтана. Гаража при отеле нет, но парковка достаточно большая. Несмотря на погоду отель был заполнен под завязку.
Hotel Schlosswirt Döllach 100, 9843 Großkirchheim, ÖsterreichВечер еще шептал и мы остались на улице пить все, что наливают радушные хозяева. Да и поесть уже заодно. Денег с нас брать не стали, записав номер комнаты. Нет, дело, конечно, обычное. Но номер комнаты даже не спросили. Вот память на лица у людей! У крыльца я чуть было не наступила на земляную жабу и не заорала наверное только от удивления. До сих пор вспоминаю.
Отель "Замковый трактирщик" подразумевал очевидно наличие замка поблизости. Но искать не стали. Не разглядеть невооруженным глазом - и не надо. Но заведение могу смело рекомендовать: солидно, добротно, ухоженно, уютно, вкусно и недорого. И это при том, что дает прекрасную стартовую позицию. Нет, можно, конечно, рвануть до вершины посреди дня без ночевки, но торопиться очень не хотелось.
После плотненького завтрака выдвинулись ближе к горам. Всю ночь шел дождь и небо было угрожающе свинцовым. Поездка оказалась полна приключений. По дороге наверх остановились у какого-то очень уж тихого трактира, в который и зашли в поисках уголка задумчивости. Тишина сначала зловещей не показалась. Потом откуда-то выглянула собака размером с теленка с весьма добродушной мордой. Ретировались задом ибо впуститьто она впустила, а вот выпустит ли? Ус.пели слинять пока зверь не передумал.
Серпантин я уже описывала в подробностях и путъ мы повторили практически один в один. А вот красотами сполна насладиться не получилось. Мелкий дождик превратился в сплошной поток, туман уютно расположился во всех ложбинках и только на самой верхней точке маршрута величаво возвышался Гросглокнер. В любую жару температура здесь не поднимается выше десяти градусов. От дождя и холода пришлось прикупитьвысокогорные носочки с эдельвейсами. Но рука, уже занесенная в сторону мази из суслика, была к счастью вовремя перехвачена. А то бы я от холода еще и ушанку прикупила.
Высокогорная дорога Гросглоккнер (нем. Großglockner-Hochalpenstraße) панорамная дорога в Австрии. Она соединяет земли Зальцбург и Каринтия. Проходит по национальному парку Высокий Тауэрн (нем. Hohe Tauern). Названа в честь самой высокой горы Австрии Гросглоккнер - 3798 м.
Длина дороги около 48 км. Представляет собой серпантин из 36 поворотов. Начинается в коммуне Фуш-ан-дер-Гросглоккнерштрасе (нем. Fusch an der Großglocknerstraße) на высоте 805 м. Заканчивается в коммуне Хайлигенблут (нем. Heiligenblut) на высоте 1301 м. Максимальная высота - перевал Хохтор (нем. Hochtor) - 2504 м над уровнем моря. Максимальный уклон дороги - 10,2 %. Средний уклон северного склона - 7,1 %, южного - 8,6 %. Ведёт в центр кайзера Франца Иосифа, с панорамным видом на ледник Пастерце и собственно гору Гросглоккнер. Проезд по дороге платный. С 12 января 2016 года высокогорная дорога Гросглоккнер является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО
Когда в 1924 году, группа австрийских экспертов представила план по дороге на Хохтор (высокий перевал), к ним отнеслись со скептицизмом. В то время в Австрии, Германии и Италии было всего 154 тыс. частных автомобилей, 92 тыс. мотоциклов, и 2000 км асфальтированных дорог. Австрия страдала от экономических потерь в Первой мировой войне, сократила в семь раз свои размеры, потеряла свои международные рынки и страдала от разрушительной инфляции.
Даже простой проект гравийной дороги шириной 3 м с разъездами оказался слишком дорогим. Импульс для строительства дороги, которая должна была открыть бесплодную альпийскую долину для моторизованного туризма, дал спад на фондовом рынке в Нью-Йорке в 1929 году. Эта катастрофа сильно встряхнула бедную Австрию.
В течение трех лет объем производства упал на четверть. Тогда правительство возродило проект Гросглоккнер для того, чтобы дать работу 3200 (из 520 тыс.) безработным. В новом проекте дорога была расширена до 6 м с расчетом на 120 тыс. посетителей в год. Государство решило восполнить затраты на строительство путём введения платы за пользование дорогой. 30 августа 1930 в 9:30 утра, был произведен первый взрыв горной породы. Четыре года спустя, глава правительства Зальцбурга впервые проехал по новой дороге на автомобиле Steyr 100. Год спустя, 3 августа 1935 года высокогорная дорога Гросглоккнер была открыта и введена в эксплуатацию. И уже день спустя на ней проводились международные автомобильные и мотоциклетные гонки Grossglockner Races.
Включая строительство второстепенных подъездных дорог, дорога обошлась в 910 млн австрийских шиллингов (в ценах 1990 года), что на 7 млн меньше, чем предполагалось. Вместо планируемых 120 тыс. посетителей в 1930 году дорога привлекла 375 тыс. и 98 тыс. автомобилей. После Второй мировой войны количество любителей горного автотуризма возросло и к 1952 году достигло 412 тыс. и 91 тыс. автомобилей. В 1962 году 360 тыс. автомобилей и 1,3 млн человек перешли через перевал.
Увеличение числа туристов сделало возможным поэтапную модернизацию дороги до ширины 7,5 м и радиусов кривых до 15 м вместо 10, а также 4000 парковочных мест, вместо 800, как ранее. Годовая пропускная способность увеличена до 350 тыс. автомобилей.
"Наряду с захватывающими природными и горными ландшафтами Высокогорная альпийская дорога Гросглокнер отличается богатой традицией, культурой и историей. Найденные при археологических раскопках артефакты доказывают, что здесь уже три с половиной тысячи лет до нашей эры пролегала дорога, пересекавшая долину Альп. Одна из смотровых площадок современной дороги „Вершина кайзера Франца Йозефа“ названа в честь кайзера Франца Йозефа, который в 1856 году поднялся пешком до этой точки горы." <
.........>
"Аттракционов" на дороге хоть отбавляй, но энтузиазм отсутствовал. Лучше гор, конечно, могут быть только горы, но мы назначили себя умными и пеших горных прогулок устраивать не стали. Годы не те.
- Музей альпийской природы (2.260 м) - познакомьтесь с высокочувствительным и крайне разнообразным горным миром национального заповедника Высокий Тауэрн.
- Горный перевал „Фушер Тёрль“ (2.428 м) - панорамная терраса с памятником в честь погибших при строительстве дороги рабочих, выполненным по проекту международно признанного архитектора Клеменса Хольцмайстера.
- „Хохтор“ („Высокие ворота“) (2.503 м) - самая высокая точка проезжей части дороги, где проходит также граница между двумя федеральными землями - Зальцбургом и Каринтией.
- Пешая тропа „Дорога кельтов, погонщиков скота и древних римлян“.
- Туристический центр „Вершина кайзера Франца Йозефа“ (2.369 м) - на четырёх этажах можно получить интересные сведения, связанные с темой ледников и льдов, а также посетить кинотеатр Гросглокнер, панорамный зал Гросглокнер, „помещение для медитации и отдыха“ и периодические специальные выставки.
- Пешая тропа „Гамсгрубе“ („Дорога серн“) - легко проходимая панорамная дорога, пролегающая от „Вершины кайзера Франца Йозефа“ над ледником Пастерце и ведущая к водопаду. <........>
Пронизывающий холод не помешал проникнуться величием. Но домой захотелось сильно. Отсюда вывод: сюда - либо упакованными по уши, либо - в гарантированно яркий и солнечный день.
"Центр Кайзера Франца Иосифа расположен у подножия горы Großglockner и с него открывается вид на самый длинный ледник на востоке Альп - Pasterze. Центр представляет собой 4-х этажное здание, в котором посетителям показывается всё, что есть самого интересного о самой высокой горе в Австрии - Großglockner. Рядом с центром располагается большое количество парковочных мест. Но лучше проехать до конца дороги и припарковаться в многоэтажном гараже. Причём, оптимальнее всего заехать на крышу гаража. Таким образом, вы окажетесь ближе к самому Центру Кайзера Франца Иосифа. А после того, как осмотрите всё, что хотели, сможете быстрее добраться до машины и отправиться дальше. К тому же сверху открывается замечательный вид на сам ледник." <
...........>
Спускаться с вершины, считая внезапно выплывающие крутые повороты, оказалось утомительным. Тем больше удивления вызывали группы в полосатых купальниках на горных велосипедах, усердно ползущие под дождем наверх.
О, спорт, ты - мир, конечно, но не до такой же степени-то! Как убежденный автоводитель лисапедистов очень не люблю, а на этой дороге вообще штрафовала бы за езду по проезжей части. И так ездить опасно, а тут еще эти спортсмены под колеса норовят.
Что мне нравится в горах - так это множество водопадов. Больших, маленьких, широких, узких, всяких и разных.
Возле каждого хочется остановиться, послушать, о чем рассказывает, почувствовать холодные брызги.. Не везде получается, но кое - где есть уютные парковочные бухты. А еще водопады полезны тем, что в их хоолодной воде удобно остужать прищемленныe автоматическим стеклоподьемником пальцы....Желательно-чужие.
Дорога открыта часов до пяти вечера. Но спускаемся мы с покоренных вершин потому, что всегда мы должны возвращаться... Ну что же, трудности лишь добавляют радости в ощущение победы, а это значит, что мы еще сюда вернемся. И в мире нет таких вершин, что взять нельзя...
А вообще я об этой дороге уже однажды во всех подробностях песни пела -
вот тут. А
вот тут фотографии - совершенно сумасшедше красивые. Хотя все равно не передают ощущений на месте.