«АЙ ГОУ ТУ ХАЙФА!»

Jul 19, 2017 00:15



"Когда солнце стояло в зените и жара стала несусветной - показалась Хайфа.Вернее, не столько Хайфа, сколько мыс Рас-эль-Курум, как сообщил Василий, держа в руках последний том лоции Юго-Восточной части Средиземного моря, изданный в одна тысяча девятьсот семьдесят шестом году Министерством обороны Союза ССР и Главным управлением навигации и океанографии. Прямо по курсу уже виднелось большое белое здание госпиталя, неподалеку от него угадывался высоченный элеватор…Справа торчал в небо позолоченный купол храма, а в глубине мыса, на вершине горы еще одно приметное здание. Как сказал всезнающий Василий, гостиница." <.............>

Побережье еще с того, первого приезда воспринимается почему-то комплексно, одним целым. И Кеисария , заканчиваясь, непременно перетекает в Хаифу. Ну, или наоборот. О Хаифе я рассказывала, как без того - вот тут, но прошло время, да и храм в прошлый раз в программе отсутствовал. Так что короткий переезд между городами пролетел незаметно в радостном волнении от предстоящей встречи с прекрасным



Ха́йфа (ивр. ‏חֵיפָה‏‎, араб. حَيْفَا‎; также упоминается как Хейфа́ и Хефа́) - третий по величине город Израиля и второй по величине морской порт, лежит на склонах горы Кармель.


По одной из версий, название города происходит от слов ивр. ‏חוף יפה‏‎ «хоф яфе» - «красивый берег». А берег и правда - хорош. Крестоносцы связывали название города с именем первосвященника Каиафы, при котором был распят Иисус Христос.


По ещё одной версии, это название произошло от арамейского слова «хаффа» - «берег» (арамейский язык ранее был распространён в этом регионе). Существует также версия происхождения названия города от корня ивр. ‏חפה‏‎ «хапа» - «укрывать». Гора Кармель прикрывает гавань Хайфы от ветров с юга и востока, а её отрог служит естественной защитой залива от западных ветров и от нередких в этой части Средиземного моря зимних штормов.


Учитывая, что в древности Хайфа была небольшим портовым поселением, расположенным примерно там, где сейчас находится район Хайфы Бат Галим, название «Хайфа» можно перевести как «безопасная, укрытая гавань».


Хайфа основана ещё в римскую эпоху. Во времена Талмуда (III-V века н. э.) на месте Хайфы существовало процветающее еврейское поселение. Во времена крестоносцев (XI век) это был довольно крупный по тем временам населённый пункт и значительный средиземноморский порт. На горе Кармель базировался орден кармелитов.


С конца 1880-х годов Хайфа становится крупным портовым городом - главными морскими воротами Палестины.


В 1930-е годы Хайфа являлась центром нелегальной иммиграции в Эрец-Исраэль. Большинство нелегальных репатриантов-евреев, в том числе беженцев из нацистской Германии, прибывали в Палестину через хайфский порт. К 1944 году евреи составляли большинство населения Хайфы, насчитывавшего на тот момент 128 тысяч человек


Хайфа имеет особое топографическое строение. Нижний город и порт представляют собой деловой и офисный центр. Средняя часть города - Адар ха-Кармель - является торговым районом Хайфы. На вершинах горы Кармель расположены центры развлечений и покупок, а также престижные жилые районы и гостиницы. Приморская полоса включает в себя самый большой порт Израиля и пляжи.


Хайфа славится атмосферой дружелюбия и терпимости - религиозной и национальной. Здесь находится главный храм религии Бахаи, золотой купол которого стал визитной карточкой города. Тем не менее, еврейско-арабский конфликт затронул и Хайфу; самыми кровавыми его проявлениями стали бойня на Хайфском нефтеперегонном комбинате и последовавшая за этим атака «Хаганы» на арабскую деревню Балад эш-Шейх.


Долгое время город развивался как портовый придаток Акко и постепенно превратился в центральные морские ворота страны и крупный узел железных дорог.


Баха́и (бахаизм, бехаизм) (араб. بهاء‎, «Баха» - «слава», «свет», «блеск», «великолепие») - монотеистическая религия. Её основатель Бахаулла (1817-1892) почитается как последний в ряду «явлений Бога», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммеда, Баба. Всемирный центр находится в Хайфе


Учение бахаи основано на учениях Баба и Мирзы Хусейн Али (назвавшегося Бахауллой). Главные темы: единство Бога, единство религий и единство человечества. Напоминая об аналогичных учениях прежних явлений Бога, Бахаулла заявляет, что существует только одна религия - «неизменная вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем», аналогично тому, как в Коране «исламом» называется любая религия откровения.


Бахаи считают свою религию последней мировой монотеистической религией откровения, в то время как среди религиоведов её классифицируют в диапазоне от исламско-синкретической секты[1] до нового религиозного движения и новой мировой религии.


По мнению бахаи, религия всецело основана на учении её основоположника Бахауллы. Существует точка зрения, что бахаи не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя её назвать и просто философской системой. В 1925 году исламский суд Египта определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама. Однако в истории и настоящее время известны другие мнения на этот счёт. Так, согласно Оксфордской иллюстрированной энциклопедии всемирной истории, бахаизм - это ветвь бабизма.

  

В исламе учение расценивается как вероотступничество, в связи с чем в Иране и некоторых других мусульманских странах бахаи подвергались преследованиям. По мнению евангелистского теолога Уолтера Мартина (Walter Ralston Martin), «вера бахаи является иранским трансплантатом в Соединённых Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаи считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Бахауллу как Мессию нашего времени».


Концепция Бога в вере бахаи строго монотеистична и трансцендентна. Учение бахаи считает всякие попытки познать сущность Бога бесполезными (экстремальный иррационализм). Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают Посланников Бога (Пророков, Явителей), которых они называют «Богоявлениями».


Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, это не означает, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера в Бога, и все Посланники Бога раскрывали её сущность. Согласно доктрине бахаи, «для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь“»


Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека - это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами и конечностями», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования.


После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.


Вера Бахаи́ зародилась в середине XIX века в Персии и в настоящее время объединяет свыше 5 млн последователей в 188 странах и на 45 зависимых территориях. Это представители многих народов, народностей и племён, выходцы из разных социальных слоёв. Части священных писаний бахаизма переведены более чем на 800 языков мира


Развитие веры бахаи, согласно классификации Шоги Эффенди, делится на несколько периодов развития. «Героический», или «Апостольский», век длился с 1844 по 1921 год, до момента смерти Абдул-Баха; окончательно он завершился в 1932 году со смертью Бахиййе-ханум, старшей из дочерей Бахауллы. Сейчас идёт «Век Становления», или «Переходная эпоха», когда строится и укрепляется основание Администрации бахаи и эта вера выходит из безызвестности. Последней стадией развития веры будет «Золотой Век», когда она станет основанием для всей общественной жизни людей.


В дореволюционной России имелось несколько крупных общин бахаи. Первый в мире храм бахаи был построен в начале XX века в Ашхабаде.

   

23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сейид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб» (араб. врата‎), провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Хотя, по его словам, он сам являлся носителем божественного откровения, главной целью была провозглашена подготовка человечества к «новому Богоявлению». Исламские духовные лидеры враждебно встретили проповедь Баба и использовали своё влияние для преследования Баба и его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе.


Среди последователей Баба распространены различные легенды о чудесных событиях, сопровождавших его казнь. Так, рассказывали, что первое подразделение войск, которому было приказано привести приговор в исполнение, было христианским полком, состоявшим из 750 стрелков. Когда густой дым от пороховых ружей рассеялся, тысячи свидетелей якобы увидели Аниса стоящим на месте казни живым и невредимым: пули не задели ни его тела, ни тела Баба, а самого Баба на площади не было. Через какое-то время Баба якобы обнаружили в его камере, где он оканчивал диктовать своему секретарю.


Останки Баба и Аниса были укрыты бабидами и находились последовательно в разных местах, пока, наконец, не были доставлены по указанию Абдул-Баха в 1899 в Палестину. Там они были захоронены в Храме Баба на склоне горы Кармель, Хайфа (сегодня Израиль).

   

Общепринятыми символами Веры Бахаи являются девятиконечная звезда, каллиграфическое написание «Величайшего Имени» (араб. «Йа-Баха-уль-Абха» - «О Слава Всеславного!»), а также каллиграфическое написание имени Баха (араб. بهاء‎ - «слава»).


Символ «Баха» символизирует непрерывную связь между тремя мирами - мира людей, Явителей и Бога, соединенных Святым Духом.


Основные принципы вероучения Бахауллы
   Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира.
    Самостоятельный поиск истины каждым верующим.
    Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических).
    Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием.


Значимость и необходимость всеобщего образования.
    Осуществление равноправия мужчин и женщин.
    Устранение крайних форм бедности и богатства.
    Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости.


Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам.
    Всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга.
    Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
    Отказ от фанатизма.
    Отказ от азартных игр.
    Отказ от употребления алкоголя или наркотиков. За исключением предписанного врачом.


Бахаи приветствуют друг друга словами «Алла-у Абха» (араб. «Бог Преславен»). В Вере Баби использовалось приветствие «Алла-у-Акбар» (араб. «Бог Величайший»). Бахаулла изменил это приветствие во время пребывания в Адрианополе с 1863 по 1868 год. По словам Шоги Эффенди:    


…Старое приветствие «Аллах-у Акбар» было заменено новым «Аллах-у Абха», которое было одновременно принято в Персии и Адрианополе, причём первым, кто по совету Набиля стал употреблять его в Персии, был мулла Мухаммад Фуруги, один из защитников форта шайха Табарси. Это произошло в тот период, когда выражение «люди Байана», обозначавшее последователей мирзы Йахйи, было упразднено, и на смену ему пришло обозначение «люди Баха».


У бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Образ жизни бахаи включает ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака. Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от приёма пищи и питья от восхода солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение.


Всемирный административный и духовный центр религии бахаи находится на севере Израиля. Он является также местом паломничества бахаи со всего мира. В городе Хайфа на склонах горы Кармель располагаются так называемые «сады бахаи», включающие Усыпальницу Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи», и обрамляющие её террасы, а также комплекс административных зданий, образующих дугу: здание Международного центра обучения, резиденция Всемирного Дома Справедливости, Центр изучения текстов и Международный архив.


Другие святыни, связанные с жизнью Бахауллы, расположены в городе Акко и его окрестностях, включая самое святое для бахаи место - Усыпальницу Бахауллы в Бахджи.


8 июля 2008 года на своём заседании в Квебеке, Канада, комитет всемирного наследия ЮНЕСКО внёс Всемирный центр бахаи в реестр Всемирного Наследия. Таким образом, сады бахаи в Хайфе и Бахджи стали первыми достопримечательностями в реестре ЮНЕСКО, которые связаны с религиозными традициями, возникшими в современный период истории.


Первый Дом поклонения бахаи был сооружён в 1908 в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова (серьёзно повреждён землетрясением в 1948 и снесён в 1963). В настоящее время действует 7 Домов поклонения бахаи, называемых «Материнскими храмами» на каждом континенте или части света.


У вершины Кармель, где стоит монастырь кармелитов,
У подножья её, где могила пророка Ильи,
Где, склоняясь, католики к небу возносят молитвы
И евреи, качаясь, возносят молитвы свои,
Позолоченным куполом в синих лучах полыхая,
У приехавших морем и сушей всегда на виду,
Возвышается храм новоявленной веры Бахаи
Возле сада, цветущего трижды в году.
Возвышается храм новоявленной веры Бахаи
Возле сада, цветущего трижды в году.


Этот сказочный храм никогда я теперь не забуду,
Где все люди живут меж собой в постоянном ладу.
Одинаково чтут там Христа, Магомета и Будду,
И не молятся там, а сажают деревья в саду.
Здесь вошедших, любя, обнимают прохладные тени,
Здесь на клумбах цветов изваянья животных и птиц.


Окружают тебя сочетания странных растений,
Что не знают границ, что не знают границ.
Окружают тебя сочетания странных растений,
Что не знают границ, что не знают границ.


Буду я вспоминать посреди непогод и морозов
Лабиринты дорожек, по склону сбегающих вниз,
Где над синью морской распускается чайная роза
И над жаркою розой недвижный парит кипарис.


Мы с тобою войдём в этот сад, наклонённый полого,
Пенье тихое птиц над цветами закружится вновь.
И тогда мы вдвоём осознаем присутствие Бога,
Ибо Бог есть любовь, ибо Бог есть любовь.
И тогда мы вдвоём осознаем присутствие Бога,
Ибо Бог есть любовь, ибо Бог есть любовь.
1991    Александр Городницкий - Бахайский храм


С удивлением обнаружила наличие бахаиских группировок на украине и в Белоруссии.....

image Click to view


А еще вдруг всплыла книга давно и незаслуженно забытого мной Аитматова "Встреча с одним бахаи". В книге известного советского писателя, народного писателя Киргизии Чингиза Айтматова представлена его беседа с Фейзоллой Намдаром, последователем мировой религии Бахаи. Собеседники обсуждают ключевые проблемы морали и нравственности, войны и мира, науки и религии, семьи и воспитания детей, межрелигиозных и межэтнических отношений.


В 1868 г., по указу турецкого султана, в гавань у подножия горы Кармель прибыла небольшая группа заключенных. С этого момента и начался отсчет общей судьбы новой религии и священного с незапамятных времен места. Первоначально ссыльные содержались в Акко, но постепенно условия заключения смягчились, отношения с местным населением наладились, и семьи верующих стали селиться в Хайфе и Акко и заниматься различными ремеслами. Семья Бахауллы, основателя веры, также получила возможность жить за чертой Акко, в местности с более благоприятным климатом, и бывать в Хайфе. Постоянно росло число паломников из Персии, Египта, других стран.


В 1987 г. Всемирный центр Бахаи принимает решение окружить святилище террасными садами, которые служили бы в качестве пути, ведущего к одному из самых святых мест для паломников бахаи. Проектирование и строительство было поручено иранскому эмигранту Фариборзу Сахба. Торжественное открытие комплекса состоялось 22 мая 2001 г. в присутствии официальных лиц государства Израиль, мэрии г. Хайфа и других высокопоставленных гостей.


Сады открыты для посещения каждый день, без предварительной записи, бесплатно. Девятнадцать террас, на которых располагается комплекс садов, образуют единую «лестницу». Рядовым туристам разрешается спускаться по ней, а подниматься могут только паломники-бахаи. Кроме того, в определенные дни предлагаются туры в сопровождении гида на одном из трех языков - иврите, русском или английском.


Сады обслуживаются группой из 90 человек, большая часть из которых волонтёры из числа последователей религии. Остальные - опытные садовники. Протяжённость террас сверху вниз около километра, ширина меняется от 60 до 400 м. На строительство было потрачено 250 млн долларов


Возле святилища намеренно не соорудили скамеек, что не располагает к долгому пребыванию на территории комплекса. Главная причина, скорее всего, то, что бахаи не любят, когда возле святого места начинают есть, пить и использовать мобильный телефон.

   

Парус (ивр. ‏מפרש‏‎) - высотное сооружение в городе Хайфа (Израиль). Был построен в начале XXI века. Является достопримечательностью нижнего города (района) в Хайфе. Входит в комплекс правительственных зданий, самое многоэтажное из них. Башня состоит из ядра и системы опор по внешнему периметру. Здание построено на площади, на которую выходят другие офисные здания. На подземных этажах расположены архивы, парковка и энергоблок. Площадь малых этажей расположенных в верхней и нижней части башни - 850 м²; площадь самого просторного этажа достигает в средней части 1250 м², высота этажа - 3,7 м. Общая высота небоскрёба - 136,4 м. Толщина перекрытий составляет 20-23 см. Длина пролетов варьируется от 6 до 9 м. Все коммуникации проложены в центральном ядре здания, которое проходит через все этажи. И чем не Дубаи?


Израиль, Путешествия

Previous post Next post
Up