О, сколько нам открытий чудных

Feb 12, 2017 17:31



«- Этот же раввин был однажды приглашен к императору во дворец, чтобы вызвать видения умерших, - вставил Прокоп.- Современные исследователи утверждают, что он пользовался для этого волшебным фонарем.
- Разумеется, нет такого нелепого объяснения, которое не находило бы одобрения у современных ученых, - невозмутимо продолжал Цвак.- Волшебный фонарь! Как будто император Рудольф, увлекавшийся всю жизнь подобными вещами, не заметил бы с первого взгляда такого грубого обмана».Время неумолимо приближалось к новому году, а у меня столъко еще всего было запланировано! Поэтому и торопилась из Карловых Вар в сторону дома. Но поскольку ехала не совсем пока домой, нужно было где-то остановиться на ночлег. Выбор пал на небольшой чешский городок почти на границе с австрией.


Что дорога проходит через деревушку Крушовице, я заметила еще по дороге в Карловы Вары. Ибо буквально за полчаса до этого на заправке купила баночку именно этого пива. Кстати пиво вполне качественное. Не темный козел, конечно, но весъма удобоваримо. А в деревушке имеется приличный отель для желающих дегустировать с чувством и толком.


Согласно легенде, считается, что Королевская Пивоварня Крушовице была основана аристократом по имени Иржи Бирка в 1517. Таким образом, это один из самых старинных пивоваренных заводов в Чешской республике. Первый официальный письменный документ, в котором упоминаются данные про основание завода, датируется 1581 г. В нём указано, что Иржи Бирка предложил королю Рудольфу II купить пивоварню вместе с прилежащими землями. Сейчас этот документ хранится на первом этаже старой солодовни пивоварни, где проводятся многочисленные экскурсии и дегустации.


На сегодняшний день принадлежит концерну Хаинекен. Глобализация однако. Что для пива не полезно.


От Праги началась тима, мороз, солнце, туман, снег, дождь, понос, золотуха, семь египетских бедствий и все - в одном флаконе. Такое уже было, помнится, по дороге в Регенсбург ( вот тут), хотя и не с таким плотным туманом.


Вообще туман зимой удивлять не должен, но я почему-то каждый раз веселюсъ от удовольствия. Ёёёёёёёжииииик.... Лошааааадкааааааа....


В плане логистики неделя между рождеством и новым годом была сплошным паркуром. Программа на праздники была забронирована довольно заранее. А когда на горизонте замаячила Чехия, пришлось сломать голову, как впихать невпихуемое в нужные даты так, чтобы неделя не прошла исключительно на автобане. С учетом того, что время приближалось к 31 декабря, а 30-го я должна была быть в бадене, что под Веной, решила сделать передышку и 29-го переночевать на полдороги. Поэтому ехала уже не торопясь, получая удовольствие.


Солнце в комплекте с туманом - зрелище потрясающее. Не устаю восхищаться, хотя в таком режиме долго ехать тяжеловато.


От карловых Вар до последней остановки в Чехии за эту поездку - около 4 часов езды.


Но за эти 4 часа зима сменилась если не весной, то по крайней мере концом зимы.


И это оказался единственные по крайней мере визуально зимний лес этой зимой. Хотя я не настаиваю. Всем желающим снега - это в горы, на 2 тысячах этого добра все еще есть.


А дальше начинаются красоты. Теперь мне даже есть, с чем сравнивать - нечто подобное я видела в италии, когда возвращаласъ из Сан Марино ( вот тут). Да и туманы опять же - похожие.


Дие (Тайя; чеш. Dyje, нем. Thaya) - река в Центральной Европе, правый приток Моравы. Её длина составляет 235,4 км, русло очень извилистое. Дие протекает больше частью вблизи границы Чехии и Австрии, однако лишь на небольших участках сама её образует. Исток Дие составляют две реки - Моравска-Дие и Дойче-Тайя, которые объединяются около города Рабс-ан-дер-Тайя. Верхнее течение проходит по территории Австрии. Впадение в Мораву находится на границе двух стран, вблизи Хоэнау-ан-дер-Марх. Название реки происходит от иллирийского слова Дуяс, что в переводе означает «бурлящая река».  В среднем течении Дие глубоко врезается в ландшафт, высота обоих берегов составляет около 100 м. Подобный ландшафтный профиль способствовал сооружению многочисленных замков и крепостей вдоль её берегов. Было создано большое озеро с множеством островов. На чешской стороне река в нескольких местах перекрыта плотинами, наиболее крупные водохранилища находятся возле города Нове Млыны, где в Дые впадают реки Свратка и Йиглава. Вот мимо этого водохралинилища дорога и идет. Вернее- через него, по дамбе.


Ну что, с приездом. Или - почти. Мимо этого места я езжу в последнее время регулярно. И каждый раз, проезжая и глядя на внушительный замок, не имею времени даже подьехать поближе.


Когда-то этим городишкой , проезжая мимо и глядя из окна автобуса, вдохновилась Рената renatar. Тогда я подумала (и сказала), что получила исчерпывающую информацию и вряд ли захочу сюда приехать. Меня, похоже, провидение решило не спрашивать. Просто он случился в нужном месте: в Вене ночевать не хотелось, здесъ тише, да и со стоянкой куда проще.


"Чешский поэт Ян Скацел когда-то сказал, что в его глазах Микулов - это кусочек Италии, по воле Божьей перенесённый в Моравию. И в самом деле, в этом старинном городе, главном центре плодородного винодельческого края после тихого летнего полудня можно погрузиться в умиротворяющую атмосферу, столь характерную для южных местностей. Её дуновение донесётся до Вас во время прогулки по полупустому ренессансному городу, а также  при виде долины, обрамлённой  белыми скалами, простирающимися далеко до самого горизонта. Некоторые говорят, что Микулов - это город, в котором можно грезить с открытыми глазами, по мнению других, такой сон вполне бы мог сойти за реальность.


Когда же в Микулове Вы посмотрите вокруг, возможно, на первый взгляд и не заметите ничего, что намекает на непростую историю этого города, начало которой относится к 11-му столетию. Рядом с Янтарным путём, по  которому римские торговцы отправлялись в полные приключений походы за редким янтарём до самого Балтийского моря, сначала выросли небольшие поселения. В Средневековье король Пржемысл Отакар I на этом стратегическом месте повелел построить град, призванный защищать границы Моравии и Австрии. Тот вскоре за верную службу достался Йиндржиху из Лихтенштейна,  так и началась летопись славной истории этого города." <........>


Микулов (чеш. Mikulov), по-немецки Никольсбург (нем. Nikolsburg), идиш ‏ניקאלשבורג‏‎ - город в Чехии в районе Бржецлав Южноморавского края. Находится непосредственно на границе с Австрией. Предположительно поселение ведёт начало с XI века от Бабенбергов, заселявших Моравию.


Как все-таки заботлива ноосфера. Подчищает углы, связывает факты, события и места. организует преемственность и своевременно подкидывает загадки и разгадки. К бабенбергам мне предстоит вернуться буквально на следующий день с израильскими друзьями. Но прежде всего я должна найти отель, устроить коняшку на конюшню и покидать вещи в номер. нашелся отель удивительно сразу. И обрадовал неимоверно.Бронировала как обычно в слепую, а оказалось, что попала в десятку.

 

Hotel Tanzberg. Если сказать, что я в полном восторге, то это ничего не сказать. Ну начнем с того, что здесь проживал Альфонс Муха (от него в Чехии трудно спрятаться). Наследил в здании и другой славный персонаж. Впрочем, об этом рассказывает и букинг, что здание - бывший рабинат.


Во времена правления Лихтенштейнов в первой половине 16-го столетия сначала здесь своё прибежище нашла секта перекрещенцев, известная как Габани. Спустя несколько лет сюда потянулась и многочисленная еврейская община.


Благодаря этому Микулов, в то время, вероятно, наиболее толерантный город Европы, достиг необыкновенного развития, постепенно становясь не только мировым центром перекрещенцев, но и штаб-квартирой Земского раввина.



В городе родился и служил раввином знаменитый Иегуда Лёв, согласно легенде, создатель мифического пражского Голема. Несмотря на то, что много лет тому назад Еврейский город пострадал от большого пожара, и сегодня здесь можно посетить синагогу, или пройтись по второму по величине еврейскому кладбищу в Чешской Республике. (на кладбище не успела - стемнело, а нафигатор искать цель отказался наотрез)


К нему я сейчас вернусь, вот только заеду на парковку с другой стороны здания (огородами, как мы помним, - любимейшее дело моего нафигатора).


Город Никольсбург знаменит своей мощной еврейской общиной, которая играла важную роль в еврейской жизни Европы. В 1421 году правитель Австрии Альбрехт II выслал евреев из Вены и Нижней Австрии, и беженцы поселились вдоль австрийской границы, примерно в 85 км от Вены, найдя защиту князей Лихтенштейн. После 1454 года в Никольсбург прибыла новая группа еврейских поселенцев в результате преследований евреев в Моравии королём Богемии Ладиславом Постумом.

  

Со временем значение Никольсбурга как еврейского культурного центра возрастало, в 16 веке Никольсбург стал местом пребывания главного раввина Моравии. C 1553 по 1573 год раввином в Никольсбурге был рабби Лёв (1525-1609), позже - раввин Праги, создатель голема. Кардинал Франц фон Дитрихштейн, сын Адама фон Дитрихштейна, взял евреев под особую охрану, а налоги с еврейского поселения активно использовались для финансирования Тридцатилетней войны


Раввином Никольсбурга короткое время был Аарон-Шмуэль Кайдановер (Мааршак). В первой половине XVIII века в Никольсбурге проживало более 600 еврейских семей, это была самая большая еврейская община в Моравии.


По переписи 1754 года, которую проводила императрица Мария Терезия, в Никольсбурге проживало 620 еврейских семей, то есть более 3,000 человек, что составляло половину населения города. Лишь небольшая часть евреев была ремесленниками, большинство занималось торговлей. Во время Силезских войн (1740-1742, 1744-1745 и 1756-1763) для поддержания монархии евреи вынуждены были платить огромные налоги.


Знаменитыми раввинами Никольсбурга были Шмельке Горовиц (1773-1778), талмудист, каббалист и хасид; талмудист Мордехай Бенет (1789-1829), при котором никольсбургский иешибот воспитывал до 300-400 учащихся. В 1836 году в Никольсбургском гетто проживало 3520 евреев, работало 12 синагог, здесь находился университет талмуда и центральный раввинат Моравии. В 1846-1851 годах главным раввином Никольсбурга был Шимшон Рафаэль Гирш.


В XIX веке часть никольсбургских евреев воспользовались возможностью временного проживания в Вене, которая давалась при наличии особых паспортов. В 1848 году евреи получили возможность свободного проживания в Австрии, что привело к уменьшению еврейской общины более чем в три раза. В 1904 году в городе проживало 749 евреев при общем населении 8192. В 1938 году в Микулове была община из 472 евреев при населении города 8000 человек. Только 110 из них смогли уехать перед холокостом, остальные 327 евреев были уничтожены. После войны еврейская община прекратила своё существование .

 

Ресторану я буду петь хвалебные гимны несколько позже. Но даже помещение пивного ресторанчика с великолепным камином, изображающим Голема, вызывает восторг. Меню чистопородное, но некошерное. А вкусно то, вкусно!!!!  А теперъ - по направлению к замку мимо той самой синагоги, где трудился махараль.


«Рабби Лев стал известен в хасидской среде, а славу Голему принесли как раз таки письменные источники хасидов. Причина этого - не в гуманистических начинаниях Рабби, а в том, что он, помимо прочего, был первым, кто занимался мидрашем - это такие сказки, из которых потом возникли предания.


Он придавал этим сказкам большое значение, и на их основе объяснял еврейскую теологию, мицвоту и другие принципы. Так что это одна из причин, почему Рабби Лев занимает такое положение в хасидизме», - рассказывает куратор выставки Арно Паржик.


Как показывает выставка, факты биографии Рабби Лева до сих пор весьма противоречивы. Например, это касается не только точной даты его рождения, но и места. Исходя из одних источников, он родился в 1512 году в Познани, другие называют 1520, 1525 или 1526 год и место - Вормс, Германия.


Вообще же, основные факты говорят о том, что он в действительности родился в Познани, где впоследствии долгое время был главным раввином, но в семье, происходящей из Вормса. В еврейской литературе Рабби Лев стал известен под именем «Пражский Махараль» (Махараль образован еврейским акронимом MaHaRaL - Morenu Ha-Rav Liva или Morenu Ha-gadol Rabi Liva - наш (великий) учитель раввин Лива).


Другие источники гласят, что он родился в семье, происходящей из Праги. Так или иначе, его называют «Пражским Махаралем», потому что он жил и работал, а также похоронен в Праге, однако, часть его жизни прошла в Познани и также связана с Моравией, где с 1553 по 1573 годы он занимал должность окружного раввина.


«Во время своего пребывания в Моравии он приобрел известность, прежде всего, благодаря своему решению об отказе в употреблении некошерного вина. В те времена там проживали еврейские виноделы, которые вели торговлю вином аж до территории Польши, Австрии и Венгрии. Разумеется, по религиозным причинам Рабби Лев хотел, чтобы евреи употребляли кошерное вино, производимое под надзором раввинов. Это был отчаянный бой, который, однако, не встретил большого понимания.


Зато те, кто его требование уважал, получали специальное благословение», - продолжает Арни Паржик. В 1573 году Рабби Лев перебирается в Прагу. До сих пор остается неизвестным, почему он отказался от столь почетной должности окружного раввина в Микулове. Тем не менее, в Праге он основывает частную иешиву (высшее религиозное учебное заведение) и общество изучения Мишны.


Существуют мнения, что Рабби Лева в Прагу пригласил сам Мордехай Майзел, примас еврейского города, который уже в то время финансировал постройки в еврейском гетто, помогал бедным и так далее.

Иешива Рабби Лева моментально приобрела известность, и туда потянулись ученики из разных городов. Кроме преподавания, он посвящал себя написанию книг.  «То, что писал Рабби Лев, и почему его тексты читают и по сей день, тому есть две причины. Во-первых, это прекрасный иврит, который, с одной стороны, не сложный, а с другой - очень живой.


А во-вторых, в его трудах всегда присутствует гуманистический аспект, он всегда обращается к человеку. Например, одна из известнейших мыслей Рабби Лева гласит: человек перешагнул границу к своей независимости и вкусил от древа познания плохого и хорошего, и тем он стал подобен Богу. То есть он был сотворен по образу и подобию Божьему, но, находясь в раю, не был совершенным. Однако, обретя свободу выбора, он стал в самом деле подобен Богу». <............>


Р. Иегуда - один из немногих раввинов, ставших героями художественной литературы. Ваши родители, да и вы сами наверняка читали роман «Понедельник начинается в субботу», где упоминается средневековый алхимик и маг Лев Бен Бецалель. Как вы уже догадались, этот «волшебник» - р. Иегуда. Вы, должно быть, помните, что есть в этой истории и големы. А ещё - стихотворение «Голем» Хорхе Луис Борхес считал лучшим своим произведением. <............>  Первая книга великого математика Норберта Винера о кибернетике называется «Творец и Голем»! <............>


Традиционно об отеле. Замечательно все. На твердую троечку. И комнаты, и кровати, и душ, и даже косметические продукты в номере. А вот завтрак - завтрак подкачал. И это при таком шикарном поваре, имеющем мишленовскую звезду!


В общем подтверждается народная мудрость - если это не 5 звездочный отель, завтрак лучше не брать. В кафе напротив будет и вкуснее и разнообразнее. Причем сие мало зависит от страны.


Но на поиски кафе не было времени. Это я так, на будущее. Сильно подозреваю, что ездить мне мимо этого Микулова еще придется.


И я уже даже знаю - куда. Но это пока даже и не планы, поэтому - тсссс... Пойдем лучше на прогулку по городку.

еда, отель, Чехия, Путешествия, Микулов

Previous post Next post
Up