Длинный зимний день

Jan 08, 2016 15:37



Катание заморских гостей  дело серьезное. И подходить к этому делу надо обстоятельно. даже если световой день короток и голод на пару с холодом дают о себе знать. Простым большинством проголосовали за остановку напокушать в ближайшей открытой харчевне. отккрытой - оченъ существенное дополнение ибо в наших пенатах по воскресенъям закрыты и харчевни. И поехали искать харчевню. Ехать я решила не по автобану, а по изумительной красоты в любое время года дороге по берегу Дуная, созерцая долину Вахау во всей ее красе.


Эммерсдорф ан дер Донау, небольшая деревушка с видом на Mельк на другом берегу Дуная. Маленькая, всего 1700 жителей, тихая, я бы даже сказала - сонная, особенно зимой. Зимой впадает в спячку почти все. Но я углядела краем глаза виадук и решила свернутъ с дороги.


Посреди деревни Эммерсдорф возвышается местная достопримечателъностъ - виадук, который был построен в 1908. Виадук 8 арочный, проложен над долиной и служит участком локальной железной дороги по берегу Дуная от Кремса до Граина. Здесъ нужно сознаться в том, что после сытного обеда я про виадук забыла напрочь и мы к нему даже не подъехали. <.......>


Что привело меня к это харчевне - не знаю. С дороги ее видно не было. Но свернула я сюда достаточно уверенно, хотя доселе ни разу тут не бывала. Gasthaus Weißes Rössel - Fam. Pichler. Удостоверившисъ, что харчевня открыта (а выходной у них - в четверг), решли для начала прогуляться по улочке, на которой она расположена.

 

Судя по наскальным росписям на харчевне, в деревушке достаточо обьектов поклонения. В подтверждение нашелся целый список охраняемых обьектов.


Кстати ресторан называется Фритц. Не то, что бы это смутило, но с понталыку сбить может если его разыскивать по справочникам.


Почти рядом обнаружилось весьма и весьма любопытное здание.

 

У здания 16-ого столетия выложенная досками вальмовая крыша (Schopfwalmgiebel / Krüppelwalm), трехосный широкий эркер со сторонними окошками - шпионами на 4 консолях, остатки поздне-готических зарешеченных окон , под эркером доступ к подвалу и орнаментальные рисунки в технике сграффито. Это часть гостиничного ресторана »К Черному медведю«/Zum schwarzen Bären.


напротив - здание небольшой церкви, которая к сожалению окзалась закрыта. Капелла святой Магдалены  - Защищена от наводнения, но не на горе.
У граждан Эммерсдорфа была приходская церковь на горе, но в деревне отсутствовало душеспасителъное учреждение. В 1416 Пауль Фреи Фризинг основывал бенефиций, церковное учреждение для священнослужителей. Чтобы легализировать его, капеллу святой Марии Магдалены сделали филиалом приходской церкви, в 1785 была проклята и вновь открылась в 1794 по настоянию граждан. В 1809 капелла сильно пострадала под обстрелом французских войск, однако, в 1813 бала восстановлена.


Нужно подняться по крутой лестнице к подобному лоджии вестибюлю и к порталу с остроконечной аркой. Очевидно, что капелла должна была быть защищена от наводнений. Гербы на фасаде указывают на благородство пожертвователя, фреска непорочной девы говорит о посвящении капеллы Богоматери. Через вестибюль попадают в эмпору с видом на почти квадратное помещение капеллы. Многоугольный сетевой ребристый свод выдает поздне-готическое происхождение капеллы. Ранне-барочный главный алтарь содержит статуи из мастерской известного скульптора Маттиаса Шванталера. Икона »провозглашение Марии« не отличается древностью, 1896 года. У обоих боковых алтарей слева икона св. Флориана, справа св. Леопольда с ранним изображением штифта Мельк перед его барочной реконструкцией. Капелла в последний раз обновлялась в 2105. В ходе обновления были освобождены фрески 15-ого столетия. <.......>


Реставрация и консервирование капеллы Магдалены в деревне Эммерсдорф на Дунае всегда нуждалась в значительных финансовых расходах. Так и в 2015 году. Так как государство не покрывало полную сумму, было необходимо привлечение средств спонсоров и частных лиц.
Выдумщики создали Веб-страницу с 2 основными идеями: во-первых, чтобы сделать возможной акцию по продаже строительных камней (это реализовалось с помощью интернет-магазина). Во-вторых, идеалъная стоимость этой драгоценности эпохи Возрождения должна была быть донесена до населения деревни через подробную историческую и реставрационную информацию.  <........>


на семи ветрах , дующих от реки, гулять было не сильно комфортно, да и дождь сильно накрапывал. Поэтому мы переместилисъ в уютную харчевню.


Вкусно, тепло, расслабленно и уютно. И гусика теоретически можно попробовать , и евойную печень. Но мы пришли, когда все уже было сьедено. А нечего щелкать клювом - на будущее.


Неподалеку от входа я еще на вьезде заметила интересные зарубки на стене здания.


оказалосъ, что похожие есть и еще на одном. Речъ идет , естественно, о наводнениях. В пойме реки они просто неизбежны.


картинки одного из последних бережно сохранил вездесущий интернет.
В харчевне Наталья nmiddle - зоркий глаз разглядела на стене картину с интересной церковъю. Стали рассматривать и разглядели название деревни. Ну разглядели и разглядели. Собралисъ и медленно почухали в направлении Вены. Медленно, почти останавливаясъ прямо посреди дороги, чтобы можно было сделать фотографии.


Когда я обратила внимание на очередную границу населенного пункта,  - свернула, не успев обьяснитъ, в чем дело. И ,уже припарковавшись ( а здесь мне пришлосъ проявить чудеса изобретательности и вспомнить все, чему учили некогда), я выдала информацию: мы приехали в ту самую деревню, которую рассматривали на картинке.


Около 830 года левый берег Дуная был обозначен впервые как „Wahowa“ (Wachau). И уже в 1258 было обозначено место в документе Albero Kuenring как Liechtenchyrchen. В каролингское время в монастырском документе  Нидералтаих/Niederaltaich 830 года говорится о владениях виноградников в селе белая церковь/Weißenkirchen и деревне Вёзендорф. В 1070 Ваисенкирхен упоминается в документе дарения бенедиктинскому монастырю Ваиенштефан/Weihenstephan, относящемуся к владениям епископов Фрайзинга. Бенедиктинское аббатство Михаельбауерн/Michaelbeuern получило виноградники в белой церкви в 1138 как подарок графини Иты фон Бургхаузен.
С 12 до 14 века практически не имеется записей о селении. Тому есть причина: большие владения монастыря Тегернзе/Tegernsee в Щаисенкирхене упоминаются в большинстве случаев под наименованием "Distrikt Wachau". К этому раиону относятся селения Санкт Михаэль, Вёзендорф, Ёхинг и Ваисенкирхен. С минимум 1256 года основанный Хадмаром Кюнрингом монастырь Цветтль/Zwettl (1137) имеет владения (виноградники) в Ваисенкирхене и Вёзендорфе.

 

Лойтольд I фон Кюнринг (старший сын Алъберо V из Дюрнштаина и Гертруды фон Вильдон. вот какая ниточка нарисовалась! Об Вильдонов я уже неоднократно спотыкаласъ ) основал в 1289 монастырь клариссинок Дюрнштаин/Dürnstein. В документе учреждения упоминаются виноградники в белой церкви. Кюнринги - древний род министериалов. Впервые упомянут в 1132 году. Министериа́лы (лат. ministeriales, от лат. ministerium - служба, должность) - в средневековой Европе (главным образом в Германии) представители мелкого рыцарства, владеющие небольшими ленами и обязанные военной службой монарху либо крупному феодалу. Прослойка министериалов возникла в процессе освобождения и расширения привилегий нетитулованных служилых людей. Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооружённого всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем. Таким путём из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе. Министериалы несли не только военную, но также придворную, административную и хозяйственную службу. Одним из представителей министериалов был Герман фон Зальца, великий магистр Тевтонского ордена (1209-1239). де-то я о министериалах уже упоминала, еще бы вспомнитъ, по какому поводу.


Кларисси́нки, Клариссы, Орден святой Клары (лат. Ordo Sanctae Clarae, OSCl) - женский монашеский орден Римско-католической церкви, тесно связанный духовно и организационно с орденом францисканцев. Орден был основан святой Кларой Ассизской в качестве Второго (женского) ордена францисканцев в 1212 году.В более широком смысле термин клариссинки также употребляют по отношению к нескольким независимым монашеским конгрегациям, исторически или духовно связанным с наследием святой Клары.


В 1325 монастырь Кремсмюнстер приобретает виноградники в Ваискирхене. В 1414 Ханс фон Найдегг основывает монастырь паулинок Unterranna и передает ему во владение виноградники в Ваискирхене. Орден св. Павла Первого Отшельника, Паули́ны (лат. Ordo Fratrum Sancti Pauli Primi Eremitæ, O.S.P.P.E) - католический монашеский орден, основанный в XIII веке в Венгрии и названный в честь Павла Фивейского, святого IV века, считающегося первым христианским монахом-отшельником.
Здание у подножия церкви - охраняется государством. Таизенхофское- или стрелковое подворье - пространное, подобное замку, многофлигельное здание вокруг нерегулярного двора в западной подножии церковного плато. Оно был построен Генрихом Тайзенхофером в середине 15-ого века и расширено в 1542 судьей совета Михаэлем Геблем. Надломленный южный тракт образует северный фронт рыночной площади.


Род Кюнрингов вымер в 1594. Последним Кюнрингером был Иоганн VI. Ладислаус (также Ханс Ласла фон Кюнринг), который умер 9 декабря 1594 и был погребен в приходской церкви в Зеефельде. Могила никогда не была найдена. Наследниками Кюнрингеров считаются Лихтенштейны, герб которых является составной частью „герба Chuenringe“. „Собаки Кюнрингер“ продолжают жить в сказаниях, как называли братьев Гадмара III и Генриха III, как непреклонные рыцари-разбойники, но легенды дают искажающее более позднее изображение личностей.


Селение доминируется могущественной готической защитной церковью 14-ого столетия (Веркирхе), которая дала название поселку и статная башня которой была построена в 1531 для защиты против турок. Внутри церкви смешиваются поздняя готика и барокко.


Карабкаться, пусть даже и по крытой и непродуваемой, но все-таки каменной лестнице - грустно. И Наталья осталасъ ждать внизу пока я ходила в разведку: а открыто ли вообще, стоит ли идти?


Примерно на полдороги меня догнал местный пастор (не Шлаг, и не на лыжах) и услышав, как я крикнула вниз, сказал, что подруга меня все еще ждет. А потом поинтересовался - зачем такие сложности? Когда я обьяснила, что пошла узнать, открыто ли, спросил: а что, если - закрыто? "Тогда я спустиласъ бы вниз и подруге не пришлосъ бы подниматься." на это он с улыбкой пояснил, что внизу висит табличка с часами работы. Дурная голова, как обычно, ногам покоя не дает. Но, увидев мое грустное лицо, добавил, что даже если церковь была бы закрыта, он бы нам ее открыл.


Когда подтянулисъ мои заморские гости, последовала (не последняя на этот день) сценка: " а откуда вы, товарищи?". Услышав про землю обетованную, принялся цокать языком, соболезнуя по поводу наших морозов, в которых южные друзья обязаны были уже давно вымерзнуть.


Веркирхе (нем. Wehrkirche) - церковь, которая благодаря своей конструкции и расположению может использоваться как фортификационное сооружение. В практике русского церковного строительства нет специального термина для построек такого типа. Хотя в истории имеется немало примеров, когда население укрывалось в церквах, ища там спасения от неприятеля. Церкви такого типа начали строить в Европе в Средние века в эпоху, когда ещё не получило широкого применения огнестрельное оружие, внесшее принципиальное изменение в принципы фортификации. Иногда такие церкви окружались крепостной стеной с башнями, рвом и прочими оборонительными элементами. В пределах этой стены нередко располагалось и кладбище.


Количество оборонных церквей в европе уже не так уж велико, списочек Австрийских - вот тут.


До 1000 года встречались селения, основанные после изгнания мадьяров в ходе восточной колонизации , называемые Адальбертом Клааром "церковные поселения", в которых церковь располагалась c защитными целями на высоте над еще непродуманно застроенной местностью. Во времена после 1000 года происходят так называемые "домашние горы", карманные горушки в/рядом с селением, многие из которых изначально служили местом расположения не деревянного замка, а церковь. Тем не менее, все эти церкви имели только рвы, валы, заборы и живые изгороди как укрепление, и лишь позже случается, что на вал помещается стена укрепления. После 1000 года появляются также планомерно заложенные деревни вокруг выгона, сплоченность которых повышалась еще котлованами, валами и живыми изгородями. Однако, не только местное кольцо из рва, вала, забора и живой изгороди было важно для защиты, но и в большинстве случаев сооруженная вне населенного пункта церковь.


Она стоит либо на входе в поселение, либо перед одними из двух подьемных ворот, запирающих входы в населенный пункт, или на внешней околице, связанная с площадью переулком насколько возможно выше на горном выступе или склоне горы. Приходские церкви 11-ого и 12-ого века едва ли можно себе представить без соседства замка. Эти церкви и замки обязаны своим основанием епископству, суверену, монастырю, а в большинстве случаев, однако, проживающему в деревне дворянскому роду. Само собой разумеется, что они владели находящимся на территории замка  кладбищем, защищенным при помощи тех же общих защитных устройств. Еще в течение 13-ого века сообщения о защитных церквях незначительны. Во времена около и после 1400 когда начали появляться рыночные общины и их статус подниматься до городского, это было связано почти всегда со строительством новой, большей церкви, которая также укреплялась. Родовая вражда 15-ого века и продолжительная опасность турецкого вторжение привели, тем не менее, к чрезвычайному распространению защитных церквей. В это время возникли наибольшие защитные церкви Нижней Австрии, Штирии и Каринтии. <.....>


Документально упомянута постройка в 1258 как „Liechtenkirchen“ в документе, который подтверждает права монастыря Св. Флориана. Сегодняшняя окруженная защитным комплексом полновесная готическая защитная церковь возникла в результате нескольких строительных фаза между 13-ым и 18-ым столетием.


В 1330 возникли средний неф и маленькая башня как пристройка к существующей капелле, которая могла бы существовать уже в 1000 году. В следующей строительной фазе в середине 15-ого века церковь расширялась.
Мои тараканы не были обойдены стороной и получили, что хотели. Скамьи в этой церкви очень простые, примитивные, как и ожидалось. С другой стороны они даже обиты мягкой тряпочкой - такая забота встречается далеко не в каждой церкви.


Сообщения 1502 года указывают на окончание большой, квадратной, пятиэтажной башни.


Во время эпохи барокко внутреннее пространство получало его сегодняшнее оформление и эмпору органа. <........>

 

Поздне-готический хор был закoнчен в 1526, и в то же самое время возникли боковой хор, сегодняшняя крестильная капелла и ризница. После Второй мировой войны было внесено несколько изменений, к которым принадлежало вмонтирование готического портала из Визельбурга.


Готическое внутреннее убранство исчезло вплоть до купели и статуи Марии. Церковь получила богатое барочное убранство в 18. веке. При этом центральной составной частью является могучий главный алтарь с большой написанной маслом картной, которая относится, вероятно, к работам Карла Реслсфельда и показывает Успение.


4 большие статуи изображают святых Йозефа, Иоахима, Анну и Иоанна крестителя. Овальная картина в верхней части показывает коронацию Марии. Меньший крестообразный алтарь в боковом продольном нефе не менее великолепен. Створка алтаря показывает бегство солдат от Голгофы. Здесь статуи изображают Иоанна и Марию. Великолепная кафедра отниосится к 1742 году. Проспект органа и инструмент 1774 года рождения реставрировались в 2002 году. <.......>

 

Особенность этой церкви - это также открытая в 1385 году школа в защитном комплексе, которая является старейшей еще находящейся в употреблении школой Нижней Австрии. Уже до 1258 в исторических документах упоминается школьный мастер Герман.


Полъзуясь добротой совсем еще не престарелого пастора мозно было бы наверное облазить и побольше, но и холод, и часы погнали нас вниз, к коняшке. начинало уже смеркаться.

 

Еще раз оглядываемся - неможно глаз отвестъ, но нам пора.


Дорога по берегу реки не надоедает.Удовольствие я лично от езды по такой дороге получаю огромние. Но я ведь обещала заморским гостям проовинциалъный рождественский базар! Увидела, развернулась и поехала парковаться.

 

Город (а это таки город) называется Кремс на Дунае. В сам город мы, собственно, и не заезжали. Неподалеку от причала, на почти наберезной слегка прогулялись. Вернее даже это был пригород, местечко Штаин на Дунае.


этим местом в свое время вдохновился Эгон Шиле, что уж нам было не вдохновиться.

 

Чем еще знаменито это место? Сражение при Кремсе чаще в русской историографии, в западной - битва при Дюренштейне (фр. Bataille de Dürenstein, нем. Schlacht von Dürnstein) - бой между французской и союзной русско-австрийской армиями, состоявшийся 30 октября (11 ноября) 1805 года возле австрийских городов Дюренштейн и Кремс в ходе Первой Дунайской кампании Наполеона. Произошло практически на территории Штаина на Дунае.


барочный памятник Иоганну Непомуку на ратушной площади возник в 1715 году. Фигура святого стоит под трехсторонним балдахином с просветами, который покоится на композитных колоннах. На постаментах видны фигуры ангелов и на балдахине - путти с сияющим венцом.


Огромная стоянка, куда я приткнулась на одно из последних мест - прямо перед зданием ратуши.Но в субботу все закрыто, все отдыхают и в ратушу никому не надо. Здание построено конкретно для ратуши в 1701 году, фасад 1779 года работы Михаила Эманна


В середине города в расширении улицы Штаинер на подъеме к церкви Фрауэнберг расположена поздне-готическая приходская церковь св. Николая располагает второй половины 15-ого столетия, готический хор - второй половины 14-ого столетия с поздне-готической западной башней.


Церковь упоминается с 12-ого столетия документально. Была в 18-ом веке барокизирована и в 1900 реготизирована.Вовнутръ не попала, хотя пыталасъ ломитъся. очевидно уже началасъ служба <........>

 

До базарчика добежали, сделали круг почета.


В двух с половиной палатках наливали выпитъ, в осталъных продавалисъ поделки , не вызывающие никаких эмоций.




Правда, я умудриласъ прикупить подсвечники в спалъню, смешные , в цветочек. теперь еще ночную рубашку в пол, колпак на голову - и 18 век налицо.

 

Когда мы двинулисъ дальше, у меня и в мыслях не было куда-то сворачивать. Нет, накануне я честно просмотрела карту, отметила, что Графенегг недалеко, но ехать туда в общем не собираласъ. Да и стемнело уже.


Была я здесъ два года назад и пела песни чудесному замку вот тут.


Изменений никаких не заметила. Правда в этот раз праздник уже закончился и парк был абсолютно пуст.


но подсвечен не менее красиво и настроение создавал не менее рождественское.


Семейство владельцев, очевидно, мирно попивало чай в аппартаментах, отдыхая от суеты.


Такой длинный и такой невероятно насыщенный денъ подходил к концу. Приезжайте еще, господа!

Путешествия, Вахау, церковь, замки, Австрия

Previous post Next post
Up