Утро субботы оказалось непередаваемо ранним. Хотя таковым не планировалось. Но раз уж случилось - надо использовать по назначению. Пешком ходитъ до центра - оно, конечно, занимательно весъма, но ноги еще и от вчерашнего марш-броска еще не отошли, по крайней мере - мои. Посему в центр прямым ходом нас повезла подземка.
До сих пор не могу привыкнуть: выходишъ на поверхность из станции метро - а тут он, домский собор святого Штефана.
Площадъ встретила нас относительной утренней тишиной. Появились мы на площади часов в 8 утра. По моим меркам - совершенно посреди ночи.
Спросонья я снова не успела понять моего сегодняшнего к ней отношения -
я уже говорила, что реагирую на нее краине по-разному, от горячей любви к не менее горячей ненависти.
Площадь Святого Стефана, Штефансплац (Stephansplatz), вокруг главного венского собора - центр бездельничающей Вены: здесь обретаются шарманщики, фокусники, живые статуи, туристы, здесь паркуются фиакры и прогуливают работу местные жители. В поисках самого древнего прошлого тут нужно спуститься в метро: через стеклянную стену около информационного бюро хорошо видна капелла Виргилия (Virgilkapelle) XIII века, приятный визуальный сюрприз, тем более что ее благородный романский интерьер - редкость в перегруженной украшениями Вене.
Подземная капелла Святого Вергилия построена в XIII веке и ее очертания выложены белым булыжником на Штефансплац рядом с собором.
В ходе реконструкции и сноса некоторых домов оны была обьединена с площадью Шток-им-Айзен.
Шток-им-А́йзен-плац (нем. Stock-im-Eisen-Platz - «площадь ствола [шеста] в железе») - площадь в центре Внутреннего Города в Вене, прилегающая к Штефансплац.
В нише на углу расположенного на площади дворца Экитабль (Palais Equitable) хранится местная достопримечательность - убранный в стеклянный цилиндр ствол ели со вбитыми в него гвоздями, опоясанный железными скобами, давший название самой площади. По цеховому обычаю XVIII века кузнецы вбивали в ствол дерева гвоздь, веря, что это принесёт им удачу. Подобный обычай был распространён в нескольких районах Габсбургской монархии. Тем не менее, известно, что в дерево на Шток-им-Айзен-плац гвозди забивались ещё в XV веке, что, как полагают, может объясняться использованием гвоздей в качестве вотивных предметов в Средние века.
От площади отходят известные улицы Вены - Кернтнерштрассе и Грабен. После сноса в конце XIX века нескольких зданий, отделявших Шток-им-Айзен-плац от Штефансплац, две площади фактически слились в одну, хотя несколько домов продолжают иметь адрес по Шток-им-Айзен-плац. В их числе известный дом Хааса (Haas-Haus), который обычно упоминается в числе зданий, находящихся на Штефансплац.
„Stock-im-Eisen-Platz 3“: Архитектор: Андреас Штрайт (1890-91). Здание сооружалось для Нью-Йоркского страхового общества („Equitable“) - обьяснение американских орлов (бронза) на крыше. На углу по Каринтийской улице знаменитый „ствол в железе“. Дворец „Equitable“ - это единственное здание в Вене с массивным гранитным фасадом в технике с внешним слоем конструкции стены, часто только декоративным, закрывающим, защищающим остальные слои. Цоколи и портал сделаны из гранодиорита, так называемого „Цистецского гранита “, привозимого из Петербурга-Йешица около Пльзеня, остальные части фасадов из Лимбергского гранита из Маиссау в Нижней Австрии. Серо-розовый гранит происходит из Моравикума, одного из старейших частей Богемскго массива в Австрии (Ordovizium, примерно 450 млн. лет). Темная полоса под карнизом 1-го этажа и верхняя часть портала сделаны из Южно-тирольского Кастельрутского порфира. <
.......>
Построен в 1887 - 1891 и относится к немногим зданиям Вены, называемых дворцами несмотря на то, что они никогда не были жилищем высокородных дворян. <
.....>
Рядом с собором медитировали за мир. Или против тирании. Это не важно. Важно - где медитировать, правда?
Зато перед Хааз-хаусом сегoдня было пусто.
Самой неординарной достопримечательностью Штефансплац считается Haas-Haus - Дом Хауса, построенный в 1900 году. На фоне исторических построек этот дом выделяется своей футуристической архитектурой. В его изогнутом зеркальном фасаде отражаются башни Штефансдома, а на террасе находится кафе с видом на величественный собор. <
......>
Только сейчас сообразила, что Грабен мы толком от начала до конца так и не прошли, свернули в самом начале и вырулили потом в самом конце. Нет, придется таки визит повторять.
Это здание - уже в общем
Грабен.
Расположена во Внутреннем Городе, начинается от площади Шток-им-Айзен, являющейся продолжением Штефансплац, и заканчивается в месте, где она разделяет находящиеся на одной линии Кольмаркт и улицу Тухлаубен. Грабен ведёт от собора Святого Стефана к императорской резиденции Хофбургу (через Кольмаркт). С XVII века считалась самой элегантной и самой дорогой улицей Вены. Грабен скорее напоминает вытянутую площадь, украшенную двумя фонтанами - Йозефа и Леопольда. Более того, на Грабене исторически сложилась нумерация домов как на площади, по часовой стрелке по периметру улицы.
Заглядываем в переулок- он тоже еще спит.
Спит Трешневский,
спит Гавелка - а мне так хотелось укусить вкусный бутербродик и расплыться от удовольствия, наблюдая за вышколенными официантами.
У меня-то все это уже было, а вот заморскому гостю придется приехать еще.
По такой знакомой и почти родной Доротеенгассе вперед и налево. И вот мы и уже на площади Ноиер Маркт.
Но́йер-Маркт (нем. Neuer Markt - «Новый Рынок»; ранее нем. Mehlmarkt - «Мучной Рынок») - одна из старейших площадей в Вене. Расположена к западу от улицы Кернтнерштрассе в районе Внутреннего Города и имеет удлинённую прямоугольную форму.
Существовавшего со Средних веков рынка на площади Хоэр-Маркт оказалось недостаточно для того, чтобы обеспечить продовольствием население Вены. Был создан новый рынок на новой площади, которая упоминалась уже в 1234 году под названием novum forum. В XIX веке здесь торговали мукой и зерном, что дало площади название «Мучной Рынок» (нем. Mehlmarkt), закрепившееся за площадью вплоть до XX столетия. Во время Второй мировой войны площадь получила серьёзные повреждения. На месте разрушенных зданий были возведены современные строения.
В центре площади находится
фонтан Доннера со скульптурами, главной из которой является фигура
Провиденции Композиция возведена по проекту венского скульптора
Георга Рафаэля Доннера в 1739 году. Придворный скульптор австрийского императора и главный управляющий строительными работами у князя Эстергази. Считается возродителем австрийской скульптуры, освободившим её от подчинения напыщенному, жеманному стилю Бернини. Его произведения, хотя и не вполне чуждые манерности, свидетельствуют, однако, что он внимательно присматривался к натуре, хорошо знал рисунок, искал красоты пропорций и обладал большою техническою ловкостью. С его творчеством мы будем сталкиваться практически на каждом шагу.
Среди ранних произведений художника выделяется скульптурное оформление замка Мирабель в Зальцбурге (1726). Весьма игривые мраморные фигуры органично вписаны Доннером и архитектором Гильдебрандом в общую композицию замка, с ее прихотливой игрой линий и сочной живописной лепкой объемов. В сущности, с тех же позиций сделаны Доннером, конечно с небольшой поправкой на иную тематическую задачу, и скульптуры капеллы князей Эстергази в церкви Святого Мартина в Пресбурге (1727)
В лучшем своем произведении - аллегорических фигурах "Фонтана Провидения" или "Фонтана рек" - Доннер проявляет себя цельным художником. Работы над этим проектом скульптор начал в 1737 году. В отличие от алтарной статуи св. Мартина фигуры фонтана рассчитаны на множественность точек зрения. В их трактовке гармонично сочетаются живописность, пространственная непринужденность скульптуры барокко и строгая определенность форм, свойственная классицизму.
На высоком пьедестале восседает посреди фонтана величественная, как античная богиня, Providentia - провидение, символизирующая удачу и здравый смысл. Ее фигура дана в сложном повороте, но со всех точек зрения она образует четкий замкнутый силуэт. У подножия пьедестала маленькие путти с трудом удерживают больших вырывающихся рыб. Этими очень живыми и выразительными декоративными фигурками скульптор словно отдает дань пристрастиям своего века к разнообразным вариациям одного мотива. По четырем углам фонтана Доннер помещает аллегорические изображения четырех притоков Дуная: Иббса, Трауна, Марча и Эннса. Иббс и Марч даны в виде прекрасных молодых женщин, Траун - в виде юноши, замахнувшегося острогой. Но, пожалуй, интереснее всех Эннс, изображенный в образе мускулистого старика с веслом на плече. Фонтан был завершен в 1739 году. По сравнению с произведениями других барочных скульпторов (например, долго работавшего в Вене итальянца Лоренцо Маттиелли, с которым Доннер вступил в соперничество при получении заказа) создание Доннера спокойнее, классичнее. Форма и изгиб парапета вокруг бассейна имеют значение в общей композиции, но основное здесь - соотношение самих фигур. Тема спокойствия, величавой задумчивости задана полуповоротом, линией чуть склоненных плеч и откинутой головы "Провидения". Более резкие, дробные движения детских фигур и плещущие вокруг них струи воды перебивают ритм, оживляя его своей веселостью. Но удлиненные тела "рек", при всей подчеркнутой сложности их поз, вновь обрисованы текучим, плавным силуэтом, проникнуты легким меланхолическим чувством. Композиционно все линии находят свое продолжение и завершение в центральном образе.
В царствование Марии-Терезии полуобнаженные фигуры "рек" были сняты с парапета, поскольку императрица была поборницей строгой морали, и спрятаны в подвалах городского арсенала. Через некоторое время их передали скульптору Иоганну Мартину Фишеру для переливки. Однако он, напротив, позаботился об их реставрации и содействовал водворению шедевров Доннера на их прежнее место. В 1873 году подлинные свинцовые статуи были переданы в музей ради лучшей их сохранности (и теперь они в Музее барокко), а на их месте поставили бронзовые копии. <
......>
Самым известным зданием на площади является Капуцинергруфт-место захоронения всех Габсбургов вместе взятый, о которой я рассказывала
вот тут. Груфт в сочетании с безобразиями Саровского тем не менее прекрасен.
Еще пару шагов - и мы на одной из самый известных Венских улиц,
Кернтнерштрассе, Каринтская улица. Если Гетраидегассе в Зальцбурге удивляет завитушками вывесок, то здесь никакой легкомысленности не место. Чинные дома, монументальные вывески поставщиков императорского двора, фешенебельные отели и дорогие магазины, перемежающиеся сувенирными киосками.
Начинается у одной из самых главных достопримечательностей города, собора Святого Стефана, проходит мимо Венской оперы и заканчивается у Карлсплац. Многие путеводители относят к достопримечательностям Вены также и саму улицу. Вместе с улицами Грабен и Кольмаркт образует так называемую «Золотую U» («Goldene U»), подковообразную пешеходную зону.
Впервые была упомянута в 1257 году под названием Strata Carintianorum; вела из центра Вены к Каринтийским воротам городских стен. С тех пор являлась одной из основных магистралей города. В конце 19 века за счёт сноса и перестройки домов на западной стороне улицы, её ширина была увеличена с 9 до 17 метров.
В 1945 году сильно пострадала в результате бомбардировок, что привело к появлению на улице многих современных зданий. Пешеходная зона на участке от Штефансплац до Филармоникерштрассе образована в 1974 году. В середине 1970х годов на всем протяжении улицы открытым способом велось строительство линии метро U1 между станциями Карлсплац (Karlsplatz) и Штефансплац (Stephansplatz).
Пару шагов налево -
Альбертина (нем. Albertina) - художественный музей, расположенный во дворце эрцгерцога Альбрехта в центре Вены. В нём хранится одно из самых крупных и значительных мировых собраний графики (около 65 тыс. рисунков и более одного миллиона произведений печатной графики). Коллекция охватывает период от поздней готики до современности. Название «Альбертина» произошло от имени основателя - герцога Альберта Саксонского-Тешенского.
С момента приобретения эрцгерцогом Альбрехтом нынешнего дворца в 1795 году вслед за ним туда переехала и его художественная коллекция. Здание дворца было перестроено в соответствии с новым предназначением. В 1822 году собрание стало доступным для публики. В отличие от других коллекций, доступ к которым имело лишь дворянское сословие, единственным условием для входа в Альбертину являлось наличие у посетителя собственной обуви. Тем самым круг посетителей Альбертины был расширен, однако по-прежнему недоступен большинству населения.
Прекрасно помню, как я вприпрыжку
летела на свидание к заицу Дюрера из самого Цюриха...
Возвращаться я сюда намерена еще и еще, это осмотр - так, черновой. Поэтому и рассказывать буду в беспорядке.
В самом начале кернтенштрассе - отель Бристоль. Останавливаться довелось и воспоминания остались самые что ни на есть теплые. А вот здание напротив - хоть и отворачиваюсь, но глаза неминуемо отыскивают окна офиса и балкончик из прошлой жизни.
Этот отель был построен в 1914-1916 Ладислаусом Фидлером и Пьетро Палумбо, это самое монументальное здание на бульваре Ринг, построенное вдогонку. Здание украшено полигональными угловыми башнями с покрытыми медью барабанными куполамии имеет простое сецессионистическое художественное оформление (лизены, балконы, скульптуры рельефа). <
......> Ну куда же в Вене убежишь от Сецессиона?
Венский сецессион основан 3 апреля 1897 года Густавом Климтом, Альфредом Роллером, Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманом, Йозефом Марией Ольбрихом, Максом Курцвайлем, Эрнстом Штёром, Вильгельмом Листом и другими художниками, порвавшими с господствовавшим в венском Доме художников консерватизмом и традиционными понятиями в искусстве, ориентированными на историзм. Примером для них стали Берлинский и Мюнхенский сецессионы.
С его отголосками мы будем сталкиваться практически на каждом шагу. Конечно, не так в лоб и откровенно, как с тройкой ведущих лидеров продаж - Мозарт в виде конфет и ликеров, Сисси и вечный и вездесущий Климт. Хотя как раз таки он и олицетворяет сегодня весь сецессион, вместе взятый.
Лопа́тка (лизе́на) - вертикальный плоский выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Лопатка является как декоративным элементом (служащим для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (служащим для усиления стены).
Дворец Тодеско (нем. Palais Todesco) - памятник архитектуры австрийской столицы. Располагается в Вене на улице Кернтнерштрассе, 51, напротив Венской государственной оперы. Здание было построено для банкира и коммерсанта Эдуарда Тодеско в 1861-1864 годах архитектором Людвигом Фёрстером. Внутреннее убранство дворца было спроектировано Теофилом фон Хансеном. Залы дворца также украшены фресками работы Карла Раля. Потолочная роспись была выполнена Густавом Гаулем.
Тодеско были евреями, выходцами из Румынии. Отец братьев занимался производством шёлка в Падуе. Эдуард Тодеско получил титул барона. В художественном салоне супруги Эдуарда Тодеско Софии во дворце Тодеско собирались знаменитости своего времени: Гуго фон Гофмансталь, Фердинанд фон Заар, Генрик Ибсен и Антон Рубинштейн. В залах дворца проходили театральные постановки. Иоганн Штраус познакомился во дворце Тодеско со своей будущей супругой Генриеттой Трефц, которая была любовницей Морица Тодеско, родного брата Эдуарда Тодеско.
В 1887-1900 годы частым посетителем дворца был Зигмунд Фрейд - его пациенткой была дочь Эдуарда Тодеско Анна фон Либен. В книгах Фрейда Либен описана под вымышленным именем «Цецилии М.». Выросший во дворце сын Анны и внук Эдуарда Роберт фон Либен стал известным изобретателем.
Время проближалось к 9. эту маленькую экскурсию по и вокруг Кернтнерштрассе мы затеяли лишь для того, чтобы дождаться, когда откроется заведение, в котором просто непременно надо было позавтракать.
Отель «За́хер» (нем. Hotel Sacher) находится в центре Вены за зданием Венской государственной оперы. Основан в 1876 году венским кондитером Эдуардом Захером, а после его смерти до 1929 года отелем управляла его супруга Анна. Пятизвёздочная гостиница входит в список ведущих отелей мира (англ.). Гостиница славится своей кондитерской, где был создан торт «Захер».
В 1876 году гастроном Эдуард Захер приобрел здание в стиле ренессанс расположенное за Государственной оперой, и открыл в нем гостиницу Hotel de l'Opera с рестораном. Будучи сыном известного изобретателя торта Захер, Франца Захера, Эдуард быстро приобрел популярность и известность как гастроном. В результате чего гостиница была переименована в Захер. В 1880 году Эдуард женился на Анне Марии Фукс, двадцатиоднолетней дочери венского мясника. Анна стала помогать мужу в бизнесе, а после сильного ухудшения здоровья Эдуарда полностью взяла на себя ведение гостиницы. В 1892 году Эдуард Захер скончался и Анна как вдова продолжила управление бизнесом мужа. Меню и письма она продолжала подписывать именем своего умершего мужа. Для того времени Анна Захер была чрезвычайно эмансипированной женщиной. Она появлялась с сигарой и своим любимцем французским бульдогом, которого венцы прозвали бульдог Захер. Анна Захер ввела социальное страхование для своих служащих, стала преподносить им на рождество подарки и оплачивать пребывания на курортах. С самого своего основания отель Захер считался одним из лучших мест Вены, а в 1871 году был причислен к поставщикам двора императора Австро-Венгрии. После смерти Эдуарда Захера его вдове также была повторно дарована эта привилегия. В это же время сложилась традиция ужина в ресторане Захер перед посещением Оперы. Отель Захер стал социальным институтом.
Свежий воздух и прогулка аппетит только yсилили. Так что , сидя на лавочке напротив входа в кафе, последнего сигнала ждали с нетерпением.
Не была я в заведении давненъко. И тепеь еще сто лет не пойду. Реконструкция и редизаин не понравились совершенно.
Неуютно, неудобно, тесно. Если помножить все это на цены, то рекомендовать и вовсе не стану. А торт - так он же невкусный, но если очень хочется, то можно купить вот здесъ же на вынос. Приятного аппетита!