Уютное альпийское княжество

Dec 05, 2014 12:13



Далеко-далеко среди скалистых гор расположилось себе уютненько малюсенькое государство - княжество Лихтенштеин. Как заграница оно мной никогда не воспринималос ибо видно его было чуть ли не из окна. Да и проскакивалось оно транзитом всегда так быстро, что и задуматься не успеваешь, что за государство такое. А вот с тех пор, как я уехала из этих мест, все стало воприниматься иначе, ностальгически-значительно. И каждый раз, когда мне вдруг по делу срочно случается проехать хотя бы мимо, я воспринимаю это как подарок судьбы.
С месяц назад случилась надобность доехать до Грабса. И дорога легла на поезде до такого родного Фельдкиха , а оттуда на автобусе через Лихтенштаин. Собственно - опять премьера, лихтенштаинскими автобусами до сих пор полъзоваться не доводилось.


Кня́жество Лихтенште́йн (нем. Fürstentum Liechtenstein) - карликовое (160 км²) государство в Западной Европе, ассоциированное со Швейцарией. Название страны происходит от правящей династии Лихтенштейн. Столица - Вадуц. Лихтенштейн граничит с Австрией на востоке и Швейцарией на западе, его территория полностью окружена территориями этих государств. Форма правления - конституционная монархия. Не являясь членом Европейского союза, является членом Европейского экономического пространства, участник Шенгенского соглашения.


Железной дороги в государстве нет. Ну не поместится она там, где дома-то лепятся сиротливо кособоко на склонах гор. А Автобусное сообщение развито великолепно. Вернее - почти нет. В Шаан ходит электричка из Фельдкирха.


Компания общественного транспорта связывает австрийский ж/д вокзал Фельдкирxa со всеми городками Лихтенштаина и ж/д вокзалом Букса (откуда я в итоге и ехала назад в Линц)


С погодой мне в этот день краине не повезло - дождь лил как из ведра, а зонтик я в очередной раз оставила благополучно стоять у стеночки в ресторане пока ждала ночью поезда. (Поезд из Линца до Фельдкирха идет около 8 часов и выезжала я с вечера)
Автобус уже ждал напротив выхода из вокзала. Билеты - у водителя. Можно ехать.


Собственно о Лихтенштеине я писать уже пыталась. Но как-то нестройно и отрывками.
Территория Лихтенштейна с 15 года до н. э. входила в римскую провинцию Реция. Франки вторглись в страну в 536 году. Позже, при Карле Великом, с поста губернатора был смещен епископ, и на эту должность стали назначать светских правителей. Район находился под властью Каролингов до 911 года, когда Германская империя распалась на большие и малые герцогства.
В пределах герцогства Швабия на территории нынешнего Лихтенштейна находились феодальные владения Шелленберг и Вадуц, вошедшие затем в состав Священной Римской империи. В 1507 году император Максимилиан предоставил Вадуцу особые права и привилегии, включая суверенитет и сбор налогов. Эти права были переданы австрийскому семейству Лихтенштейнов.
В моем рассказе о дворце Хоэнемс я писала: К концу XVII века правители Хоэнемсa обеднели и для поправления своих дел продали Шелленберг (в 1699 году) и Вадуц (в 1712 году) венским аристократам Лихтенштейнам. На этих территориях было образовано существующее княжество Лихтенштейн.
А автобус тем временем подьезжает к границе и проезжает ее без остановки. Реисовые автобусы сроду никто не останавливал.


Сразу за будкой таможни слева - импозантное здание крупнейшего в европе концерна Каизер, выпускающего ползающие по склонам гор трактора.
Род Лихтенштейнов очень хотел получить место в Рейхстаге Священной Римской империи. Для этого он должен был владеть землями, сюзереном которых был бы сам император. Ради этого Ханс-Адам I приобрёл у обедневших владельцев Хоэнемса два крохотных феода на границе со Швейцарией - Шелленберг (в 1699 году) и Вадуц (в 1712 году). У этих земель был необходимый правовой статус.
Благодаря содействию Евгения Савойского (приходившегося князю Лихтенштейну сватом) в 1719 году император признал главу семейства, Антона Флориана, князем суверенного достоинства. Так появилось княжество Лихтенштейн.

Mauern
С 1815 по 1866 год Лихтенштейн входил в состав Германского союза, причём в 1860 году Лихтенштейны стали наследственными членами верхней палаты австрийского парламента, а в 1866 году, при Иоганне II Лихтенштейне (1840-1929), княжество обрело независимость. В австро-прусской войне 1866 года Лихтенштейн выступал в качестве союзника Австрии, с 1876 по 1918 год имел тесные связи с Австро-Венгрией.


Тем временем автобус уже медленно выруливал в направлении пограничного городка Бендерн. Вот чего у нас в этом регионе невероятно много - так это перекрестков с круговым движением. И все - невероятно креативные и веселенькие.


После Первой мировой войны Лихтенштейн расторг договор с Австрией и переориентировался на Швейцарию: в 1921 году было подписано соглашение о торговле и почтовой службе, в 1924 году заключён таможенный союз. С тех пор валютой Лихтенштейна является швейцарский франк. С 1919 года Швейцария представляет дипломатические и консульские интересы Лихтенштейна за рубежом.


В Бендерне располагается Международная академия философии. А еще опять же всемирно известный концерн по производству корма для животных (ну и заодно приятных вкусностей для человечества)- Оспелът

Bendern
В 1699 на этом церковном холме в Бендерне подданные господ Шелленбергов торжественно восславили нового суверена князя Иоганна Адама Андреаса фон Лихтенштайна, который купил господство у графа Хоэнемс. Т.е. здесь зародился сегодняшний Лихтенштеин.


Холм заселен, вероятно, уже 4000 лет, и в 6-ом веке здесь уже могла существовать церковь. Новая приходская церковь в готическом стиле торжественно открылась в 1481. Дом пастора относится к 1539 году.


Отсюда - я забегу вперед - я точно так же на автобусе ехала в швейцарский Букс.


Пересечение границы Лихтенштеина со Швейцарией настолько символическое, что ухватить момент мне лично не удавалось ни разу.


Следующая остановка - автовокзал. В этом приграничном городишке сообщение достаточно бурное и вокзал для Лихтенштейна достаточно большой.


Хотя тоже кажется пустым


Лихтенштейн - процветающая индустриальная страна с развитым сектором финансовых услуг и высоким уровнем жизни. Главная отрасль экономики - обрабатывающая промышленность: металлообработка, точное приборостроение, оптика, производство вакуумной техники, электронных систем, микропроцессоров. Основу промышленности составляет точное машино- и приборостроение. Крупнейшими фирмами являются «Hilti AG» (крепёжное, малогабаритное строительное оборудование с автономным питанием) и «Oerlikon Balzers Coating AG» (услуги и оборудование для машиностроения по нанесению износостойких тонкопленочных покрытий методом PVD). Промышленность почти полностью ориентирована на экспорт. Значительное место занимают пищевкусовая (в частности, производство консервов и вин - Hilcona), текстильная, керамическая (Ivoclar) и фармацевтическая промышленность.


вот следующая остановка автобуса - как раз таки концерн Ivoclar. Один из крупнейших в мире в области производства керамической крошки для дантистов.


Следующая остановка - концерн Хилькона, очень крупный производитель замороженых продуктов питания.


Опять забегая вперед, вспомню о том, что серьезное предприятие с мировым именем Hoval также угнездилось в Лихтенштеине - в Вадуце.


Итак, еще один перекресток с круговым движением и мы уже в деревеньке Шаан


Шаaн (нем. Schaan) - крупнейшая община и населённый пункт Лихтенштейна. Находится в центре страны, рядом со столицей Вадуц. Население - 5767 человек (2010)


Археологические находки показали, что Шаан заселен уже 6000 лет:
В году 15 до Р. Х. римляне захватили область сегодняшнего княжества Лихтенштейн при Августе и соорудили римскую провинцию Раетиа. В 1-ом веке н.э. возникла  дорога для передвижения военных частей Милан-Брегенц, которая проходила вдоль правого берега Рейна, так что также и в Шаане появились римские сооружения. Также к 1  столетию н.э. относятся 2 римских шлема легионеров Publius Cavidius Felix и Numerius Pomponius имена которых выцарапаны на шлемах, которые были найдены в 1887 при земляных работах выше Dux-а и являются , пожалуй, дарами покойникам. Сегодня они находятся в музеях Брегенца и Цюриха.


Вообще Шаан - крупнейший логистический пункт по сегодняшний день.


Вокзал - единственный в стране.


А уж автовокзал, куда стекаются все имеющиеся в стране маршруты - самый большой и самый современный в стране


Сам Лихтенштейн не имеет автобанов, но Швейцарский A13 идет вдоль левой стороны Рейна прямо по границе с Лихтенштеином.


Отрезок пути из швейцарского Кура мимо Лихтенштеина в Фельдкирх невероятно красив вечером, когда Тризенберг весь переливается огнями. Зрелище почто сюрреалистичное.


Кстати надо сказать, что все автобусы в Лихтенштеине - на газе. Впрочем с их расстояниями - самое то.


Шаан как транспортный узел находится совсем рядом со сьездом с автобана на уровне швеицарского городка Букс.


В Шаане расположен и единственный вокзал Шаан-Вадуц австрийской государственной железной дороги, соединяющей его с Фельдкирхом. Участок используется также и частной железнодорожной компанией Монтафонербан.


Великолепный панорамный снимок автобусного терминала здесь.
В центре Шаана запланирован новый транспортный режим. Части его уже реализованы, другие вводятся в строй постепенно в течение следующих лет. Шаан - это в будущем основной перекресток общественного транспорта (железная дорога, автобус, и, возможно, в будущем еще какой-то транспорт). Для повышения привлекательности общественного транспорта построен новый автобусный вокзал. Под ним запланирован подземный гараж. <...>


Кстати четвертая часть международных концернов из Лихтенштеина прописаны именно в Шаане. Хилти - сам бог велел, хозяева концерна - местные, родом из того самого Букса-Верденберга.


Практически все предприятия - с длинной историей, которой можно гордиться.


Автобус аккуратненько двигается дальше. Аккуратненько - потому, что улочки и так узкие, а тут еще и ремонт перманентный...


Ваду́ц (нем. Vaduz) - столица княжества Лихтенштейн и место расположения национального парламента. В городе, расположившемся в верховье Рейна, проживают 5100 жителей (по переписи 2009 года), большинство из которых являются католиками. Кафедральный собор города является резиденцией архиепископа Римско-католической церкви.


Хотя Вадуц является столицей княжества, он всё же не самый большой город в стране и уступает соседнему Шaану, в котором на 700 человек больше.


В исторических рукописях Вадуц впервые упоминается в XII веке под названием Фардузес. Но всё же принято считать, что город был основан в XIII веке графом Верденбергским. Имеется упоминание о крепости в 1322, занятой Швейцарией в 1499.
Ну тот самый Верденберг, который в Буксе.


Князь Иоганн Адам Андреас купил владение Шелленберг в 1669 году и графство Вадуц в 1712 году и таким образом получил земли на территории империи. 23 октября 1719 года указом Императора Карла VI княжество Шелленберг и графство Вадуц были объединены в княжество Лихтенштейн, первым князем которого и стал Антон Флориан фон Лихтенштейн. Княжеская семья обосновалась в старинном замке Вадуц, а одноимённый город вблизи него со временем приобрёл статус столицы княжества.


Вадуц является развитым туристическим центром Европы, несмотря на то, что является одной из немногих столиц мира, где нет ни аэропорта, ни железнодорожного вокзала. Ближайшая железнодорожная станция располагается в 2 км. от Вадуца в городе Шан, там останавливаются в основном поезда железнодорожной ветки Букс (Швейцария) - Фельдкирх (Австрия). Однако в городе очень хорошо развито автобусное движение, а также налажена автобусная связь с ближайшими городами на крупных магистральных железнодорожных ветках.


В Вадуце сохранился старинный деревянный мост через Реин , соединяющий Вадуц со швейцарским Севеленом. Он неоднократно перестраивался, в последний раз - в 1900 году.



В Вадуце базируется местный одноимённый футбольный клуб, который, как и другие в Лихтенштейне, играет в швейцарской футбольной лиге.


Замок был построен по всей видимости графами Верденберг-Cарганс, во всяком случае его первое упоминание встречается в документе, подтверждающем переход собственности на замок от графа Рудольфа фон Верденберг-Cарганс к Ульриху фон Матш. Донжон замка, датируемый XII веком, и сооружения в его восточной части считаются старейшими.


Донжон стоит на фундаменте площадью 12 на 13 метров с толщиной стен 4 метра на уровне основания. Возведение часовни замка, посвящённой Святой Анне, также традиционно относится к средним векам, хотя она и имеет позднеготический основной алтарь.


В 1499 году во время Швабской войны замок был разрушен швейцарскими войсками. В период правления графа Каспара фон Хохенемса (1613-1640) была расширена западная часть замка.


В период с 1905 по 1920 годы в период правления князя Иоганна II в замке прошла значительная реконструкция, при князе Франце Иосифе II в начале 1930-х годов - он также был существенно расширен. С 1938 года замок выступает в качестве основной резиденции княжеской семьи и закрыт для широкого доступа.


Вход в крепость ранее располагался на высоте 11 метров. Какова дальнейшая история замка?
  • 1499 - сожжен дотла швейцарцами во время Швабской войны;
  • 1529 - 1532 - сооружена Круглая башня;
  • 1613 - 1640 - расширяют западную часть крепости;
  • с 1712 - владельцами становятся князья Лихтенштейн;
  • до 1896 - располагается «Постоялый двор у Замка», замок становится запущенным и обветшалым;
  • 1905-1912 - проводится капитальная реставрация;
  • с 1938- постоянная резиденция князя Францы Йозефа II. <.....>


В замок теперь можно попасть только по личному приглашению. Хотя окна с решетками и каменные стены с амбразурами, пушки и деревянный подвесной мост, ставни красно-белого цвета и брусчатый двор, настенные барельефы видны, и появляется чувство пребывания в далеком прошлом.


Открыт замок для туристов только 15 августа в Национальный день государства Лихтенштейн, когда княжеская семья приглашает всех желающих посетить государственный праздник - ворота замка распахиваются для жителей и гостей столицы. В этот день княжеская семья приглашает всех на застолье под открытым небом.


Любители искусства высоко оценивают Музей искусств, который принадлежит княжеской семье. Среди 1500 работ, собранных Лихтенштейнами, есть полотна Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и даже Леонардо да Винчи. К сожалению, в хранилище с картинами туристам доступа нет. Для всеобщего обозрения выставлена лишь малая часть коллекции и репродукции знаменитых картин. В хранилище можно попасть только с разрешения князя.


Всего в Вадуце четыре ресторана. Одним из них владеет князь Лихтенштейна Ханс-Адам II. В «Торкеле» подаются вина исключительно с княжеских виноградников. Интересно, что сам князь предпочитает обедать в боле дорогом заведении - ресторане «Реал», который находится в отеле с таким же названием. Столики в «Реале» и «Торкеле» необходимо заказать заранее. Проще попасть в неплохой ресторан «Старый замок», да и цены там много ниже, чем в «Реале», а вино поставляется с виноградников княжеской семьи. К тому же в ресторане князя принимают только наличные, кредиткой вы не рассчитаетесь. <...>


Замок остался позади. Еще пара остановок и я у цели.


Дождъ лил, не переставая. Хорошо, что прямо напротив нужного мне здания оказался магазин канцтоваров, в котором - о счастье - продавались зонты.


Упоминать об этом месте в общем и нечего если бы не архитектура здания.


О моей нелюбви к авангарду и современному искусству знают наверное уже все. Но здесь даже я не нашлась, к чему прицепиться.


Здание из стекла и бетона, даже скорее - из стекла, бетона там практически не видно. Даже лестницы и полы - стеклянные.


Приправленное миллионами ламп, лампочек и люстр, здание переливается и горит разноцветными огнями.


Не знаю, как все это выглядит в солнечный летний день, но в зимнюю-весеннюю тусклость - невероятно эффектно.


Здание - штаб-квартира международного косметического концерна Шануан


Все, бегом на остановку - времени на то, чтобы добраться до швейцарского Букса-Гамса  впритык.


О Буксе я тоже уже упоминала, вот тут и вот тут.


От перекрестка с круговым движением неподалеку от вокзала прямая улица хотите-не хотите приведет вас к городу в городе - Верденбергу.


Букс впервые упоминается в письменных источниках в 765 году как de Pogio. В 1213 году упоминается как Buchs (Букс).


В 9-ом веке впервые документально упомянута церковь Св. Иоргена. В средневековье место, где расположен Букс, принадлежало графству Верденберг. С 1404 по 1483 земля Верднебрг принадлежала графам Montfort-Tettnang. В 1517 куплена кантоном Гларус. В 1526 фогт Гларуса Йост Чуди ввел здесь реформацию. В 1798 община в пределах Гельветической республики отошла к кантону Линт и в 1803, наконец, к кантону Санкт-Галлен.


Верденберг (нем. Werdenberg) - населённый пункт в кантоне Санкт-Галлен в Восточной Швейцарии, наделённый в прошлом городским правом. Городок Верденберг входит в состав коммуны Грабс (нем. Grabs) и расположен в полукилометре западнее города Букса (нем. Buchs). Верденберг - один из самых известных в Швейцарии примеров средневекового поселения городского типа с домами, построенными из дерева.


803 г.     Во вновь созданном кантоне Санкт-Галлен городок Верденберг входит в состав Грабса. Конфедеративная судебная комиссия признаёт за кантоном Гларус определённые права невластного порядка.
1810 г.     Замок Верденберг, который по прежнему принадлежит кантону Гларус, выставляется на торги и переходит в частные руки.
1835 г.     Доктор Иоганн УльрихХилти (нем. Johann Ulrich Hilty), отец известного правоведа доктора КарлаХилти (1833-1909 гг.), покупает запущенный замок. Внутренние покои замка постепенно ремонтируются и пышно обставляются.


Но мне в этот раз было не до замка. Все еще под холодным проливным дождем после затянувшейся встречи галопом до вокзала в Буксе - прямой поезд до дома вот-вот должен был подойти.


Так случилось, что были у меня на руках карты апгреида ж/д билетов со 2 на 1 класс. Устроилась поудобнее - 8 часов езды требуют неспешности и уюта. Официантки регулярно обносили кофе, плюшками и прочей ресторанной снедью. День - удался.

Лихтенштеин, Путешествия

Previous post Next post
Up