женское фэнтези

Apr 08, 2014 14:12

green_bear_den в "Женское Фэнтези": мужской взгляд

Чем чаще в сетевых дискуссиях мелькает выражение "женское фэнтези", тем более ожесточенные споры оно вызывает. Одних возмущает гендерная дискриминация, ведь почему-то никто не говорит, к примеру, о "мужском фэнтези". Другие недовольны расплывчатостью определения, а зачастую и его откровенной противоречивостью. Кого-то раздражает, что выражение стало клеймом, подчеркивающим низкопробность книги.

В целом, ничего удивительного здесь нет. Сколько людей, столько и мнений. Любопытно другое, люди готовы стоять насмерть, отстаивая свое мнение и не желая не только идти на компромисс, но и просто выслушать собеседника. Таким образом, даже при наличия желания у читателей обсудить этот вопрос, прийти к какому-то выводу не представляется возможным. Обсуждение быстро завязает на спорных понятиях или срывается на резкость при оскорбительных аргументах. К счастью, формат статьи избавлен от подобных проблем, поэтому давайте попробуем рассмотреть типовые точки зрения и сделать ряд общих выводов. Итак, имеется выражение, а точнее понятие - "женское фэнтези". Создатель его неизвестен, сторонников, как и противников, хватает с лихвой. Что же это за вещь и с чем ее едят?

Наиболее частым и при этом не выдерживающим никакой критики объяснением является, что это фэнтези, написанное женщинами. Показательно, что зачастую его сторонники не могут даже угадать пол автора по отрывку из текста. Главный недостаток такого подхода в том, что далеко не всегда писатель оставляет явные маркеры. Более того, деление книг по гендеру автора мало что может дать читателю, если он, конечно, не придерживается заблуждения, что только мужчины умеют писать хорошие книги (или только женщины). Разумнее было бы использовать более полезные критерии, позволяющие четко выделить крупный сегмент фантастической литературы с определенными признаками.

Одним из таких признаков часто называют романтическую линию. Дескать, если речь заходит о любви, это сразу "женское фэнтези". Однако есть немало книг, в которых авторы-мужчины весьма правдоподобно описывали чувства главных героинь, в том числе и романтические. Рискую получить шквал критики, я упомяну лишь пару вещей. К примеру, в "Шагах в глубину" Цикавого героиня Алекса, как впрочем и другие героини, выписана вполне достоверно, несмотря на ее влюбленность. Другим примером своеобразной феминистской фантастики, где романтическая линия имеется, может служить цикл Броснана о Небесных властелинах. И хотя данная книга относится к фантастике, тем не менее суть дела от этого не меняется. И наоборот, присутствие влюбленной героини отнюдь не первично в романе Осояну "Невеста ветра". Дело осложняется обилием низкопробной или просто незамысловатой литературы, посвященной любовным историям, так называемым дамским или любовным романам. Некоторые авторы ничуть не смущаясь переодевают расхожие сюжеты в одежды фэнтези, также размывая границы жанра. И все же оставим любовный сектор для других исследователей, более терпеливых и заинтересованных, и вернемся к "женскому фэнтези".

Если ориентироваться на субъективные ощущения, то книгу нередко относят к "женскому фэнтези", мотивируя это тем, что в ней подробно описываются одежда, еда, внешность персонажей, интерьеры и так далее. Здравое зерно в этом подходе есть, но при наличии толики желания под эти критерии можно подвести огромное количество самых разных книг, взять к примеру хоть "Песнь льда и огня" Мартина. Другой, интуитивный вариант, что в "женском фэнтези" все милые и хорошие, все сладенько и розовенько. Но опять же, если взять отрицательных персонажей или темное фэнтези, то для них это правило работать не будет.

Некоторые читатели относят сюда книги, в которых преобладают эмоции, отзываясь о них зачастую весьма пренебрежительно. Доля правды здесь есть. Далеко не каждой женщине, не говоря уже о мужчинах, интересно читать растянутые на полтома размышления героини, что надеть, кого выбрать и надо ли ей это вообще. Впрочем, как я заметил выше, назвать такие произведения женскими будет неверно, поскольку немало женщин, которые на дух не переносят подобные книги.

Тем не менее, если посмотреть отстраненно на все перечисленные версии, то становятся заметны некоторые общие черты. Мужская половина часто жалуется на глупость "женского фэнтези", упрекая писательниц в отсутствии логики, обилии чувств и излишней неспешности действия. Причем едва ли не большая часть претензий проистекает из разности мышления и склада ума. Сразу оговорюсь, что на мой взгляд очевиден тот факт, что мышление мужчин и женщин имеет заметные отличия. Если не вдаваться в подробности, то женщины зачастую более эмоциональны, но при этом хитрее мужчин. Вот почему многие книги вызывают раздражение у читателей - иной склад мышления автора провоцирует отторжение и неприятие.

Стоит отметить, что нередко ярко выраженная гендерность мышления оправданна - когда повествование идет от лица героини. К сожалению, многие авторы не замечают, как стереотипы переходят из характеров женских персонажей к мужским и далее, в устройство и механику мира, приводя к неестественным и неправдоподобным сюжетным коллизиям. В большинстве случаев подобные ошибки являются следствием малоопытности автора или, что не менее вероятно, осознанного желания создать рассчитанную на узкую аудиторию книгу. Написать любовный роман о вампирах или описать чувственные страдания молодой эльфийки в антураже ярких балов. Или же грубо очертить типичного Конана и отправить его на спасение десятков влюбчивых и беззащитных принцесс. Правда, это уже получится скорее не "женское", а "мужское" фэнтези, хотя и тут возможны варианты.

Но почему, спросите вы, именно фэнтези? Так сложилось исторически. Возможно, прежде женщин не так интересовали холодные просторы космоса с термонаводящимися боеголовками, ионными двигателями и водородными реакторами. Хотя в последнее время активно публикуются произведения, где героини "бороздят просторы Большого Театра", поэтому не исключено, что скоро появится и "женская космоопера".

Так что же получается в итоге? Каковы жанрообразующие признаки у женского фэнтези? В первую очередь, это гипертрофированность роли чувств, отсутствие строго выверенной логичности, диктат эмоций и сиюминутных желаний над рассудительностью и благоразумием. Во вторых, сюда же относится излишяя романтизация, заставляющая бедных героев удовлетворять потребности авторского эго, увиваясь вокруг главной героини. Разумеется, любая из вышеперечисленных примет сильно зависит от вкуса читателя. Тем не менее, этот ряд позволяет отличить хорошие книги, где все составляющие гармоничны, от менее удачных собратьев, где наблюдается ярко выраженный перекос в сторону женских стереотипов.

выходит, отдельные писательницы сами создали сегмент литературы, интересной преимущественно женщинам, в следствие чего у мужчин подобные книги вызывают по большей части лишь недовольство и сожаление о бессмысленно потраченном времени. При этом есть немало других авторов-женщин, которые умеют писать гораздо талантливее и красивее, не допуская перекосов или нелепых стереотипов там, где их не должно быть. Но, увы, понятие "женское фэнтези" уже успело разойтись по сети и теперь нередко применяется не только не по адресу, но порой и вовсе в оскорбительном ключе.

Самое любопытное, что противоположный перекос также существует. Просто выражение "мужской боевик" выглядит довольно нелепо, ведь жанр боевика и так подразумевает мужскую аудиторию и авторов-мужчин. Подразумевает, естественно, по мнению большинства читателей. Я могу привести в пример и Даниэль Дакар (Анну Волошину) с ее оригинальным космооперным циклом "Фабрика героев". И Шеннон Макгвайр с циклом "Newsflesh", хотя он ближе к триллеру или социальной фантастики, чем к боевику. Тем не менее, есть и наглядные представители обратного "мужского" перекоса. И может быть, у меня найдется время, чтобы охарактеризовать и этот своеобразный поджанр..
.

анализ

Previous post Next post
Up