Allora. Парламент, господа, очень даже место для дискуссий; во всяком случае, когда речь идёт об Италии. Причём в этот раз дискуссии по результатам выборов обещают быть столь бескомпромиссными, что многие аналитики всерьёз говорят о повторных выборах. Под катом - некоторые мысли по этому поводу.
Самый главный шок выборов - это не микроскопические разрывы между партиями, как раз в этом плане все прогнозы были единодушны. Например, по Пьемонту разрывы между левоцентристами и правоцентристами был меньше половины процента, см. красивую карту здесь -
http://www.lastampa.it/italia/speciali/elezioni-politiche-2013/elezioni-2008. Никто, совершенно никто не ожидал таких фантастических процентов «бронзового призёра» выборов Movimento Cinque Stelle во главе с комиком Беппе Грилло. Однажды его погнали в шею с RAI, канала Берлускони - после того, как он публично назвал имена коррупционеров в высших эшелонах. Просто погнали, заметим. Ничего не нашли, никто никуда не вызывал и не спрашивал, откуда дровишки, из какого лесу, вестимо. С тех пор его движение обрастало новыми и новыми сторонниками и дообросло аж до третьего места на выборах. Что-то вроде нашего «Нах-нах», только в более серьёзном масштабе: одно дело высмеивать верхи, а другое - оказаться в этих вот самых что ни на есть креслах.
Казус белли (зд. - повод для перевыборов) в том, что внутри сената договориться с grillini, образовать коалицию будет очень сложно по двум причинам. Во-первых, трудно сказать, настроены ли они с кем-то кооперироваться в долгосрочной перспективе, настолько странная программа у этих нигилистов. Далее, коалиция с не очень понятными, скажем так, людьми представляет угрозу не только для репутации куда более благородных донов, но и для рынков. Кто же такие эти grillini?
Это движение «свободных горожан» возникло в 2009 г. на деньги владельца крупной интернет-компании Джанроберто Казаледжио. Трудно сказать, какую цель оно преследовало на тот момент, лично я не знаю, создавалось ли оно изначально как политическая партия. Но в ходе последней выборной кампании Казаледжио показал, что с телевизионной атакой берлускониевских медиа можно бороться сетевыми методами, и вполне успешно. Возникает вопрос, в чьих же интересах эта борьба, quid bono - вернее, против кого. Ответ напрашивается сам собой: против синьора Сильвио (хотя и не только - отнюдь). Не секрет, что одна из главных причин его участия в выборах - иммунитет от преследования по т.н. делу Руби. Если же будут новые выборы, то вполне вероятно, что они состоятся уже во время новых слушаний и второй раз укрыться от суда ему будет труднее. По этому поводу где-то в «Коммерсанте» была заметка - был бы пожизненный иммунитет, так всей Италии было бы легче. По крайней мере, Берлускони больше бы никуда не избирался.
Так или иначе, камбэк Берлускони состоялся. И вернулся он действительно в большую политику - туда, где надо договариваться, искать компромиссы и убеждать.