Дмитрий Мережковский (1865 - 1941 гг) - Воскресшие боги (Леонардо да Винчи) (1900)

Jul 04, 2009 03:29



«Рот разинул.
Обернулся к первому, и стало иначе:
для увидевшего вторую образину
первый -
воскресший Леонардо да-Винчи.»

В. Маяковский, «Надоело»

Книга "Воскресшие боги. Леонардо Да Винчи" относится к трилогии Христос и Антихрист
Первая - Смерть богов (Юлиан Отступник) (1896)
Третья - Антихрист (Петр и Алексей) (1904)

Действие романа происходит в Италии в конце XV - начале XVI в.
В начале книги описывается детство да Винчи, его жизнь, затем рассказ ведется от лица Джованни Бельтраффио, робкого юноши, который восхищается гением Леонардо. Став учеником да Винчи, он решился на отважный шаг - ведь многие считали художника сумасшедшим … или того хуже, служителем дьявола, ведь то было время свирепого инквизитора фра Джордже…

На протяжении всего романа Леонардо пишет «Тайную вечерю» - он начал работу задолго до событий, описанных в книге - на протяжении восемнадцати лет. К самому главному, выражению лиц, Леонардо шел все эти годы. Как же тяжело было на сердце у творца, когда помещение, на стене которого находилась фреска, было залито водой и стояла сырость, губительная для красок.



Фреска «Тайная вечеря», 1495-1497 гг

Еще одним многолетним детищем Леонардо был летательный аппарат, который было невозможно усовершенствовать настолько, чтоб заставить летать. Но люди, окружающие да Винчи, настолько верили в него и его идею, что трудились день и ночь. Однажды, без ведома Леонардо, мастер, сооружавший аппарат, решил проверить способности устройства и… разбился…

Есть в романе и сцена, схожая с «Мастером и Маргаритой» - Белая Дьяволица натирает себя волшебной мазью и отправляется на шабаш.
Вот великолепное описание лика колдуньи, «Белой Дьяволицы», моны Кассандры.

И глаза ее загорелись огнем, по которому узнал он прежнюю ведьму Кассандру.
Она мало изменилась. У нее было все то же лицо, чуждое печали и радости, неподвижное, как у древних изваяний, - широкий, низкий лоб, прямые, тонкие брови, строго сжатые губы, на которых нельзя было представить себе улыбки, - и глаза, как янтарь, прозрачно желтые. Но теперь, утонченное болезнью или единой, чрезмерно обострившейся, мыслью, лицо это, особенно нижняя часть, слишком узкая, маленькая, с нижнею губою, немного выдавшейся вперед, - еще яснее выразило суровое спокойствие и в то же время детскую беспомощность. Сухие, пушистые волосы, живые, живее всего лица, точно обладавшие отдельной жизнью, как змеи Медузы, окружали бледное лицо черным ореолом, от которого казалось оно еще бледнее и неподвижнее, алые губы ярче, желтые глаза прозрачнее. И еще неотразимее, чем десять лет назад, влекла к себе Джованни прелесть этой девушки, возбуждавшая в нем любопытство, страх и жалость.

Это Кассандра рассказывает Джованни о том, что олимпийские боги воскреснут, о скорой смерти христианства.
Но… начинается охота на ведьм и Кассандру сжигают одной из первых - в душе она оставалась язычницей.

В книге много рассказывается про придворную жизнь, но мы это опустим.

В 1505 г. Леонардо пишет портрет моны Лизы Джоконды, он влюблен в нее. Но страшное событие происходит внезапно - мона Лиза внезапно умирает.
Позже, французский император Франциск I, к которому Леонардо поступил на службу, покупает портрет моны Лизы. Но художник просит оставить картину у себя до своей смерти, король соглашается.



Мона Лиза, 1503-1505

Вот описание моны Лизы:
Вдруг легкое дыхание ветра отклонило струю фонтана; стекло зазвенело, лепестки белых ирисов под водяной пылью вздрогнули. Чуткая лань, вытянув шею, насторожилась. Леонардо прислушался. И Джованни, хотя сам ничего еще не слышал, по лицу его понял, что это - она. Сначала, со смиренным поклоном, вошла сестра Камилла, монахиня конвертита, которая жила у нее в доме и каждый раз сопровождала ее в мастерскую художника, Имея свойство стираться и делаться невидимой, скромно усевшись в углу с молитвенником в руках, не подымая глаз и не произнося ни слова, так что за три года их посещений Леонардо почти не слыхал ее голоса. Вслед за Камиллою вошла та, которую здесь ожидали все, - женщина лет тридцати, в простом темном платье, с прозрачно темной дымкой, опущенной до середины лба, - Мона Лиза Джоконда.
Бельтраффио знал, что она неаполитанка из древнего рода, дочь некогда богатого…… Когда Леонардо писал с нее портрет, художнику было за пятьдесят лет, а супругу моны Лизы, мессеру Джокондо, сорок пять…….Тихая, скромная, благочестивая, строго соблюдавшая обряды церкви, милосердная к бедным, была она доброю хозяйкою, верною женою и не столько мачехой для своей двенадцатилетней падчерицы Дианоры, сколько нежною матерью. Вот все, что знал о ней Джованни. Но мона Лиза, приходившая в мастерскую Леонардо, казалась ему совсем другою женщиною.
В течение трех лет - время не истощало, а напротив, углубляло это странное чувство - при каждом ее появлениии он испытывал удивление, подобное страху, как перед чем то призрачным. Иногда объяснял он чувство это тем, что до такой степени привык видеть лицо ее на портрете, и столь велико искусство учителя, что живая мона Лиза кажется ему менее действительной, чем изображенная на полотне. Но тут еще было и что то другое, более таинственное.
Он знал, что Леонардо имеет случай видеть ее только во время работы, в присутствии других, порой многих приглашенных, порой одной, неразлучной с нею сестры Камиллы - и никогда наедине, а между тем Джованни чувствовал, что есть у них тайна, которая сближает и уединяет их. Он также знал, что это - не тайна любви, или, по крайней мере, не того, что люди называют любовью.

Однажды Джованни Бельтраффио находят повесившимся. Прочтя дневник своего ученика, Леонардо понимает, что тот ушел из жизни, так как понял, что Христос и Антихрист есть одно.

Причитавшуюся сумму из казны Леонардо выделять «забывают» уже три года, художник стареет, болеет, некоторые ученики оставляют его, приходят новые художники - Микеланджело и Рафаэль.

Меня поразили слова ученика да Винчи, который завидовал своему учителю черной завистью о том, что благодетель да Винчи безгранична и в противовес ему должен существовать такой гнус, как он, ученикъ.

Книга полна глубоких размышлений, оценки окружающей действительности, пестрит характерными персонажами, реально существовавшими и имевшими отношение к Леонардо. Цепочки взаимоотношений пересекаются, даря новую пищу для философствований…

Из мудрой книги я вынесла мысли, которые открывают дверь, пред которой я долго стояла… Ниже приведены строки, которые я не смога не запомнить:

Как день, хорошо употребленный, дает радостный сон, так жизнь, хорошо прожитая, дает радостную смерть. Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь. Всякое зло оставляет горечь в памяти, кроме величайшего - смерти, которая разрушает память вместе с жизнью.
Леонардо да Винчи

Хороший отзыв о книге про итальянского гения эпохи возрождения я нашла : Здесь
О Леонардо в википедии
Ах, надобно прочесть еще четыре романа об императорах и очерки о Достоевском, Пушкине и Лермонтове Мережковского...Так хорошо пишет! Гений о гениях!

book kino

Previous post Next post
Up