Mar 30, 2018 17:32
Вот и наше обсуждение с verum_corpus места научно-технического прогресса в Божественном домостроительстве свелось к теодицеи. verum_corpus написал:
«Источником зла может быть только грех.
Значит, всё патогенное происходит от первородного греха (человека, а может быть, и падших ангелов).
Никакого другого разумного ответа в рамках христианства, по-моему, найти не удаётся.
Возлагая на Бога ответственность за природное зло (которое существует вполне объективно, наряду со злом нравственным), мы, по-моему, неизбежно выйдем из рамок христианского взгляда на вещи».
Вообще я заметила, если беседуешь с вменяемым атеистом, разговор сводится к бритве Оккама, обычное «Бога не может быть потому что не может быть никогда» вменяемые атеисты не используют, а ничего кроме бритвы у них нет
А если беседуешь с вменяемым католическим или православным фундаменталистом, разговор сводится к теодицеи. Обычное «Бог к НТП отношения не имеет, потому что святые Отцы ничего об НТП не знали» они не используют, а кроме теодицеи ответа у них нет. И похоже вменяемые фундаменталисты и являются фундаменталистами именно из-за проблемы теодицеи.
Итак с облегчением вздохнув, стала я писать о теодицеи, потому что вообще это не моя проблема, не тема моих текстов.
На проблему теодицеи отвечает книга Иова - самая моя любимая в Писании. Вот праведный Иов вопиет к Богу, упрекая Его в несправедливости. Вот Бог отвечает Иову, и Иов понимает Его ответ и умолкает. И это кажется очень странным.
Потому что казалось бы ответ Бога совершенно не в тему, не по сути обвинения Иова. Бог ничего не говорит о своей справедливости или нет, ничего не говорит о праведности Иова или нет. Бог отвечает - «Я сотворил.»
И этот ответ Бога Иову - это и мой ответ на проблему теодицеи
Бог творит мироздание, удивительное, невозможное с точки зрения логики человека. В этом удивительном мироздании уже 14 млрд лет продолжается творение материального космоса. Но кроме материи в этом мироздании существуют еще ощущающие, а не просто реагирующие животные и люди, мыслящие и обладающие свободой воли. Я не понимаю, как такое вообще возможно, но так есть.
Бог творит новые материальные формы на протяжении уже 14 млрд лет. В материальном космосе радиоактивное излучение, черные дыры и всякое прочее страшное существовали уже задолго до появления человека. Это хорошо или плохо? Да никак, просто так Бог творит космос.
А на планете Земля задолго до появления человека вулканы извергали лаву и пепел, были цунами, падали метеориты, были засухи и наводнения. Это хорошо или плохо? Да никак, просто такова планета Земля
И грехопадение тут совершенно не при чем. И грехопадение ангелов тоже - если бы сатана мог менять материальный космос по своему желанию - от Творения давно бы ничего не остались.
Утверждение, что в результате грехопадения человека материальный космос как то поменялся, поменяли законы природы и сами материальные объекты - это фантазии древних богословов, допустимые лишь при низком уровне науки, которое и было в их время.
Хорошо это или плохо? Да никак, просто так Бог творил космос.
Но вот появляются животные, а вместе с ними страдание и смерть, и тоже задолго до существования человека. Это хорошо или плохо?
И тут христианство расходится с великими религиями востока. Страдание и зло не тождественны в христианстве. В отличие от восточных религий христианство не требует от человека вегетарианства, даже от святого. И Христос вегетарианцем не был. А вот творить зло для христианина недопустимо.
Но вот наконец появляется человек, разрывает связь с Богом, падает на ниже чем животный уровень и исходя из своего эгоизма отождествляет страдание и зло. Так возникает проблема теодицеи.
Страдание из действительно очень мучительного, иногда непереносимо мучительного, но очень действенного инструмента созидания, инструмента защиты творения, в сознании падшего человека отождествляется со злом,
то есть разрушением творения.
А Бог продолжает творить сказочное мироздание, и не человеку, неспособному сотворить самостоятельно даже муху, указывать Богу, что Ему творить и каким способом. Подобные притязания даже не смешны, и Бог не будет советоваться с человеком что и каким способом Ему творить
Потому и отвечает Бог Иову - «Я сотворил», и Иов понимает - его претензии к Богу просто бессмысленны, и замолкает. А Бог кстати наказывает друзей Иова, которые как раз и взялись защищать Бога.
Ответ на проблему теодицеи - не в создании карманного без страдания сказочного мирка древних богословов, которого никогда не было и нет. Творение, создание действительно нового невозможно без страдания, и Бог в христианстве приходит и страдает вместе с нами. Творчество без страдания оказалось невозможным даже для Бога
Конечно человек должен стремиться всеми силами уменьшать страдание, иначе страдание потеряет свой смысл как инструмент созидания. Поэтому между грехопадением и состоянием материи есть жесткая взаимосвязь. Но она не такая, как ее мыслили древние богословы. Если на моем дачном участке вместо прекрасных роз растет пырей - это не потому, что с грехопадением изменились законы природы и химический состав почвы. А потому, что человек, в данном случае я, призванный к тому, чтобы на его даче росли розы, а не пырей, оказался неспособным выполнять свое предназначение. Еще в пределах планеты кое-как худо бедно мог исполнять, а вот выйти за пределы уже не сможет. Никто не даст в лапы обезьяне автомат для охраны стада овец, потому что прекрасно понимает - наступит время и звери перестреляют и овец, и самих себя.
Проблема теодицеи не в Боге, а в нас. Цунами как были так и есть, космос не поменялся, но если бы люди потратили на решение проблемы цунами столько сил и средств, сколько на создание ядерного оружия - не было бы уже давно ни этой проблемы, ни многих других наших проблем