Оригинал взят у
irina_litva в
Информация от протоиерея Димитрия СтруеваОригинал взят у
ustavschik в
Информация от протоиерея Димитрия СтруеваОригинал взят у
presviter_ds в
...опять я себя безобразно повёл,как поёт наш дорогой Псой Галактионович Короленко (предыдущая строка песни тоже подразумевается).
Безобразно я повёл себя в епархиальном управлении по окончании конференции, проведенной пару дней назад епархиальной комиссией по канонизации с участием приехавшего из Москвы игумена Дамаскина Орловского (секретаря аналогичной синодальной комиссии). Я задал отцу Дамаскину вопрос о ситуации с епископом Василием Кинешемским и его мощами. Подчеркну, что вопрос был задан не во время конференции, а после, почти кулуарно - вокруг о.Дамаскина стояло несколько человек. Вопрос был порождён информацией из
статьи Ксении Лученко. Отец Дамаскин взялся меня лечить на тему того, что не в его компетенции отвечать на подобные вопросы, не в моей компетенции подобные вопросы задавать, и вообще размышления на всякие такие темы неполезны, неспасительны, и чуть ли не дословно на тему того, что надо больше о своих грехах думать. Лечил он меня минут пятнадцать.
Я, раз уж начал вести себя безобразно, не мог остановиться и в процессе лечения, и продолжил задавать вопросы - уточняющие. Содержание реакции игумена Дамаскина от смысла вопросов никак не зависело. Деканонизация? Какая деканонизация? У нас ее никогда не было, нет и быть не может. Почему тогда исчезли имена из календаря? Это вопрос праздный и неполезный. Я, раз священник, должен понимать, что календари издаются по благословению священноначалия, и раз священноначалие дает то или иное благословение, значит, оно имеет для этого достаточные основания, а какие именно это основания - это вопрос не в нашей компетенции, и не только его обсуждение, но и размышление на эти темы - занятие праздное и неполезное.
Задаю конкретный вопрос: если завтра ко мне придут прихожане и попросят отслужить молебен священноисповеднику Василию Кинешемскому, что мне им отвечать? Можно служить молебен или нельзя? Отец Дамаскин даже вместо ответа на этот вопрос продолжил меня лечить. У меня, мол, есть достаточно оснований в виде официально утвержденных документов (тут, как выяснилось, в намеках подразумевался патриархийный календарь на 2013 год), опираясь на которые, я сам смогу дать однозначный и единственно правильный ответ на этот вопрос. Но то, что я задаю это вопрос отцу Дамаскину - с моей стороны позиция неправильная, неполезная, и вообще я нахожусь на духовно опасном пути, задавая всякие вопросы.
Услышав о духовной опасности задавания вопросов, я понял, что мне терять нечего, и спросил в последний раз: "А если завтра приедет машина в Задонский монастырь, и в ее багажник погрузят мощи святителя Тихона, и увезут в неизвестном направлении - тоже никто не смей спрашивать, куда и почему увозят?" - но это уже был вопрос откровенно риторический, и ни на что иное, кроме очередной порции лечения, я уже не рассчитывал. Один из присутствовавших при разговоре ребят из нашего центра "Экклезиаст" обратил внимание на подлинное монашеское бесстрастие отца Дамаскина: ни тени раздражения при проведении со мной духовной беседы.
Должен согласиться: по двум важнейшим монашеским добродетелям - послушание священноначалию и невозмутимость - отец Дамаскин достиг совершенства. А мне, грешному, одна неполезная и праздная мысль помешала принять с благодарностью его наставления. Мысль следующая: да, конечно, вышестоящий батюшка может батюшку нижестоящего убаюкать благоуветливыми словесами про неполезность задавания вопросов. Но если мы будем стоять как на величайшем достижении на такой же позиции по отношении к внешнему миру, нашими прихожанами останутся только бабушки. И то лишь немногие, стяжавшие под нашим руководством совершенное смиренномудрие.
Секретарь комиссии по канонизации игумен Дамаскин ответил на вопрос о признаниях под пытками:«.. На основании изученных дел, я убедился в том, что в большинстве случаев, если человек падает, то это значит, что у него проблемы с собственными страстями, а вовсе не с сотрудниками НКВД. Страшны на самом деле не страдания, а помыслы... »