Ушел ко Господу наш дорогой Батюшка...

Sep 30, 2012 14:58

Сегодня день огромного горя для меня и всех тех, кто знал отца Александра.
Батюшка скончался в 2 часа утра. 
Земная жизнь, жизнь поистине мученическая, закончилась. Началась жизнь вечная...
Упокой, Господи, душу верного служителя  и раба Твоего в селениях праведных.
Утешь, Господи, матушку Марину...
Плачем...



Моя статья, опубликованная в журнале "Православный паломник":

Святыни Земли Русской

Ольга Чернова
 Санкт-Петербург

ПО СТАРОРУССКОЙ ДОРОЖКЕ.
                                                 ОБИТЕЛЬ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ,
                                                      ЛЕОХНОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА



Кто в Леохнове был, там немного пожил,
Непременно ещё раз вернется.
Так Господь нам судил, души нам оживил,
Чтобы встретиться вновь у колодца…
Елена Нестерова (Москва)

На Руси-матушке много святых мест. Но есть среди них одно, заповедное, куда тянет непреодолимо. Куда мы обязательно, хотя бы один раз в году, приезжаем, чтобы помолиться там, где «Антоние чудне, Леохну прослави чудесами», исповедаться в ночном храме, где святые лики освещены огоньками свечек и лампадами. А утром причаститься вместе с немногими (если нет праздника) прихожанами, и пойти в трапезную, куда непременно позовёт  второй из двух насельников обители преподобного Антония, что в селе Леохново, - матушка Марина, чьими титаническими усилиями возрождена божественная красота этого места.

С каждым годом всё больше паломников и гостей приезжает в Леохново, но если в разговоре упомянешь это название, собеседник частенько взглянет на тебя с удивлением и вопросом. И тут уж никакими силами не удержаться, чтобы не начать торопливо рассказывать, какой это необыкновенный уголок, и какой там чудный батюшка, и какая строгая и добрейшая матушка. А ежели рядом случатся те, кому посчастливилось хотя бы раз там побывать, то собственный рассказ закончить не удастся. Потому что у каждого имеются воспоминания, окрашенные в совершенно особые тона и пронизанные неповторимым очарованием. Интересный факт: люди невоцерковленные сразу воспринимают духовную высоту Леохнова. И умеют сказать об этих, очень непростых вещах, вполне внутрицерковным языком. Например, пару лет назад именно такая группа на обратном пути из скита заехала в один из древнейших монастырей, полюбовалась на храмы, приложилась к святыням. А потом хором сделала вывод: «Как тут красиво… Но не так, как в Леохново… Дух не тот…»
Но обо всём по порядку. Первая встреча с Леохновым произошла у нас ровно девять лет назад, в сентябре 2000 года. Мне уже приходилось рассуждать о неких «случайностях», которые открывают новую и важную жизненную перспективу. Здесь «случайность» состояла в том, что знакомая, работавшая в известном питерском магазине «Православная книга», мимоходом упомянула, что приезжали из деревни под Старой Руссой батюшка с матушкой. Эти коренные питерцы (батюшка до рукоположения был успешным программистом) восстанавливают храм в очень тяжёлых условиях: глушь, до ближайшей деревни 6 км, безденежье такое, что иногда без куска хлеба сидят. Летом еще ничего - сныть (или «снытка», как преподобный Серафим говаривал) - травка хорошая и всегда под рукой. А вот зимой - похуже будет. Оба худые до прозрачности, но такие замечательные - улыбчивые, бодрые, «как две свечечки».

Послушала я - и страшно захотелось съездить к «леохновским свечечкам». Долго не думая, созвонилась с отцом Александром. Батюшка удивился, но приехать благословил. Мы и поехали. Такой огромной группой, какой теперь уже не ездим, - в старом «Икарусе» на 52 кресла уселись 52 человека. Погода была прекрасная. Настроение было таким же.

За Великим Новгородом к Старой Руссе ведёт Псковское шоссе - древний путь, которым шли на протяжении веков к городу и друзья, и враги. В 1170 году двигалась по нему несметная рать под предводительством князя Мстислава, сына Андрея Боголюбского. Задумал князь сокрушить вольный Новгород, чтобы образовать единую державу на Русском Севере. Войско, в котором, по свидетельству древнего летописца, «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», в победе ничуть не сомневалось, в сладостных мечтах представляло будущую сказочную добычу. И даже спорило из-за делёжки улиц, забыв мудрое предупреждение: не торопитесь делить шкуру неубитого медведя. Сначала всё для них складывалось благоприятно: стояли под стенами Кремля, готовились к штурму. Жители, укрывшись за теми же стенами, денно и нощно молились Матери Божией в Софийском соборе, не обманываясь надеждой «на князи, на сыны человеческие» (Пс.145,3). И Заступница Усердная не посрамила их веры.
Она открыла архиепископу Иоанну, что подаст спасение через Свою икону . Когда с крестным ходом вынесли Образ на стену и обратили ликом к неприятельскому стану, тысячи стрел полетели оттуда. Одна из них поразила ланиту Царицы Небесной, и из Её очей пролились слезы. Владыка собрал их в фелонь, воскликнув: «О чудо! Из сухого дерева текут слёзы. Царице! Ты даёшь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении града».

А у нападавших в то же время творилось невообразимое: внезапно ослепшие, охваченные ужасом, они метались, пытаясь укрыться и убивая друг друга, но становились лёгкой жертвой новгородцев. Защитники кремля, вдохновлённые знамением, бросились на врагов и  разбили их наголову. С тех пор чудотворную икону Божией Матери стали именовать «Знамение Новгородская». Ныне хранительница северо-восточных пределов Руси, одна из её главных и любимых икон, пребывает в соборе Святой Софии. И поют перед ней тот же древний тропарь:

Яко необоримую стену и источник чудес,
 стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,
 сопротивных ополчения низлагаем.
 Тем же молим Тя,
 мир отечеству нашему даруй
 и душам нашим велию милость.

За городком Шимск дорога приближается к синему Ильменю. На высоком берегу, над купой деревьев, виден крест Успенского храма (1720-е годы, проект Гаэтано Кьявери) села Коростынь. Древний Коростынь остался в истории как место, где проигравшие Шелоньскую битву 1471 года новгородцы заключили нерадостный для себя договор с Московским князем Иваном III. Два года назад из храма был украден известный список Старорусской иконы Божией Матери. Снова подтвердил кто-то свой манкуртизм  и безумно-бездумную жадность. На многих подобных примерах известно, чем это рано или поздно кончается: «Бог поругаем не бывает».

От Коростыни до Леохнова уже рукой подать - 20 минут езды. Узкая асфальтовая дорога после съезда с шоссе вьётся вдоль заброшенных полей и ферм. До революции эти земли за их плодородие называли «второй Украиной». Трудно поверить! Пока не просматриваются здесь ни каменные коттеджи, ни, тем более, монструозные замки. В маленькой деревне обычные избы, огороды с яблонями, в палисадниках - золотые шары и мальвы. Ещё несколько минут, - и мы оказываемся перед высокой колокольней. Сейчас в арке - ажурные чугунные воротца. А тогда их ещё и в помине не было. И колокольня только ожидала, когда её отремонтируют и покрасят.

Доехали, значит… Народ шустро выскакивал из автобуса - после четырёх часов дороги хочется размяться. Но появился батюшка. И… все притихли.
    Он сразу всем пришелся по душе: худощавый, быстрый без торопливости, какой-то несуетливый. Светлые, волнистые волосы, светлая борода. И сияющая улыбка на светлом лице. Мы потом часто вспоминали первый момент встречи с ним. Именно с него, с этого первого момента, для всех нас начиналось Леохново.
И ещё одно, что забыть невозможно. И объяснить тоже:: едва ступив на землю, ещё даже не войдя в ограду обители, не познакомившись с отцом Александром и матушкой Мариной, я уже твёрдо знала - я вернулась домой. Потому что только в родном доме обнимают душу такой душевный покой и умиротворение. А поскольку домой, как известно, тянет, постольку, наверное, мы с тех пор и навещаем, пусть не так часто, как хотелось бы, любимое Леохново. И приехав, с восхищением наблюдаем, сколько могут сделать во славу Божию два усталых до крайности, не самых здоровых, но бесконечно верящих в Бога и Богу человека.

Монастырь, который они возрождают, в 2006 году отметил 450-летний юбилей. В его истории, как в зеркале, отразилась полная трагических страниц история Старорусской земли. Основатель обители, преподобный Антоний Леохновский, родился около 1526 года в семействе тверских бояр Вениаминовых. Ещё отроком он «прииде в страх Божий, и помысли, како бы ему избежати суетнаго мира и попечений житейских» . Размышления закончились тайным уходом из отчего дома ради пустынножительства.
Однажды избранному пути, - тесному, исполненному тяжелейших физических лишений и ещё более страшных духовных борений, - преподобный Антоний ни разу в жизни, ни на йоту не изменил. Более того - усугублял и без того тяжелейший подвиг.

Он обосновался в урочище Рублёвская Пустошь, верстах в ста от Новгорода. В горе выкопал  пещерку, спал прямо на земле. Единственное «послабление», которое позволил себе, - клал голову на деревянную колоду. Питался только хлебом и родниковой водой (изредка к ним добавлялась горсточка овощей), и эту скудную трапезу часто заменял полный пост. Расчищал лес, возделывал землю, молол жерновами зерно. Молился ежечасно, днём и ночью. Предстоял пред Господом - всегда.

В стремлении уподобить собственную жизнь тем древним святым, которые, по слову святого Исидора Пелусиота, «бездомовные, безыменные, в пустынях и расселинах земных, покорили плоть свою духу и уже на земле явили себя не человеками, но Ангелами», он не допускал компромисса, который мог внести сумятицу в душу. Потому не откликнулся на зов отыскавших его сестер. Знал, что будут увлекать его назад, в мир «ведяше, коликих наполнится зол и болезней прилепляющийся к человеком и к суете мира сего», и помня, что «враги человеку - домашние его» (Мф. 10, 35-39). Промолчал, хотя слышал их рыдания. А рыдали они так отчаянно, что ручей, протекающий в пустоши, прозвали Плаксиным. Зато с готовностью вышел к иноку Нифонту. И сначала перепугал монаха, который «ужаснулся и вострепетал» от  его «пристрашного, как у зверя» вида. И долго ещё «ужасался и трепетал». «Святый сказал мне: “Чадо, не бойся вида телесе моего”, - и… благословил меня, и сказал: “Не размысли в сердце своем”. И по произнесении сих от Святаго слов, взялась нечаянно гора. Я же это увидев, от страха на землю пал. Святый взял меня за руку и молитву сотворил. По окончании молитвы возвратился в келию и сказал кому-то: “Предложи, чадо, трапезу”. Когда же мы взошли в келию, я увидел два стола стоящих, и на них хлеб и овощи, и две рыбы испеченныя. Когда же мы поели, опять Святый сказал: “возьми, чадо, сия отсюда”. И вдруг сама собою взялась трапеза». А после всех этих чудес они долго беседовали «по учению Евангелия, и о силе веры».
Много лет спустя, когда преподобный находился в Москве по нуждам обители, пожелал увидеть великого подвижника и чудотворца грозный царь Иоанн Васильевич. С честию принял он преподобного Антония, просил молитв и благословения. Даровал ему жалованные грамоты на рыбную ловлю на озере Ильмень и на земли в Приильменье. И позже не забывал монастырь своими милостями.

Около 1556 года Господь ответил на молитву преподобного об иночестве. Ответил чудом, которое в Русской Церкви запечатлелось одним из трёх праздников, посвящённых преподобному Антонию.
В Вознесение Христово явился ему Ангел, повелевший идти из Рублёва «на место, называемое Леохново». Не помедлив ни секунды, исполнил он волю Божию. Там принял постриг от священноинока Тарасия. Потом вместе они построили храм в честь Преображения Господня, которым было положено начало Преображенской обители, впоследствии - Леохновскому Антониеву монастырю.
Преподобный неустанно взращивал в собравшихся вокруг него насельниках христианскую любовь и самопожертвование, и «радовашеся душею и сердцем веселяшеся», что братия «друг друга тяготы носяще, и тако исполниша закон Христов».
На настоятельском поприще преподобный Антоний ничем не отличается от своих великих предшественников - преподобных Сергия Радонежского и Александра Свирского: те же «худые ризы», готовность к самой чёрной работе, мудрое наставничество и пример для братии. И внешне он был благолепен, как и они: «лицем благообразен, браду имея продолгу, мерну, густу, и сединами украшену; наипаче же украшен он милостию и добродетели; в сретении весел и благоуветлив, и милостив ко всем. Слава велия о нем проходила повсюду».
Прославляли не только люди -  Господь удостоил Своего угодника дара чудотворений:
- за несколько дней до того, как пришла в монастырь печальная весть о поражении русских в битве с поляками под Оршею, он сказал келейнику «Брат! Сегодня под Оршею, ради грехов наших, побито множество православных»;
- во время пожара, угрожавшего всему монастырю, преподобный Антоний со слезами обратился к иконе Всемилостивого Спаса: «Господи! Попусти же наказание с милостью». Затем сказал келарю: «Не бойся, брат, Всемилостивый Господь Бог наш не опечалит нас свыше меры». Ветер изменил направление, и пожар прекратился;
- умирал молодой пастух, ужаленный змеёй. Преподобный со словами: «Во имя Святой Троицы, силою Христовою исцеляет тебя раб Христов, старец Антоний», - влил ему в рот воды из источника. И сам изумился силе рвоты, которая сотрясла больного. Когда она прекратилась, абсолютно здоровый пастушок собрался бежать к своему стаду. Но святой  удержал. «Скажи, зачем ты вчера клялся бедной вдове, что волк съел её овцу, тогда как ты продал её за три сребреника?» Ошеломлённый и напуганный юноша признался в грехе, но не утерпел, полюбопытствовал, как стало об этом известно. Преподобный ответил, что «приезжал всадник на белом коне и приказал торопиться к человеку, ужаленному змеей, и сказать, чтобы он не делал неправды, клянясь при этом именем Божиим и Его святыми, и отдал бы вдове овцу, чтобы не было ему хуже». Ещё больше поразился и испугался пастух и умолял преподобного молиться, чтобы Господь простил его грех. Вдове же обещал возвратить овцу, а обители на праздник Преображения и убогим уделять до самой смерти десятую часть от стада.
В 1611 году с огнём и мечом шли по новгородской земле шведы. Митрополит Исидор (1603-1619), чтобы уберечь 85-летнего старца, вызвал его с несколькими учениками в Новгород. Там преподобный заболел и почил 14 сентября 1612 года. Погребли его близ храма Евангелиста Луки. Перед кончиной он предрёк, что вернётся мощами в родную обитель.

В Леохнове шведское нашествие оставило пепелище и непогребённых  насельников. Уцелел единственный инок Григорий. Он оплакал и предал земле убиенных братий, построил часовню и для себя келию.
Через несколько лет явился ему во сне преподобный Антоний и приказал передать митрополиту Новгородскому Киприану (1626-1634) и старейшинам Новгорода, что пришла пора перенести его в обитель. Дважды старец не обращал на сон внимания, а в третий раз преподобный, испуская огненные лучи, пригрозил: «Если не исполнишь слов моих, явлюсь в другом месте; ты же погибнешь». Тогда уже Григорий, сильно впечатлённый гневом святого, без промедления поспешил в Новгород.
Тело преподобного Антония обрели целым и нетленным. Народ воздавал хвалу Богу и благодарение Пресвятой Богородице за «предивное чудо и бесценное сокровище… Митрополит же со всем освящённым Собором, с начальниками града, со множеством народа, вслед Святаго Антония шли, и к новоявленным чудотворным мощам приближаясь, стеснялись, другие же по головам их ходили, и к мощам прикасались». При перенесении мощей в Леохново 13 июля 1620 года исцелились двое слепых, Иосиф и Стефан.
Монастырь преподобного Антония, трудами его насельников и настоятелей, которые носили сан строителей, постепенно восставал из пепла. К первой половине XVIII века окончательно сложился ансамбль обители. Его составили: два деревянных храма - Преображенский (1690) и Казанский (1727), две настоятельские келии, соединённые сенями, и две братские, «со стеклянными окончинами»; два амбара, погреб и ветряная мельница-столбовка с вращающейся верхней клетью - самый распространённый тип мельниц в XVIII-XIX веках на южном побережье озера Ильмень.
Ограда из двух бревенчатых стен, соединённых поперечными перегородками и покрытая тесовой кровлей, отделяла монастырь от мира. За оградой находились скотный двор и баня. Иноки трудились на жалованной государями земле (более 160 десятин), в саду при новгородском подворье и огороде, впрочем, отобранном к 1675 году. Ловили рыбу на Ильмени. Находились богатые жертвователи и благотворители, но к концу XVIII века монастырь настолько обеднел, что сначала стал приписным, а в 1764 году был упразднён. Оба храма стали приходскими. В 1788 году пожар уничтожил все деревянные строения. Прихожане, не ожидая «доброго барина», в том же году выстроили каменный Преображенский храм с двумя приделами, северным - во имя Казанской иконы Божией Матери и южным - в честь преподобного Антония Леохновского, где под спудом почивали честные мощи святого.

12 февраля 1916 года Антониевский придел сгорел. Причём чудесным образом рака святого нисколько не пострадала. К осени того же года придел отремонтировали, установили и освятили новый иконостас.
В праздники в храме людей собиралось столько, что летом перед ним и трава не росла. На службе пели два хора. Из семи соседних храмов шёл крестный ход. 50 человек несли на носилках чудотворную Старорусскую икону Божией Матери из Старой Руссы. У леохновского храма и в Рублёвской пустыни после богослужений устраивались народное гулянье и ярмарка.
В 20-х гг. 20 века ещё сохранялись «вокруг храма великолепные берёзы весьма почтенного возраста, но без всяких признаков естественной дряхлости и с удивительно чистой корой по всему стволу дерева. Может быть, это была какая-то особая порода берёзы, а возможно, эти насаждения в Леохнове вели своё начало от корней тех деревьев, которые были посажены здесь ещё при Антонии… Обязательно надо держать в памяти чудесные белоствольные березы в Леохнове» .
Священники жили в двухэтажном, с каменным первым этажом, доме. Диакон и церковная прислуга - в двух других. У них имелось ухоженное, большое хозяйство, огороды, прекрасные сады. Держали рабочих и выездных лошадей.

«Причт Леохновской церкви состоит из священника, штатного диакона и псаломщика, - все трезвы и исправны», - писал в 1890 году будущий священномученик, митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), а тогда епископ Старорусский. «Священник Иоанн Курский производит особенно приятное впечатление. Это человек умный и усердный к своим пастырским обязанностям. Им открыта церковно-приходская школа, помещающаяся в верхнем этаже церковной сторожки. Заведующим и законоучителем сам отец Курский, а учителем - диакон Иоанн Наговский. Последний - из первого класса семинарии, но дело учительское ведёт удовлетворительно. Псаломщик Пётр Светлов, окончивший курс семинарии, по временам помогает священнику и диакону в школьных занятиях».
Школа, о которой упоминает святитель, по числу учеников стояла на третьем месте среди 25 сельских церковных школ Старорусского уезда. Отец Иоанн Курский за 40 лет бессменного служения в Леохновском храме  награждался грамотой Святейшего Синода, камилавкой, наперсным крестом. А палицей его удостоил святой Патриарх Тихон на Пасху 1918 года.
Большой редкостью в среде сельского духовенства являлся его сан протоиерея. Смерть батюшки 9 сентября 1918 года стала рубежом между мирной жизнью леохновского прихода и эпохой исповедничества и мученичества, давшей Леохнову своих новомучеников. За веру пострадали диакон Феодор и 53-летний протоиерей Владимир Семёновский, расстрелянный в сентябре 1937 года на Левашовской пустоши под Ленинградом. Да помилует и спасёт нас Господь их святыми молитвами!
В 1938 году в храме открылся клуб. Старшее поколение туда ходить туда опасалось, чтобы не прогневать Господа. Основания для этого имелись. Все помнили, как при разорении храма от могилы преподобного полыхнул огонь и опалил двух бесстрашных богохульников, вознамерившихся её вскрыть. Помнили также, как на глазах у всех неведомая сила сбросила плясунов со сцены, размещённой в алтаре, прокатила кубарем до дверей и вышвырнула вон.

В войну храм в числе 59-ти действующих в Новгородской епархии вошёл в состав Псковской миссии. Местные жители принесли в него то немногое церковное имущество, что с риском для себя спасли и сохранили. В этом плане замечательна история Старорусской иконы Божией Матери - огромной, в деревянном резном киоте. Изначально она пребывала в храме села Псижа. Когда закрыли  храм, деревенские бабушки сумели унести её в лес. В ожидании лучших времён завернули в клеёнку и спрятали в овраге. Лучшие времена, как ни странно, совпали с войной. И торжествующие старушки несли икону в Леохново по лесу и бездорожью десять километров. А на вопрос поражённого священника, как им это удалось (при размере два на три метра; она и весит соответственно), безмятежно ответили, что «она совсем легкая(!)»
21 апреля 1945 года православная община была официально зарегистрирована. Настоятель Михаил Зверев служил, несмотря на холод и разруху. Печи были уничтожены, а юго-западный угол разворотило снарядом. Зато в маленькие колокола (старые, слышные за 20 вёрст, были отправлены на переплавку в 1938 году), звонили настоящие, потомственные звонари Анастасия и Анфиса Кузнецовы. Их отец, Александр Фёдорович, много лет служил в Леохнове сторожем и звонарём.

Священники с конца 1940-х годов сменялись один за другим. Первым в череде пострадавших в этот период леохновских церковнослужителей стал уволенный по доносу отец Михаил Зверев.
В начале 1960-х годов коммунисты приступили к новому этапу «штурма небес». В местном масштабе он ознаменовался выступлением учителей, членов сельсовета и Старорусского райисполкома. Интеллигенция, «измученная острым культурным голодом», требовала утолить его путём переоборудования Леохновского храма под клуб. На подмогу ретивым безбожникам как из рога изобилия сыпались хрущёвские «антирелигиозные» постановления. Под грифами «секретно» и «для служебного пользования» уполномоченные отчитывались о принятых «Мерах по прекращению паломничества к так называемым “святым местам”» (постановление от 28 ноября 1958 года) и «Мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения» (постановление от 2 января 1964 года).

Из отчёта начальника 2-го отделения 4-ого отдела УКГБ, капитана Иванова: «…Ежегодно 23 июля в местечке Пустынька у деревни Рублёво отмечается религиозный праздник Антония Леохновского. К родникам стекаются паломники (несколько тысяч), молятся, берут “святую” воду, “святые” камни и т.д. В этом году 4-ым отделом УКГБ и партийно-советскими органами проведён ряд мероприятий. Ограду из валунов вокруг могилы [так в тексте отчёта] Антония Леохновского развалили трактором, снесли кресты, колодцы завалили». Правда, уже через два часа верующие отрыли колодцы. Святые ключи, колодцы, даже реки и озера заливали бетоном, заваливали землёй и строительным мусором, «замазучивали». Строили фермы (как правило, свиные) и огораживали. «Злостных организаторов» паломничеств и участников без долгих разговоров сажали в тюрьму, батюшек лишали регистрации.
С 1960 по 1968 год в Новгородской епархии из 33-х святых новгородских мест 31 было уничтожено. Из 40 действующих храмов осталось 25. В десяти районах области их не осталось вовсе. Но «непримиримое  наступление на мракобесие» почему-то никак не приносило ожидаемого успеха. Агитаторы с ужасом узнавали, что в колхозе имени Александра Невского в 43-х из 46-ти домов коммунистов висели иконы, в колхозе имени Калинина - в 94-х из 97. Леохновские прихожане, в которых «родной советской власти» не удалось убить энергию сопротивления, не побоялись отправить письма в защиту своего храма уполномоченному по делам Церкви и самому Хрущёву. «Уважаемый Никита Сергеевич, - писали крестьяне, - Вы сами знаете, что Церковь в период Отечественной войны играла большую роль. Нам кажется, а так оно и есть, что данный храм совершенно не приносит никакого вреда нашему советскому государству. Наоборот, все наставления, даваемые священником, направлены на пользу трудящихся». Поддержал свою паству епископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов). И чудо свершилось - храм отстояли.
Но трудностей у него было немало. Регулярные богослужения и планомерное восстановление скита возобновились в 1991 году, с приходом нынешнего настоятеля отца Александра. Всё пришлось делать заново: расчищать и осушать участки под застройку, проводить электричество, асфальтировать дорогу, строить дома - для священника и гостевой, необходимые хозяйственные постройки, налаживать отопление. Реставрировали памятник архитектуры XVIII века - храм в честь Преображения Господня. В его южном приделе установлен новый иконостас с иконами, написанными в московских мастерских. На очереди - иконостас главного храма и придела в честь Казанской иконы Божией Матери.
На тихом и уютном, как любой сельский погост, кладбище приведены в порядок могилы леохновских священников. Они покоятся у алтарной части  храма: прослужившие по 40 лет отец Иоанн Курский († 1918) и протодиакон Иоанн Наговский († 1925), отец Василий Лебедев († конец XIX века), отец Григорий Губанов († 1956), отец Михаил Каменев († 1971).

В северной части сохранился фамильный склеп помещиков-благотворителей Вейсов. Несколько лет назад появилась могилка слепой странницы Ольги, которую в Леохнове почитали и за которой ухаживали до последней минуты.
Закончен ремонт каменной, «изящной архитектуры» надвратной колокольни (1829), признанного образца строгого классицизма. Строится большой келейный корпус для  паломников.

Главная святыня Леохнова - почивающие под спудом мощи преподобного Антония. До разорения рядом с деревянной вызолоченной ракой хранились святыни, связанные с его памятью: келейный древний образ Нерукотворенного Спаса, чудесно уцелевший при пожаре 1788 года; чудотворный Корсунский образ Божией Матери; жернова, которыми преподобный Антоний молол хлеб, и каменный клевец (остроконечный молоток для обтесывания камня).
Нынешняя рака металлическая. На её верхней доске - образ преподобного Антония с бархатным венцом, расшитым бисером. Вокруг круглый год множество живых цветов.
Преподобный Антоний по-прежнему помогает в горе и отчаянии, подаёт утешение и надежду, возвращает к вере и покаянию, исцеляет болящих, в том числе - онкологических. Счастливые родители не раз извещали о появлении долгожданного младенца, которое случалось именно после молитвы святому. Был случай, когда у женщины, которую врачи объявили бесплодной, родилась тройня.
«И мы здесь спасаемся», - говорят батюшка с матушкой. На преподобного, да на Господа и Матерь Божию только и уповают. Сколько уже было поползновений на обитель! Злодеи травили сторожевых собак, крали иконы, дорогие строительные инструменты. «Лишь бы храм уберечь», - молятся леохновские насельники.

В прошлом году, когда прошла серия нападений, они попросили прихожан приезжать и дежурить по ночам. Те отказались наотрез: «страшно, слишком рискованно». Так и жили батюшка с матушкой несколько месяцев в полной боевой готовности - спали по очереди, не раздеваясь, ходили с дозором вокруг скита и молились. Необходимость вынудила - теперь привлекают в помощь профессиональную охрану.
У отца Александра всегда усталые глаза. Но смотрят они прямо в душу и явно видят её до самого дна. Непонятно, спит ли он когда-нибудь. Закончив исповедь в 2-3 часа ночи (обычное время для группы в 12-14 человек), в 7 утра идёт на проскомидию. Уже два года ездит служить в новый больничный храм и новый деревянный храм в Рублёвской пустыни. По-прямой  Пустынька находится примерно в четырёх километрах от Леохнова, но дорога заросла, добираться приходится в объезд, а это - 30 км. А кроме службы - окормление богадельни, уроки в трёх сельских школах, помощь строителям.

До революций Пустынь была неприкосновенна: порубки, как и выпас домашнего скота не допускались. В урочище находились деревянный храм с иконами в иконостасе, искусно вырезанными из дерева (видимо местным мастером), и три часовни. В одной из них находилась колодина, служившая преподобному во время сна изголовьем, основательно «изгрызенная» богомольцами «для здоровья».
А в пещере преподобного на стене висела старая покрытая копотью икона, и перед ней лампада. «Бойкая пожилая женщина довольно толково рассказывала собравшимся вокруг неё деревенским жителям, как пустынник Антоний жил в этой пещере, ходил за водой на соседний ключик, трудился на огороде, и по ночам молился “вот пред этой самой иконой”… Толпа сосредоточенно слушала, многие из женщин крестились» . Всё это бережно хранимое духовное богатство было уничтожено в советское время.
Ныне воссоздан Рублёвский храм, построена часовня над святым источником и установлен поклонный крест на склоне горы, там, где находилась пещера преподобного Антония. Живут там орлы и аисты, парят низко над дорогой, ходят по дороге и полю. Бояться им некого - кругом тихо и безлюдно. От некогда большой, живописной, в вишнёвых садах, деревни Рублёво, давшей название пустоши, не осталось и следа.
Спит ли матушка Марина - тоже великая тайна. Обычное её состояние в течение большей части суток - хлопоты между храмом и трапезной. Она варит, моет, убирает, поёт на клиросе, принимает гостей. По воскресеньям и праздникам, после Литургии - так уж у них заведено - всех приглашают на трапезу. И не просто чайку попить - кормят вкуснейшим обедом.

Однажды за обедом, охая и ахая от восторга, мы сообщили приостановившейся на секунду матушке (как считает своим долгом сообщить каждая вновь приехавшая группа), что у них так хорошо, что и уезжать не хочется. Матушка кивала, соглашалась, а потом погрустнела и сказала: «А вы приезжайте в ноябре или феврале. Когда кругом никого. Темно. Холодно». И наступило отрезвление.
Конечно, для нас здесь - праздник: встретят, накормят, окропят святой водой, расскажут о преподобном, отслужат молебен, исповедуют и причастят. А как они-то тут повседневно живут? Как справляются? Только постепенно открывается, чего стоило им поднять из разрухи храм и хозяйство, когда в первые годы в промороженном доме, ночью, чуть не по головам, бегали крысы, сколько стоил иконостас и как трудно было уговорить строителей работать добросовестно. Зимой и сейчас не хватает денег на оплату электричества. А сколько сил нужно, чтобы всё в храме блестело, а вокруг был рай земной? А огород, одна из печалей матушки Марины, был обихожен? Хорошо, что батюшка и поёт, и звонарь он прекрасный, и мастер на все руки! Его умение починить электричество, кстати, помогло в прошлом году уберечь храм. Батюшка сидел на столбе - починял перерезанные злоумышленниками провода, когда услышал, что они уже подобрались к скиту, и закричал, чтобы матушка вызывала милицию. А в этом году она сокрушалась, что заболела после Пасхи и не смогла принять питерских друзей - группу инвалидов-колясочников.

«Попросила перенести приезд, - переживает матушка, - теперь они не пройдут с нами крестным ходом...» На мои утешения и уговоры отвечает: «Ты не понимаешь. Это такое счастье ухаживать за ними. Они ведь мученики. Знала бы, как они молятся. Я и встала-то быстро, потому что они молились… Мы им так благодарны за то, что ездят к нам». Кстати, в новом гостевом доме для них предусмотрены специальные  приспособления и подъёмники.
Сегодня, как и девять лет назад, батюшка с матушкой по-прежнему вдвоём, без помощников. А они им очень нужны. Нужны и средства, так как доходов храма не хватает даже на текущие нужды. Местных прихожан мало - жизнь в близлежащих деревнях еле теплится. А впереди огромные работы в новом доме, восстановление иконостасов и очередной ремонт храма.

Когда 18 лет назад отец Александр и матушка Марина впервые приехали в Леохново, им открылась картина, которая могла повергнуть в отчаяние: камня на камне не сохранилось от хозяйственных построек и жилых домов. Фундамент церкви рассыпался, войти внутрь было опасно: пол под ногами проваливался, потолок осыпался и был готов вовсе обрушиться. Но они вошли. Потому что мерзость запустения так и не смогла заглушить благодатность святого места. И потому что верили - Господь не даст крест сверх силы. А ещё потому, что тоже сразу почувствовали себя дома. Они  помолились… Глубоко вздохнули…И засучили рукава…

ТРОПАРЬ
преподобному Антонию Леохновскому
Глас 1.
Пустынный житель и в телеси ангел, богоносец показался ecи
пощением и бдением отче наш Антоние, небесный дар приял ecи:
исцеляеши недужныя и души притекающих с верою
к раце честных мощей твоих.
Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя,
слава Действующему тобою всем исцеления.

Праздники преподобного Антония Леохновского:
1. В праздник Вознесения Господня - память пришествия преподобного из Рублёвской пустыни в Леохново.
2. Вторая пятница после праздника святых апостолов Петра и Павла - память обретения и перенесения мощей преподобного из Новгорода в Леохново.
3. 17/30 октября - день памяти святого (отмечается во всех храмах Новгородской и Старорусской епархии).

Адрес обители преподобного Антония Леохновского:
175213, Новгородская область, Старорусский район, почтовое отделение Виленка, село Леохново, Спасо-Преображенский храм. Настоятелю.
Телефон: 8 (81652) 754 35

Леохново, батюшки, о.Александр

Previous post Next post
Up