Благодаря Китаю Иртыш может стать несудоходным.Южнее Омска это будет болото, которое оставит Омск без питьевой воды и прекратит работу ГЭС. Уменьшение стока рек на юге Сибири на 10-20% ожидаются к 2015 году .
Возможность российских властей влиять на эту ситуацию имеет исключительно декларативный характер. Дело в том, что Китай не присоединился к Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (1992г.) и Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997г.). Поэтому мы не можем подать на КНР в международные суды, которые обязали бы его изменить свою водную политику.
- Но надо иметь в виду, что Иртыш - это лишь одна река. Куда большие проблемы мы имеем на крупных притоках Амура - Аргуни и Сунгари, - говорит и.о. зам. директора Института водных проблем РАН Михаил Болгов.
«СП»: - А что ожидать от Китая дальше?
- Их крупнейшие реки превратились в маленькие ручейки промышленной грязи, сбрасываемые в Тихий океан, включая крупнейшую - Хуанхэ. Из Янцзы вся вода, которая не потребляется промышленностью на месте, уже ушла на север. Остальные реки попросту выжаты. И воды катастрофически не хватает. Китаю, чтобы гасить социальное напряжение, ничего не остается, кроме как раскручивать промышленный рост. А без воды он невозможен. Поэтому они продолжают нам улыбаться на переговорах, а планируют и дальше забирать воду.
Производится интенсивный забор, более 1 куб.км в год, из главного притока Амура - реки Аргунь. Это приводит к значительному обмелению Аргуни, что наносит непоправимый вред экологии - от массовой гибели уток, рыбы и другого зверья до гибели лесов. Кроме того, - к смещению границы вглубь российской территории.
СП»: - Какими возможностями обладает Россия, чтобы отстаивать свои интересы?
- Фактически мы можем только высылать им ноты протеста по линии МИДа. Они нам шлют свои ноты: «Деваться некуда, у нас проблемы, китайцы и русские братья навек»! Ну так и есть - деваться нам от них, правда, некуда.
Конечно, они не могут отпираться от данных совместно проведенных анализов, которые доказывают, что стоки от них идут очень грязные. Но ничего, кроме политкорректных улыбок, в ответ мы не видим. А других инструментов влияния нет.
Полностью здесь