Памяти протоиерея Олега Кириллова

Oct 23, 2016 15:23





Двадцать лет назад мы с тётушкой вызвали священника к умирающей матушке. Вечером позвонил отец Марк и спросил: Можно я приду утром? - Да,- сказали мы. - А она доживёт до утра? А то грех на мне будет. - Должна, - сказали мы.
Утром пршёл отец Олег.
- Сколько вы возьмёте? - первым делом спросила я. - Вы что думате, если у вас нет денег так я уйду?!!!  - возмутился он в ответ. - Сколько сможете.  Ругал нас, что дотянули до последнего. Потом предложил освятить квартиру. Квартира была нестандартная, мы решили, ему любопытно. Он освятил квартиру, задавая кучу вопросов. Потом ещё о чём-то говорил. Помню, про суеверия: "Я был в отпуске в Париже, звонит отец Марк  - я тут зашиваюсь, срочно прилетай! Лечу  в Москву 13-го в пятницу. Захожу - самолёт почти пустой, человек десять, а стюардесса бросается ко мне и говорит: Ну слава Богу, батюшка, теперь нам не страшно! А я ей: Да ты, матушка, дура! Где есть вера -  там нет места суеверию.
Он ушёл... и унёс всю тоску. Она растаяла, а тётушка засмеялась - до этого  она не улыбалась полгода...  Вот снял, и всё. Мать умерла на следующий день.
В том же году умер отец Марк -  восстановил храм, построил Сибирское подворье, успел принять монашество, и умер. Словно его для этого привели в этот мир.  Отец Олег целый год не выходил из храма - он был один с диаконом Вениамином. Как ни зайдёшь - в храме.
Отца Марка часто показывали по телевизору - многие приходили в храм со словами: Батюшка, я видел вас по телевизору. Отец Марк служил не часто - он строил, строил, договаривался, восстанавливал, реставрировал, искал средства... снова строил... Отец Олег служил, служил, служил... На разных поприщах, но они оба вкалывали.
Священников двое, дьякон один - и отец Олег часто служил один. Исповедовал, давал возгласы, бегал от аналоя в алтарь...
Через год прислали нового настоятеля, а с ним и  дополнительного священника.  Это было несправедливо. Это сложно было понять. С этим до сих пор сложно смириться.
Настоятель был стар, невысок,  благообразен, священник высок, красив и аскетичен.  И они были чужие. Они не восстанавливали храм с нуля.
Отец Олег перевёлся  в храм святой Екатерины, а оттуда - в Канаду.
В таких случаях пишут - значит вы доросли, чтобы приходить ко Христу, а не к батюшке.
Это правда. И я даже знаю, что положительного   лично мне дал переход отца Олега в храм святой Екатерины.   Но несправедливость от этого никуда не девается.
Новый настоятель умер через год. Новым стал тот второй, красивый и аскетичный священник. Не сразу.
Его можно понять -  после восьми, кажется, лет и.о. он стал настоятелем в храме, где до него двое умерли.
Он  умён, аскетичен и интеллигентен, и не его прислали на смену отцу Марку и отцу Олегу.  Он старается и сделал много - но он  не отец Олег.
В календаре, изданном храмом лет десять назад, отцу Олегу, вместе с отцом Марком поднявшему храм из развалин,  отведена одна фотография.
Несколько лет назад отец Олег вернулся в Москву на пенсию.
И появлялся в храме.
И когда он общался  с детьми и прихожанами, со стороны можно было видеть, как в них словно зажигаются фонарики. Они реально начинали светиться.
И я даже могу увидеть Промысел и в отъезде и в возвращении - в том числе, чтобы проводить дьякона Вениамина и, наверное,  ещё нескольких своих друзей и прихожан.
В Торонто тоже увидят свой Промысел.
Сегодня вспоминали, одноклассница рассказывала: Отец Олег принимает исповедь. Вдруг вопль на весь храм: Ну если ты такая святая, не грешишь вообще, то принеси нам свою фотографию - мы будем на тебя молиться! Самое, говорит, прикольное, что через несколько дней женщина принесла ему свою фотографию, большую и цветную. Что было дальше, она не знает.

Запомнилось, как он говорил: С Господом Богом не торгуются.
Никогда не говорите "я постараюсь" (исправиться, не грешить больше), только - "я сделаю".
Некоторые говорят мне - я знаком с отцом Олегом, мне стыдно ему исповедоваться. Да если б я помнил  ваши грехи, я сошёл бы с ума! Я ничего не помню! Но если вам стыдно - идите  в любой храм, к любому священнику - только кайтесь!
(Если вы читали  книги священников, тогда многие писали прямо противоположные вещи,
 рассуждали о "духовном блуде", приводили в пример век девятнадцатый.)

А отец Александр сказал: Я вырос в верующей семье в Ленинграде, привык к священникам, которые были в Кафедральном соборе, когда я меня перевели в Москву, сюда (дьяконом, странно, мне казалось отец Александр вообще отца Олега не застал) и я увидел отца Олега, я был в шоке. Но потом привык... несмотря на свои недостатки отец Олег...
Я не запомнила речь полностью, но слово недостатки отец Александр произнёс несколько раз. А я всё не могла понять, что он считает недостатками. Вспыльчивость?  В  ней никогда не было злобы или грубости. Это были непосресредственность и удивление -Что вы стоите на службе с руками в карманах?! Выньте руки из карманов, выньте! - сказал он мне на самой первой моей службе. Но  во вспыльчивых словах всегда была добрая ирония.
То, что его нельзя было назвать красавцем? Так он служил в паре с отцом Марком - богатырской красоты хватило бы и на десяток священников.
Вот иногда бывает, - продолжил отец Александр, - батюшка и батюшка, умер и умер... А отца Олега запомнили. И, несмотря на все его недостатки, люди при виде его начинали улыбаться...
Не только улыбаться, но и светиться, сама видела.
А когда младенец упрямился и  не хотел принимать  Причастие, отец Олег наклонялся к нему и говорил: Ням-ням-ням-ням-ням! В трёх случаях из четырёх удивлённое дитя открывало рот, и всегда все прихожане улыбались.
( Обычно в таких случаях говорят - подойдите попозже или вообще ребёнка уносят)
Он говорил:  Хожу с палочкой, потому что священнику с палочкой всегда в метро место уступают.
Хорохорился - ему действительно трудно было ходить, даже с палочкой.

- У нас были сложности с отпеванием, поэтому отпевали его вчера,  - говорил отец Александр, - дело в том, что отец Олег гражданин Германии, мы вообще не знали, сможем ли его отпеть здесь, но получилось...

Я не знала, что он сын эмигрантов, гражданин Германии, ну как же - ведь все священники КГБшники.
Вспыльчивый, весёлый, толстый и юморной отец Олег, красавец древнерусский богатырь отец Марк,  дьякон Венамин, тоже юморной и мощный - они были первыми нашими священниками. Нам повезло.
Нам безумно повезло, что когда храм святителя Филиппа открылся к нам прислали отца Олега.
Святителю отче Филиппе, ты ведь не оставишь его там?



Искала в сети, и единственное, что нашла - вот эту запись из Торонто.
http://christthesavioursobor.com/?q=node/540

Религия

Previous post Next post
Up