Русскость или Сверхмодерн или возвращение Хромой Козы.

May 12, 2012 19:40



Источник: http://olgatorez.www.tumix.ru/?page=blog&blog_id=12650
16 июня 2011 г., 00:06

Телеэфир переполнен советским кинематографом… Смотришь и удивляешься, насколько мир изменился, насколько изменилась трансляция этого самого мира… конечно речь, прежде всего, о социальном мире и о мире внутри человеческих отношений…

Мир человеческих отношений советского общества… каков он был и что изменилось? И почему? Вот вопросы актуальные сегодня. Кто-то поспешит вставить свое слово… сово-о-ок… кому он ну-ужен… Но, если абстрагироваться от мистификаций прошлого и беспристрастно попытаться разобраться в том, что тебя окружает, а разбираясь, выглянуть из-за ширмы мифов и опостылевшего визжания про совковые кошмарики и тут-то и открывается совсем иной мир.

Отказавшись от всего советского, паразитируя на его достижениях, мы пришли совершенно к другому типу общества. Общество в котором приветствуется калейдоскопичность сознания, поверхностность, безразличие к таланту и человеку вообще, безнравственность, чередуясь, со злонравственностью, окрашивается хамством и Бог знает чем еще… и все это наше родное русское общество… но ведь… оно было совсем иным.. совсем недавно и совсем иным… В том другом обществе главенствовало достоинство и честь человека, уважение старших и опека над младшими, молодежь мечтала и верила в реализацию своих мечтаний, дрались, конечно, но до первой крови  (не насмерть, как сейчас), а главное презиралось предательство и чечевичная похлебка. Но что-то изменилось, что-то надломилось внутри человека, внутри общества и из небытия вылезло наружу все мерзкое, звериное, инстинктивное, преграждая дорогу свету.

И вот, глядя на современную Россию, задаешься простым вопросом, а куда, собственно, все подевалось?  И откуда все это взялось? Куда делся русский коллективизм, и постиндустриальный в том числе, куда делись мечты несущие в космическую даль, куда делись шедевры кинематографа и непревзойденные певцы и поэты, о театре вообще говорить не хочется, ощущение, что он просто умер…  умер вместе с актерами того поколения..

Но… ведь русские… они совершенно другие по природе своей… они другой имеют код, прежде всего иной культурный код. Как говорил поэт «…Сотри случайные черты и ты увидишь лик прекрасен..» Так, что же это за случайные черты? Чем была русская культура в русском обществе? Отбросив постмодернистскую поверхностность попытаемся проникнуть вглубь… вглубь русскости.

Модернизация… модернизация… теперь уже и модернизация сознания и чего-то там еще.. совсем немного людей понимающих, что, как и зачем модернизируется, но в повестке дня «модернизация» стоит на первом и единственном месте..  Но недоумение сменяется разочарованием.. и вот почему… В России модернизировать НЕЧЕГО…  вот просто совсем нечего, модернизировать можно, взяв человека из деревни перевезти его в город, предоставить лучшие условия в городе, чем в деревне и дать ему работу и образование и возможность воспроизводиться…  при  условии слома традиционного миропонимания на другой… модерновый… где функционируют совершенно другие регуляторы нежели в традиционном обществе… ну, скажите, где у нас в России такие слои в обществе? Где они? Не тратьте время…  не ищите…  их нет. В России традиция сломана во времена нашествия монголо-татарского ига, да и Петр с его батюшкой постарались, да так, что ни о какой традиции говорить уже и не приходиться. Дальше, а где в России западный индивидуализм, который при сломе традиции (которой давно нет) становится на первое место? Кто-то скажет, вот Сталин отоспался на деревне…  ага, а вместо этого построил колхозы, советское предприятие, т.е. коллективизм чистой воды и, кстати, и постиндустриальный коллективизм в виде академгородков тоже. Так где же атомизация общества, так важная для западного модерна? И тут прокол…

Так идем дальше… Твердое знание и понимание, губительного для человека разделения техники и культуры, давало возможность выстроить модель русского развития таким образом, чтобы этого разрыва не происходило или, по крайней мере, чтобы он был как можно меньшим, а западный человек, поставив себя во главу угла не стал с этим церемониться, да и зачем ведь есть же закон, который всегда придет на помощь…

Но самое главное отличие русского человека  от  западного, это то, что русские поверили в человека, они всегда в него верили, верили в то, что несовершенную природу человека можно и нужно изменять, естественно, только в лучшую сторону , в сторону восхождения. И все попытки и начинания русских космистов, Красина, Богданова, Луначарского, Вернадского, Пролеткульта было направлено на решение этих вопросов. И здесь снова нет ничего общего с модерном, ведь модерн решил окончательно и бесповоротно, что человек зол по природе своей и эта константа постоянна, поэтому есть только одна возможность наладить жизнь общества, это направить злую человеческую энергию на благо общества, а любые попытки  проявления этого самого зла, жестко карать законом. Право - главный регулятор европейского общества чего совершенно не скажешь про нас, про русских… «Закон, как дышло, куда повернул, туда и вышло» и т.д. и т.п. красочно иллюстрируют отношение русского народа к попыткам загнать его в правовые рамки. Русские не взяли западную правовую модель и не  сделали акцент на законе… ну не взяли и все тут! Они поступили по своему, как всегда… по-русски… И, кстати, не промахнулись…

Культура… не та культурка, царящая ныне, а РУССКАЯ КУЛЬТУРА. В ее блеске и величии! Все мы (пока еще) знаем имена: Пушкина, Толстого, Некрасова, Островского, Маяковского, Крапивина и всех тех, кто составляет весь русский культурный пласт. Стихи и прозы. Рассказы и романы-эпопеи. Ими зачитывались, над ними размышляли, ими воспитывали новые поколения… Писатели и поэты в России были светочем правды и… проповедниками, светскими проповедниками, вложившими в свои проповеди всю свою РУССКУЮ ДУШУ… Их проповеди были и чистым небом, и ясным солнцем, и живительным благом, и «Крошка сын к отцу пришел и сказала кроха, что такое хорошо и что такое плохо?» В них был  призыв человеческой души и разума к непрестанному труду, зов на вечный бой и помощь в этом бою, в них была дорога ведущая к свету… дорога ведущая к спасению… Россия была КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧНОЙ. Культура для русских была, есть и будет тем самым регулятором  общества, в отсутствии, которого любое общество (а русское в особенности) ломается и разваливается на кусочки.

При всем при этом Америку открыть уже невозможно, казалось бы, ведь все это понятно и очевидно, что русский человек и европейский, ну совсем, разные по сути своей, так зачем же, заставляя Россию идти по пути модернизации, грубо говоря, насилуя ее, не обращая внимание на ее предсмертные муки? Ведь, если учесть нашу разность становится ясно, что нам эта модель не подходит. Нам нужна модель русского альтернативного развития, ведь она же у нас есть, нужно только проявить чудеса человеческой памяти и вспомнить азы этого развития. Но складывается ощущение, что модернизаторы готовые идти до конца (в прямом смысле), не задумываются  о нашей судьбе, несмотря на очевидность факта несовместимости модернизационной жизни с жизнью российской, чему есть, прямые доказательства,  одно из которых, недавно прошедшая конференция, повестка дня, которой: «Русская культурная матрица тормоз на пути  развития или его опора»       http://www.politforums.ru/culture/1303359922.html      (один из ее почитателей-зачинателей Дондурей, собственной персоной, явившись  к нам в Тюмень, как засланный казачок) т.е. уже добрались до тех культурных кодов, до той самой культуры, которая держала русский народ, давала силу и освещала путь… мало того, что нам просто подсунули, подменили ее симулякром и смеховой культурой, которая, ничего общего не имеет ни с высоким искусством, ни с народным фольклором… и так уже затравили русского человека, что дальше некуда… но растет молодежь, которая каким-то удивительным образом не смутировала, не поддалась на провокации, и, которая совсем не хочет умирать. Но нужна ей позарез инъекция Жизни, подлинности, инъекция РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ для того, чтоб окрепли молодые сердца, прояснились головы и выстояли на стороне Жизни вместе со своей ослабленной матушкой-Россией. В связи с этим на повестку дня ставится, пожалуй, один из главных вопросов: «Возвращение русскости» и очевидный здесь факт, что начинать нужно с РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ…

русский, матрица, советский, фольклор, модернизация, пушкин, культура

Previous post Next post
Up